• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История экономических учений

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Преподаватели


Красавин Евгений Михайлович


Красавина Раиса Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины «История экономических учений» происходит изучение следующего круга вопросов: развитие экономической мысли с древнего периода до меркантилизма; меркантилизм в Европе и в России; развитие классической политэкономии; экономические взгляды А.Смита; К.Маркс, его предшественники, критики и последователи; развитие маржинализма, формирование неоклассического направления; теория общего экономического равновесия; экономические теории благосостояния; экономические взгляды Дж.М.Кейнса. монополистическая и несовершенная конкуренция; современные экономические теории. В результате освоения дисциплины «История экономических учений» студент будет знать: основные понятия и категории, используемые в истории экономических учений; закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основные особенности российской экономики, её институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - сформировать у студентов основы экономического мышления; - способствовать усвоению студентами основных идей крупнейших экономистов прошлого и современного периодов, логики становления и развития основных научных школ, их влияния на современную экономическую науку; - выработать умение квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии современной экономической науки, проблемах становления рыночных отношений с помощью полученных теоретических знаний; - привить навыки самостоятельной работы с литературой, электронными библиотечными ресурсами, Интернет-источниками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Используя исходные данные может применить социально-экономические показатели и дать оценку деятельности хозяйствующих субъектов. Умеет применять соответствующие методы анализа, рассматривая экономические концепции в ретроспективе, выявлять аналогии.
  • Применяя методы анализа и обработки аналитических источников, умеет решать поставленные экономические задачи. Может проводить сравнительный анализ для выявления преимуществ конкретной экономической теории для хозяйственной практики.
  • Используя данные зарубежной и отечественной статистики, может провести сравнительный анализ социально-экономических процессов. Выявить закономерности развития и влияние теоретических идей на становление хозяйственной практики в странах и регионах их разработки.
  • На основе отечественных и зарубежных источников может подготовить аналитический информационный отчёт (обзор). А также сформулировать прогноз развития экономических тенденций и конкретных фаз экономического цикла.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет ИЭМ. Структура курса.
    Предмет Истории экономических учений. Соотношение с Историей экономической мысли. Основные направления исследования (релятивизм и абсолютизм). Определения истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки.
  • Экономическая мысль Древнего мира (Египет, Вавилония, Индия, Китай)
    Экономическая мысль Древнего мира - Египет, Индия, Вавилония, Китай («Поучение гераклеопольского царя своему сыну Пиопи» ХХ в. до н. э., «Поучение Ахтоя», «Речение Ипусера», Кодекс законов Хаммурапи XVIII. до н.э., «Артхашастра», «Лунь-юй»)
  • Экономическая мысль Античной Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель)
    Экономическая мысль античной Греции – Ксенофонт («Домострой», «Киропедия»), Платон («Государство», «Законы») (проекты идеального государственного устройства). Аристотель (экономика, хрематистика). Справедливая цена. Богатство. Ростовщичество. Античные мыслители о частной собственности
  • Экономическая мысль Древнего Рима (Колумелла, Катон, Варрон, Т. И Г. Гракхи)
    Экономическая мысль Древнего Рима (Колумелла, Катон, Варрон, Т. и Г. Гракхи). Рассуждения о земледелии, о сельском хозяйстве. Практическая значимость теоретических идей римлян. Отношение к рабству.
  • Развитие экономической мысли в средние века Ф. Аквинский; легизм в Китае, Ибн-Хальдун)
    Развитие экономической мысли в средние века - Ф.Аквинский («Сумма теологии»). Учение о справедливой цене. Обоснование ростовщичества, сословного характера общества, частной собственности. Легизм в Китае. Экономические взгляды Ибн-Хальдуна («Социальная физика»). Взаимозависимость демографии и развития экономики. Заработная плата. Развитие цивилизации.
  • Меркантилизм в Европе
    Развитие меркантилизма в Западной Европе. Закон Грэшема. А.Монкретьен «Трактат политической экономии». Принципы меркантилизма. Активный торговый баланс. Основные этапы развития. Т.Ман («Богатство Англии во внешней торговле»). «Бумажный кредит» Джона Ло. Механизм золотоденежных потоков. Дж.М. Кейнс о меркантилистской доктрине.
  • Русская экономическая мысль (И.Пересветов, Е.Еразм, А.Ордин-Нащекин). Меркантилизм в России (И.Т.Посошков)
    Русская экономическая мысль (И.Пересветов, Ермолай Еразм, Ю.Крижанич, А.Ордин – Нащекин («Новоторговый устав»). Меркантилизм в России петровского периода. И.Т.Посошков «Книга о скудости и богатстве». Два вида богатства. Монополия на торговлю для купцов. Регулирование цен государством. Закон о защите прав на изобретения. О налогах.
