• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На иностранных языках придется говорить

На ЕГЭ по иностранным языкам участникам теперь придется не только сдавать письменный экзамен, но и демонстрировать свое умение говорить. Раздел, содержащий устные ответы на задания, пока будет добровольным, однако претендентам на высокие баллы сдавать его придется.

В 2015 учебном году экзамен по иностранному языку состоит из двух частей: письменной и устной. Максимальное количество баллов за письменную часть – 80 баллов. Максимальное количество баллов за устную часть – 20 баллов. Сдача устной части ЕГЭ возможна только по желанию выпускника.

Разбор заданий в ЕГЭ по английскому языку для вас подготовила доцент кафедры иностранных языков НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Иванова Римма Анваровна.

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ

Экзаменационная работа содержит разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».

Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, во все разделы включаются наряду с заданиями базового уровня задания более высоких уровней сложности.

В работу по иностранным языкам включены 38 заданий с кратким ответом и 2 задания открытого типа с развернутым ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

– задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму;

– задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.

Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.

I.                 ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ

Первый этап ЕГЭ представлена четырьмя разделами: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо.

1.1.         Раздел 1 «Аудирование» содержит 3 типовых задания. Рекомендуемое время на выполнение заданий раздела 1 составляет 30 минут.

1.1.1. Задание В1

Это задание включает в себя прослушивание 6 высказываний и установление соответствия между высказываниями каждого участника A-F и утверждениями, данными в списке 1-7. В задании есть одно лишнее утверждение. Запись прослушивается дважды.

Комментарий

1.               Перед выполнением задания внимательно прочитайте вопросы, на которые Вам предстоит дать ответ. У Вас будет 20 секунд до первого прослушивания. Подчеркните ключевые слова в вопросах и постарайтесь заранее догадаться, на какую тему будут высказывания.

2.               Все вопросы в задании 1 посвящены одной тематике и, как правило, перекликаются между собой.

3.               Важно, чтобы утверждение, соотносимое с высказыванием, отражало его общий смысл. При этом не следует опираться на схожие слова, поскольку они могут привести Вас к неправильному выводу.

1.1.2. Задания А1-А7

Вторая запись включает в себя диалог между разными людьми на различные темы, такие, как «Education», «Meals», «Relations in the Family», «My Future Profession» и другие. В этом случае Вы должны определить, какие утверждения соответствуют содержанию диалога, а какие  - нет, а также определить задания, в которых нет ни положительного, ни отрицательного ответа. Запись прослушивается дважды.

Комментарий

1.               При выполнении задания 2 следует помнить о том, что важно понять текст в целом с тем, чтобы правильно его интерпретировать.

2.               Ответ «false» следует выбирать в тех случаях, когда в тексте есть утверждение, данное противоположному.

3.               Ответ «not stated» будет корректным, когда собеседники обсуждают некую проблему, но детали данной проблемы не конкретизируются.

1.1.3. Задания А8-А14

Задание 3 также предполагает диалогическое высказывание, представленное как интервью. В этом задании Вы должны выбрать правильный вариант, наиболее точно соответствующий содержанию прослушанного интервью. Запись прослушивается дважды.

Комментарий

Задание 3 требует самого внимательного прослушивания. По уровню заданий оно является самым сложным. Вам необходимо прослушать текст интервью и ответить на семь вопросов с выбором ответа, продемонстрировав полное понимание деталей текста. В каждом вопросе даны три возможных варианта ответа.

1.               Некоторые вопросы являются законченными вопросами, а некоторые вопросы предполагают продолжение, которое нужно выбрать на основании трех опций.

2.               Данное задание содержит вопросы, связанные с умением подбирать синонимы и синонимические конструкции к отдельным словам или фразам из текста. Возможным является использование приема «от обратного», что требует от выпускника не только устойчивых лексических навыков, но и широкого фона культурного знания.

1.2.        Раздел «Чтение» включает 3 типа заданий. Рекомендуемое время на выполнение заданий раздела 2 составляет 30 минут.

1.2.1. Задание В2

Первое задание включает в себя вопросы, связанные с установлением соответствий между заголовками 1-8 и текстами A-G. В задании есть один лишний заголовок. Это задание проверяет умение абитуриента понимать общий смысл текста и умение логично и корректно подбирать заголовок к каждому информационному блоку.

Комментарий

1.               Все тексты имеют много общего и подобраны по одной тематике.

2.               Важно обратить внимание на детали каждого небольшого текста.

