• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория и история менеджмента

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины "Теория и история менеджмента" включает в себя формирование представлений об условиях и факторах, повлиявших на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества; изучение теоретико-методологических предпосылок, лежащих в основании различных школ менеджмента; выявление взаимосвязи между практическими задачами управления организациями на различных этапах их развития и теоретическими подходами к изучению принципов и механизмов их функционирования и изменения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Теория и история менеджмента» являются усвоение основных событий в теории развития теории и истории менеджмента в России и за рубежом, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями, процессами принятия решений в области менеджмента, ознакомление с примерами современных бизнес-практик.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятийный аппарат.
  • Распознает базовую терминологию курса.
  • Знает историю развития менеджмента времен античной цивилизации и Нового времени.
  • Анализирует и перечисляет различные концепции.
  • Знает историю развития менеджмента времен промышленного капитализма.
  • Перечисляет различные концепции.
  • Знает историю развития менеджмента в рамках классической (административной) школы управления.
  • Знает историю развития менеджмента с позиций школы человеческих отношений.
  • Знает историю развития менеджмента с позиций бихевиоризма.
  • Знает историю развития управления с точки зрения современных подходов в менеджменте.
  • Знает историю развития менеджмента в дореволюционной России и в Советском Союзе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину. Цели, задачи, предмет курса. Периодизация истории менеджмента.
    Цель и задачи курса. Место дисциплины среди других дисциплин. Проблема периодизации истории практики менеджмента. «Управленческие революции» по А.И. Кравченко и Р. Ходжеттсу. Основные особенности развития методов управления в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи. Основные факторы развития практики менеджмента и управленческой мысли.
  • Зарождение менеджмента. Особенности управления в цивилизациях Древнего Востока и античной цивилизации, эпоху Нового Времени. Предшественники и предпосылки развития научного менеджмента.
    Основные социально-культурные особенности Восточной цивилизации. Азиатский способ производства и его влияние на особенности управления. Управление и управленческая мысль в Древнем Египте. Управление и управленческая мысль в Древней Месопотамии. Управление и управленческая мысль в Древней Индии. Управление и управленческая мысль в Древнем Китае. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от обществ «азиатского способа производства». Государственное, военное, хозяйственное управление. Управление и управленческая мысль в Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель). Управление и управленческие идеи в Древнем Риме (Катон, Варрон, Колумелла). Факторы и условия становления и развития промышленного капитализма. Роль промышленной революции в развитии фабрично-заводской системы организации производства.
  • Научная организация труда как первая система реорганизации управления.
    Основные принципы и методы управления в эпоху промышленного капитализма. Управленческая мысль в эпоху становления промышленного капитализма. Предшественники научного менеджмента (Р. Аркрайт, Дж. Уатта, М. Болтон, Дж. Монтгомери, Э. Ур, Ч. Бэббидж, Ш. Дюпен, Р. Оуэн, Д. МакКэлем, Г. В. Пор). Становление и развитие школы научного менеджмента (Ф.У. Тейлор, Ф., Л. Гилбреты, Г. Гантт, Г. Эмерсон и др.).
  • Рационализация производства и исследование проблем управления в рамках классической (административной) школы управления.
    Основные положения административной школы менеджмента (А. Файоль, М. Вебер, Муни, Рейли, Гьюлик и Урвик). Г. Файоль – основоположник административной школы. Развитие идей Файоля в работах Л. Гьюлика и Л. Урвика. Представители административной школы (Г.Хопф, О.Шелдон и др.). Итоги развития научной и административной школ.
  • Организация как определенная «социальная система»: предпосылки возникновения, зарождение, развитие и критика школы человеческих отношений.
    Основные положения школы человеческих отношений (М. П. Фоллет, Мюнстенберг, Э. Мэйо, Диксон, Ротлисбергер). Знаменитые эксперименты Э.Мэйо. Результаты и последствия исследований, выполненных на заводе Хоторна. Итоги школы человеческих отношений.
  • Развитие управленческой мысли в рамках поведенческой школы.
    Новая школа наук о поведении, основные представители, характеристика основных положений, итоги исследований, применимость в современном менеджменте. Истоки возникновения поведенческой школы. Ч.Бернард и положения его теории. Два направления поведенческой школы. Итоги развития поведенческой школы.
  • Современные подходы в менеджменте: основы количественного подхода, процессный подход как концепция управленческой мысли, основы системного подхода, ситуационный подход в менеджменте.
    Термин «общая теория систем», идеи Л. фон Берталанфи и влияние на них «Всеобщей организационной науки (тектологии)» А. А. Богданова. Понятие «ситуационная теория управления». Создатели организационной теории, или подхода к управлению с позиций социальных систем - М.Вебер, Э.Дюркгейм и В.Парето. Концепция управления по целям (МВО) П.Друкера. Основные положения ситуационного подхода к управлению, сущность концепции и её основные положения. Основные ситуационные теории. Ограничивающие и сдерживающие факторы внутри организации. Виды ограничений. Управление как процесс. Функции управления по представлениям некоторых авторов. Подобный подход к управлению как к процессу. Управление как взаимосвязанный функциональный процесс. Сторонники школы процесса. Принципы школы процесса управления.
  • Основные этапы развития управленческой мысли и менеджмента в России.
    Управленческие идеи в России до промышленного капитализма. Особенности развития капитализма в России. Научный менеджмент в России. А.А.Богданов и его вклад в развитие теории управления и общей теории систем. Развитие управленческих идей в России в советский период. О.А.Ерманский (концепция «физиологического оптимума», НОТ). Идеи П. Керженцева, Е. Ф. Розмировича, А.Ф.Журавского и их вклад в развитие НОТ. А.К. Гастев и его вклад в развитие идей научного менеджмента в России. Фазы и функции управления по Ф. Р. Дунаевскому. Н.А. Витке как представитель административной школы менеджмента в России. Концепция и методология «социальной инженерии» и «психотехники» в России. Особенности развития управленческой науки в советский период в связи с планово-распределительной системой организацией народного хозяйства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Итоговый устный экзамен по билетам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Итоговый устный экзамен по билетам + 0.25 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Коротков Э. М. - МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 566с. - ISBN: 978-5-534-08046-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-433680
  • Менеджмент: учебник/ О. С. Гапонова, Л.С.Данилова, Ю.Ю. Чи-липенок. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 480 с. - (Высшее образование). - DOI: https://doi.org/10.29039/01819-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1032618

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История менеджмента : учеб. пособие / Э.М. Коротков, А.А. Беляев, Е.М. Трененков [и др.] ; под ред. Э.М. Короткова. — Москва : ИНФРА-М, 2018 — 240 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/1077. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/930259