  • Развитие трудовой теории стоимости в трудах У.Петти, П.Буагильбера, Ф. Кенэ, А.Р.Ж.Тюрго
    Развитие трудовой теории стоимости в трудах У.Петти («Трактат о налогах и сборах»). «Труд-отец…богатства, земля-его мать». Учение о ренте, о 2-х свойствах товара. «Политическая арифметика». П.Буагильбер («Обвинение Франции»). Элементы реформаторской системы. Физиократические идеи во Франции: Ф.Кенэ («Экономическая таблица»). Деление общества на классы. Первоначальные и ежегодные авансы (основной и оборотный капитал). Кругооборот годового продукта. А.Р.Ж.Тюрго («Размышления о создании и распределении богатства» - 100 теорем. 62 теорема Тюрго. «Ценность и деньги»).
  • “Богатство народов” А. Смита
    Экономические взгляды А.Смита. «Богатство народов». Богатство народов: факторы роста. Учение о разделении труда. Теория стоимости. Понятие о «невидимой руке» Смита. Экономический человек. Учение о земельной ренте. Концепция о производительном и непроизводительном труде. Правила налогообложения. «Догма Смита». Теория абсолютных преимуществ.
  • Экономические взгляды Д.Рикардо, Ж.Б.Сэя, Ф.Бастиа, Мальтуса, Н.У.Сениора, Ч.Г.Кэри
    Экономические взгляды Д.Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения»). Проблема распределения, железный закон заработной платы, учение о ренте. Ж.Б.Сэй («закон рынков», трёхфакторная теория производства). Ф.Бастиа (экономические гармонии, экономические софизмы). Т.Мальтус (теория народонаселения), Н.У.Сениор («Последний час» Сениора), Ч.Г.Кэри (проблемы распределения и производства)
  • Экономическая теория К. Маркса. Экономические идеи Дж.С.Милля
    Экономические идеи Дж.С.Милля («статика» и «динамика», политэкономия как система. Позитивизм, личностный и социальный подходы. Теория распределения. Теория рабочего фонда. Теория обмена. Экономическая теория К.Маркса («Капитал»). Структура капитала. Потребительная стоимость, меновая стоимость. Товар как экономическая клеточка. Анализ капитала и прибавочной стоимости. Теория заработной платы. Анализ издержек производства. Теория прибавочной стоимости
  • Утопический социализм (Сен Симон, Ш.Фурье. Р.Оуэн)
    Утопический социализм. Эволюционно-исторический подход Сен-Симона. Новое справедливое общество (фаланги) Ш.Фурье. Р.Оуэн – введение трудовых единиц и ликвидация частной собственности и капитализма
  • Историческая школа Германии (Ф. Лист, В. Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс, Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт)
    Тема 13. Историческая школа Германии - Ф.Лист («Национальная система политической экономии»). В.Рошер («Программа лекций по историческому методу»). Б.Гильдебранд («Политическая экономия настоящего и будущего»). К.Книс («Политическая экономия с точки зрения исторического метода»). «Новая» историческая школа и «катедер-социализм» Г.Шмоллера и Л.Брентано. К.Бюхер («Возникновение народного хозяйства»). «Юная» историческая школа: М.Вебер («Протестантская этика и дух капитализма») и В.Зомбарт («Современный капитализм»). Принцип историзма. Национальное хозяйство. Стадии экономического развития
  • Развитие идей маржинализма в работах Г.Г.Госсена, Австрийской школы (К.Менгер, О.Бём- Баверк, Ф.Визер)
    Развитие идей маржинализма в работах Г.Г.Госсена («Развитие законов общественного обмена…»). Два закона (теории потребительского поведения) Госсена. Принцип убывающей полезности. Австрийская школа - К.Менгер («Основания политической экономии). Теория предельной полезности. Метод «робинзонады». Степень полезного эффекта. Редкость благ. Таблица Менгера. Кардиналистский и ординалистский подходы. Теория процента О.Бём-Баверка. «Основы теории ценности хозяйственных благ». Субъективная и объективная цена. Ф.Визер («Теория общественного хозяйства»). «Закон Визера». Теория вменения
  • Формирование неоклассического направления. Английский маржинализм (А. Маршалл, У.С.Джевонс, Ф.И.Эджуорт)
    Формирование неоклассического направления. А.Маршалл («Принципы экономической науки»). Метод частичного равновесия. «Два лезвия ножниц». Проблема свободного рыночного ценообразования. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность спроса. Теория совершенной конкуренции как модели рынка. У.С.Джевонс («Теория политической экономии») – теория полезности, теория обмена, теория предложения труда. Ф.И.Эджуорт («Математическая психология») – «цепочка» Джевонса, теория обмена
  • Американский маржинализм (Дж.Б.Кларк). Развитие теории денег (И.Фишер)
    Американский маржинализм - Дж.Б.Кларк («Философия богатства» и «Распределение богатства»). Статика и динамика. Закон предельной производительности. Закон специфической производительности. Закон убывающей производительности. Закон Кларка. И.Фишер («Оценивание и процент», «Норма процента» и «Теория процента»). Теория денег. Уравнение количественной теории
  • Лозаннская школа маржинализма (Л.Вальрас, В.Парето )
    Лозаннская школа маржинализма - Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии»). Модель общего равновесия. Экономическая система как система уравнений спроса и предложения. Проблема существования решения и процесс «tatonnement». В.Парето («Курс политической экономии»). Шкала предпочтений. Оптимум Парето
  • Экономическая теория благосостояния (А.Пигу,А.Лернер,К.Эрроу, Дж.Тобин). Критерий Хикса-Калдора.