1.2.2. Задание В3

Второе задание предполагает чтение текста, который чаще всего относится к научно-популярному жанру и представляет собой небольшой отрывок научной статьи. В этом тексте имеется шесть пропусков, которые нужно заполнить корректными недостающими частями предложений. В тексте шесть пропусков, а отрывков предложений представлено семь, то есть нужно найти лишний.

Комментарий

1.               Необходимо сразу прочитать весть текст, не останавливаясь на пропусках.

2.               Далее прочитать второй раз и уже на этом этапе Вам следует закончить те смысловые отрывки, которые для Вас  не представляют особых трудностей.

3.               Воспользуйтесь смысловыми подсказками в тексте – найдите служебные слова, например, такие, как ‘this’, ‘that’, ‘it’.

4.               Заканчивая выполнение задания, внимательно прочитайте полученный текст еще раз, обращая пристальное внимание на логические связи в тексте.

1.2.3. Задания А15–А21

Задание 3 содержит самый большой текст объемом около 600 слов и является самым сложным заданием в разделе «Чтение», поэтому на выполнение этого задания следует оставить больше времени. К тексту даны семь вопросов с выбором ответа. Вопросы в задании появляются по мере поступления информации в тексте, то есть последовательно. В этом задании проверяется умение полностью понять содержание прочитанного, умение определять логические связи в предложении и между частями текста; умение делать выводы из прочитанного («читать между строк»), а также умение догадаться о значение слова (выражения) по контексту.

Комментарий

1.               Сначала быстро прочитайте весь текст, не погружаясь в детали. 

2.               При выполнении каждого задания внимательно перечитывайте только ту часть, где должен быть ответ.

3.               Прочитайте первый вопрос, подчеркните ключевые слова и найдите тот фрагмент текста, где должен быть ответ. Этим фрагментом может быть одно слово, выражение, целое предложение или абзац.

4.               Выберете правильный ответ, обязательно подчеркнув то место в тексте, которое подтверждает ответ.

5.               Не пытайтесь найти точно такие же слова и выражения, которые содержатся в вопросе, в самом тексте. Усвойте, что вам нужно найти синонимичные способы выражения одной и той же мысли.

Пример

Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2014 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Getting What He Deserved?

There were seven or eight of us in the line, waiting to pay the cashier for our lunches. We were all in a hurry because that’s the way of the American business-day lunch. At the front of the line there was a pretty woman with a small boy of about eight. He was a cute little fellow wearing black jeans, white sneakers and a blue pullover sweater. A shock of dark hair fell over his eyes. He looked very much like his mother.

А15

The people in the cafe were all in a hurry because

                   they had to buy their lunch far away from the office

                   they wanted to be the first in line to pay for the book

                   it was the way they normally behaved at lunch time

                   they had to buy their lunch before the cashier left for her lunch

Комментарий

Разберём первый вопрос-предположение. Читаем: The people in the cafe were all in a hurry because… Подчеркнём важное - were all in a hurry.В первом абзаце находим подтверждение, что мы знаем, где искать ответ: We were all in a hurry because… Далее, прочитываем варианты ответов и шаг за шагом исключаем ненужные варианты: нигде не сказано, что theyhadtobuytheirlunchfarawayfromtheoffice, или что theyhadtobuytheirlunchbeforethecashierleftforherlunch. Что касается theywantedtobethefirstnlinetopayforthefood, в тексте говорится, что theywerewaitingtopay, но нет информации о том, что они хотели быть первыми в очереди. Рассмотрим третий вариант ответа: it was the way they normally behaved at lunch time. То есть это было в обычное для них обеденное время. А в тексте есть фраза - That’sthewayoftheAmericanbusiness-daylunch – так американцы проводят свое обеденное время. Значит, правильный вариант ответа под номером 3.  В ходе логического рассуждения и правильного понимания текста (!) был найден правильный вариант ответа.

1.3. Раздел 3 «Грамматика и лексика» включает 3 вида контрольных испытаний, содержащих 20 заданий. Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела составляет 40 минут. В разделе «Грамматика и лексика» задания относятся к двум уровням - базовому и повышенному. Данный раздел включает следующие типы лексико-грамматических заданий: определение требуемой грамматической формы заданного слова; определение однокоренного слова; выбор правильного варианта из четырех предложенных.

