• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегический менеджмент

Дисциплина «Стратегический менеджмент» является дисциплиной по выбору объединенного учебного плана подготовки магистров по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», магистерская программа «Экономика» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

«Стратегический менеджмент» как учебная дисциплина обеспечивает приобретение студентами знаний в области стратегического управления, формирование у магистрантов системного подхода к стратегическому управлению организацией. По итогам ее изучения студенты  должны представлять связь между стратегическими решениями и результатами деятельности компании; уметь оценивать условия и факторы, влияющие на принятие стратегических решений;  знать и применять методы сбора и анализа информации; уметь формулировать стратегия для организации.

В содержание дисциплины «Стратегический менеджмент» входит изучение тем:

Понятие стратегии. Развитие идеи о стратегии. Понимание стратегии Портера, Маркидса, Кея. Ключевые факторы успеха. Конкурентное преимущество. Стратегическое мышление. Предвиденье будущего. Особенности стратегического мышления (Омае, Нейлбафф, Минцберг). Процесс стратегического управления. Иерархия стратегий. Корпоративная стратегия. Стратегия бизнес-единицы. Функциональные стратегии (финансовая, HR, IT, маркетинговая, R&D и др.). Система заинтересованных сторон. Системный анализ влияния и ожиданий стейкхолдеров. Цели организации. Миссия, стратегическое видение и ключевые ценности организации; стратегические цели. Ресурсный подход к стратегии. Модели Гранта и Кэя. Анализ ресурсов. Ключевые компетенции. Динамические компетенции (модели Тиса и Миядзаки). Изменение стратегической парадигмы.  Системная рамка стратегического управления. Понятие глобального окружения (макросреды, макрофакторы). Сканирование, мониторинг и предвидение изменений. Цели анализа глобального окружения (Fahey and Narayanan). Типы неопределенности. Сценарное планирование. Форсайт-исследования. PEST-анализ. Понятие конкурентной среды. Основные экономические характеристики отрасли.

Анализ заинтересованных сторон (анализ стейкхолдеров). Модель 5 сил Портера (угроза вхождения в отрасль новых конкурентов; интенсивность соперничества между действующими конкурентами;  давление со стороны продуктов-субститутов; рыночная власть покупателей; рыночная власть поставщиков). Исследование поведения покупателей. Факторы внешнего влияния на поведение покупателей. Модель Value Net. Понятие комплементоров. Карты стратегических групп. Конкурентный анализ. Гиперконкуренция. Понятие внутренней среды. Построение и анализ цепочек создания ценности. Пути реорганизации цепочек создания ценности. Интеграция внешней и внутренней среды: SWOT-анализ. Роль ресурсов и способностей организации в формулировании стратегии (ресурсный подход) и достижении устойчивого конкурентного преимущества. Оценка эффективности работы организации. Роль финансовых показателей в оценке организационной эффективности. Balanced Scorecard. Бенчмаркинг. Анализ жизненного цикла продукции и сегментации рынка: Бостонская матрица, Матрица McKinsey, Продуктово-рыночная матрица. Стратегия дифференциации. Стратегия минимизации издержек. Стратегия концентрации. Преимущества и риски каждого типа стратегии. Гибридные стратегии. Стратегия «голубого океана». Стратегия и турбулентность на рынке. Стратегия проникновения на рынок. Стратегия развития продукта. Стратегия развития рынка. Стратегия диверсификации. Эффективность различных стратегий роста. Факторы интернационализации компании. Multydomestic, global, international strategies. Организационные системы и стратегические изменения. Стратегическое лидерство. Система контроля реализации стратегии. Система оценки результатов деятельности компании. Поведенческие аспекты контроля. Корпоративное управление.

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции,  семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий, деловых и ролевых игр, разбором практических задач и кейсов.

Текущий контроль включает в себя:

- Домашняя работа – Проект. Студентами последовательно выполняется групповое задание в соответствие с методологией стратегического анализа. На защиту выносится каждый этап работ. В течение занятий оценивается степень активности студента и его домашняя подготовка к занятию, а также презентационные навыки.

- Контрольная работа в письменной форме. Студент демонстрирует знание понятийно-категориального аппарата стратегического менеджмента.