• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная и исследовательская работа

Процесс обучения в высшем учебном заведении сегодня всё больше опирается на проектную и исследовательскую работу студентов.
Без нее трудно глубоко и полно овладеть большим и сложным программным материалом вуза и научиться постоянно совершенствовать свои знания в практической работе.

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной и творческой активности студента, связан с проектной работой.
В широком смысле слова под проектной работой понимают совокупность всей самостоятельной деятельности студента как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ориентирует свое развитие на модель выпускника, который должен в современных условиях рыночной экономики быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности требующей аналитического подхода, в том числе и в нестандартных ситуациях.
Поэтому особое внимание в ходе обучения уделяется организации проектной и исследовательской работы студентов, развитию навыков самостоятельного мышления.

Цель исследовательской работы студента - осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, научной информацией, а также заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

Основные задачи исследовательской работы студентов:

  • закрепить, расширить и углубить знания, умения и навыки студентов, полученные ими на аудиторных занятиях с преподавателем;
  • ознакомить  студентов с дополнительными материалами по изучаемым дисциплинам;
  • развить познавательные способности студентов;
  • выработать умение поиска необходимого материала в различных источниках;
  • воспитать в студентах самостоятельность, организованность, самодисциплину, творческую активность и инициативность в работе, упорство в достижении поставленной цели.

Кроме того, исследовательская работа неразрывно связана с формированием таких важных компетенций, как способность применять знания на практике и способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников.

Проектная и исследовательская работа студентов осуществляется каждым студентом в индивидуальном порядке, пока ещё представляет собой наименее управляемую часть учебного процесса и требует дальнейшей разработки.

Проектная и исследовательская работа может реализовываться:

-        непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных и лабораторных работ и др.;

-        в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.п.;

-        в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре и в других местах при выполнении студентом учебных и творческих заданий.

Проектная и исследовательская работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики работы, уровня сложности и уровня умений студентов.

            Эффективность проектной работы студентов прежде всего зависит от того, насколько она качественно спланирована, как чётко проводится, контролируется и учитывается.
Всё это выдвигает на первый план совершенствование планирования, организации и руководства самостоятельной работой студентов.

             Под организацией самостоятельной работы подразумевается создание студентам соответствующих условий для работы. Студенты должны обеспечиваться местом для выполнения самостоятельной работы в пределах своего рабочего дня. В связи с этим первоочередным встаёт вопрос об организации работы библиотеки и компьютерных классов.

Проектная работа студентов сегодня требует использования широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств. К новым информационным технологиям относятся компьютеры, аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникации, средства INTERNET, мультимедиа технологии и др. Студенты должны иметь к ним свободный доступ.

Использование новых информационных технологий влечёт за собой создание и внедрение в учебный процесс нового поколения учебно­методических пособий, таких как электронное издание, компьютерные тренажёры по отдельным дисциплинам, компьютерные программы для самостоятельного тестирования студентов и т.д.

Порядок доступа студентов в компьютерные классы определяется «Регламентом организации доступа в компьютерные классы НИУ ВШЭ -Нижний Новгород».

Подготовка презентации и доклада своей проектной работы

Презентация - это современная модель публичного выступления. С ее помощью можно представить достижения организации, новые услуги, научные разработки и многое другое. Причем у оратора, который подкрепляет свое слово слайдами, появляется гораздо больше возможностей воздействовать на аудиторию, но это только в том случае, когда презентация подготовлена по всем правилам.

Презентация согласно толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова «...способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук».

Для подготовки презентации рекомендуется использовать программу Microsoft PowerPoint.

Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.