1.3.1. Задания В4-В10

Первое задание из раздела «Грамматика и лексика» направлено на выявление сформированности грамматических навыков. Это задание, как правило, включает в себя 2 небольших по объему текста.

В этом задании требуется заполнить пропуски, используя грамматические правила английского языка. Данное слово или словосочетание нужно обязательно изменить – имя существительное употребить либо в форме притяжательного падежа, либо изменить грамматическую категорию числа – изменить форму единственного числа во множественное, или наоборот. Местоимения также следует изменить, например, местоимение we может быть представлено такими формами, как us, our, ours, ourselves.

Глагол, как правило, следует использовать в другой видовременной форме. Нужно обязательно помнить о правиле согласования времен, или о правиле изменения прямой речи в косвенную речь или добавить модальный глагол can, mustmay .

Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2014 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Преобразуйте приведенные ниже тексты. Преобразуйте, если необходимо, напечатанное заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В4- В10, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текстов. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует заданию из группы В4- В10.

New Seven Wonders of the World: Teotihuacan

 

Long ago Teotihuacan was an important and

 

 

religious and economic centre. However, after

 

B4

there ____ a great fire, for some unknown

BE

 

reason all the population decided to live the city.

 

 

This happened in 650D.

 

B5

Since then Teotihuacan ____ the Aztecs, the

SEE

 

Spanish invasion and many other people and

 

 

events.

 

 

Nowadays Teotihuacan is visited by millions

 

 

of people every year. Archeologists are sure

 

B6

that it ____ popular in the future being a

REMAIN

 

Must-see if you’re in Mexico-City.

 

Комментарий

Под номером В4 следует вставить форму глагола were , так как в данном случае используется грамматический оборот therewas / therewere. Форму глагола were следует выбрать, исходя из того, что в целом текст посвящен событиям прошлого, поэтому нужно употребить форму Past Simple.

В5 – форма Present Perfect hasseen обусловлена наличием сигнала since .

В6 – нужно выбрать форму Future Simple, так как действие в предложении направлено на проспективу его выполнения в будущем.

NEW SEVEN WONDERS OF THE WORLD:

THE FORBIDDEN CITY

 

Today the forbidden City is a public museum visited

 

 

By millions of tourists from around the world. Until

 

 

1924 when the last emperor of China had to live the

 

B7

Palace, 24 emperors of the two dynasties ___ here.

rule

B8

Chinese people ____ a lot of time and money in

invest

 

the Forbidden City lately and it is a fantastic place

 

 

To walk and dream of the past centuries.

 

 

People from over the world can see a traditional

 

B9

Palace architecture, enjoy the treasures ____ in the

keep

 

Palace, and learn of the legends and anecdotes about

 

 

the imperial family and the court.

 

B10

Protected by UNESCO, The Palace Museum ____

visit

 

by millions of tourists every year.

 

Комментарий

B7 – форма глагола Past Perfect / Past Perfect Continuous hadruled / hadbeenruling – обе эти формы возможны, так как обе эти формы показывают предшествование одного действия в прошлом другому действию в прошлом, используется правило согласования времен. Выбор между этими формами зависит от действия, которое Вам кажется более предпочтительным: законченное действие иди действие в процессе.

В8 – форма глагола Present Perfect haveinvested обусловлена тем обстоятельством, что сказуемое обозначает завершенное действие в прошлом и сочетается в предложении со временем Present Simple.

B9 – форма глагола kept выступает в данном случае как последняя, третья форма глагола (keep – kept – kept), то есть the Past Participle Passive / Participle II. Данное причастие вместе с зависимыми словами выступает в качестве распространенного определения к слову thetreasures .

В10 – форма глагола Present Simple Passive isvisited , поскольку действие в этом предложении направлено на объект The Palace Museum. Формальным показателем пассивной конструкции является предлог by.

1.3.2. Задания В11-В16

Данный тип контрольного тестирования содержит текст, который несет фактическую информацию. В каждом пропуске может быть только одно слово от слова-опоры.

Прочитайте приведенный ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных В11- В16, однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию В11 –В16.

 

В11

I have only been once to an art _____. In fact, the Tate in

EXHIBIT

 

London was my introduction  to modern art, but although

 

 

the gallery was quite interesting, I found the pictures

 

 

difficult to understand.

 

В12

The _____ in the exhibition were by famous

PAINT

В13

_____  from all over the world. Our guide told us

ART

 

about each painting, and I listened carefully to her

 

 

explanations.

 

 

After she had given us а description of а painting by

 

В14

Picasso, I asked her what it all _____. She said we

MEAN

В15

should not look for meaning but for _____, as the

PLEASE

 

most important thing was to enjoy the shapes and colours.

 

В16

I found this advice а complete _____.

REVEAL

Комментарий

При выполнении такого рода задания следует вспомнить правила словообразования и правила грамматической структуры предложения. Под номером В11 нужно изменить слово exhibit на exhibition, поскольку с точки зрения грамматики перед этим словом стоит артикль an , который указывает на необходимость употребления существительного, а смысловая структура предложения требует слова со значением выставка, что соответствует английскому слову exhibition .

В12 – необходимо также образовать существительное, потому что грамматическая структура предложения требует подлежащего, при этом сказуемое were указывает на выбор множественного числа, поэтому образуем слово paintings .

В13 – в этом случае также необходимо существительное artists , так как грамматически предлог by и прилагательное famous согласуется именно с существительным. Необходимо также помнить о форме множественного числа, так как речь идет о многих известных художниках.

В14 – нужно поставить глагольную форму, так как в предложении  отсутствует сказуемое. Нужно также вспомнить о правиле – согласовании времен – предложение сложное, сложноподчиненное, в главном предложении употреблена форма asked , поэтому здесь возможна только форма meant ,поскольку действия в главном и придаточном предложениях выполняются синхронно.

В15 – в данном случае следует употребить существительное pleasure , так как в этом предложении есть уже выражении formeaning и нужно принять во внимание, что в предложении употребляются однородные члены предложения.

В16 – следует вставить существительное, чьими указателями выступают артикль a  и прилагательное complete . Конечно, нельзя забывать о правилах орфографии (spelling) форма глагола reveal , но существительное revelation !

1.3.3. Задания А22 – А28

Необходимо прочитать текст, который может быть отрывком из романа или рассказа. Текст содержит семь пропусков, к которому даны четыре варианта ответов. Начать выполнение задания следует с ознакомительного чтения, в течение которого нужно догадаться о словах, которые можно было бы использовать в этом тексте.

Прочитайте текст с пропусками, обозначенными номерами А22 – А28. Эти номера соответствуют заданиям А22 – А28, в которых представлены варианты ответов. Обведите номер выбранного варианта ответа.

If you tried to visualise a Paris cafe, you would probably А22 _____ plates of golden croissants and cups of steaming hot coffee. Whatever you picture, a teapot is А23 _____ to be part of the scene. Although the А24 _____ of taking afternoon tea is in many ways English custom, its popularity is now spreading through Paris. Tea salons have been fashionable in Paris A25 _____ early this century. One of the oldest tearooms in Paris, ‘Angelina’, was founded in 1903. The atmosphere has a charming turn-of-the-century feel and the menu includes a mouth-watering A26_____ of cream cakes, meringues and almond macaroons. Tearooms in Paris are unfortunately often overlooked by tourists snared by the bright lights and bistros. But for those who know, tea drinking in saloons is serious A 27_____. Menus often give you detailed descriptions of the teas’ origins, or even what time of the day is A28_____ for drinking a certain tea.

A22

 a) think

b) imagine

 c) consider

 d) figure

A23

a) rarely

b not

c) unlikely

 d) hardly

A24

a)means

b fact

c) view

 d) habit

A25

a)              for

b) until

c) since

d) before

A26

a) mass

b) selection

c) mixture

d) collection

A27

a) affair

b) trade

c) business

d) commerce

A28

a) conventional

b) relevant

c) appropriate

d) reliable

Комментарий

Это задание направлено на проверку сформированности как лексических навыков, так и грамматических навыков. При выполнении этого задания следует отталкиваться от значения слова и его грамматической формы. В случае, когда Вам трудно определиться с выбором, следует использовать «метод от противного». Методом исключения попробуйте догадаться о правильных вариантах ответа.

Ключи к заданию

A22

b

A24

d

A26

b

A23

c

A25

a

A27

c

A24

d

 

 

A28

c

 

Раздел 4 «Письмо» состоит из 2 заданий. Задания данного  раздела относятся к базовому и высокому уровням сложности. Рекомендуемое время для выполнения заданий этого раздела работы – 80 минут. Подробный анализ заданий 4 раздела мы разместим в ближайшее время. 

Для того, чтобы не пропустить наши материалы о подготовке к ЕГЭ, зарегистрируйтесь на нашем сайте, пожалуйта!