    благосостояние» и «Экономическая теория благосостояния»). Основной показатель экономического благосостояния – национальный доход. Общественные и частные издержки и выгоды (идея внешних эффектов). А.Лернер («Экономическая теория контроля: принципы экономической теории благосостояния»). О.Ланге (модель децентрализованной экономики). К.Эрроу (современная теория общего равновесия)
  • Институционализм и его основные направления (Т. Веблен,Дж. Коммонс, У.К.Митчелл, Дж. К. Гэлбрейт).
    Институционализм и его основные направления - Т.Веблен («Теория праздного класса» и «Теория делового предпринимательства»). Дж.Коммонс («Институциональная экономическая теория» и «Экономика коллективных действий»). У.К.Митчелл («История зелёных билетов» и «Деловые циклы»). Дж.К.Гэлбрейт («Общество изобилия» и «Новое индустриальное общество»). Понятие института. «Эффект Веблена». Технологический детерминизм. Институциональный подход Митчелла. Понятие сделки. Понятие техноструктуры
  • Кейнсианство и становление современной макроэкономики.
    Кейнсианство и становление современной макроэкономики. Дж.М.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»). Занятость и эффективность. Инфляция и безработица. Теория государственного регулирования. Концепция дефицитного финансирования. Мультипликатор спроса. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика
  • Теории монополистической и несовершенной конкуренции (Э.Г.Чемберлин, Дж.В.Робинсон)
    Теории монополистической конкуренции Э.Г.Чемберлина («Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости») и несовершенной конкуренции Дж.В.Робинсон («Экономическая теория несовершенной конкуренции»). Чистая монополия и совершенная конкуренция. Издержки сбыта. .Олигополия. Методы неценовой конкуренции. Ценовая дискриминация. Антимонопольное регулирование
  • Теоретические основы монетаризма (М.Фридмен, А.Шварц, К.Бруннер, А.Мелцер, Д.Лейдлер, Р. Селден, Ф.Кейган)
    Теоретические основы монетаризма. М.Фридмен («Количественная теория денег» и «Монетарная история Соединённых штатов:1867-1960гг.»). Денежно-кредитная политика. «Денежное правило» М.Фридмена. Критика Дж.М.Кейнса. А.Шварц, К. Бруннер,А.Мелцер, Д.Лейдлер, Р.Селден, Ф.Кейган
  • Ф. Хайек и австрийская традиция сегодня. Критика социализма (Л.Мизес).Теория экономических порядков (В.Ойкен)
    Ф Хайек («Пагубная самонадеянность» и «Дорога к рабству») и австрийская традиция сегодня. Экономическая теория как проблема координации. Развитие теории цен, капитала, цикла и денег. Критика социализма Л.Мизесом. Теория экономического порядка В.Ойкена
  • Экономические взгляды Н.Д.Кондратьева. Организационно-производственная школа (А.В.Чаянов)
    Экономические взгляды Н.Д.Кондратьева ( «Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны» и «Большие циклы конъюнктуры»). Вопросы экономической статики и динамики. Три концентра. Организационно-производственная школа. А.В.Чаянов («Краткий курс кооперации»)
  • Неокейнсианство. Теории динамики и цикла. Теория циклов Э.Хансена. Модель экономического роста Харрода – Домара. Двухфакторная модель Кобба-Дугласа.
    Неокейнсианство. Теории динамики и цикла. Теория циклов Э.Хансена. Однофакторная модель определения темпов экономического роста Харрода-Домара. Уравнение Харрода-Домара (G=S/C или G*C=S). Принцип акселерации (производного спроса). Двухфакторная модель Кобба-Дугласа (У=f(L,K)
  • Неоклассический синтез (П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Алле, Дж.Дебре, Р.Солоу, С.Кузнец). Модель IS-LM Дж.Хикса.
    Неоклассический синтез. П.Самуэльсон (согласование трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, сочетание анализа на микро- и макроуровне, рассмотрение взаимосвязанного равновесия и неравновесия, движения в статике и динамике). В.Леонтьев, М.Алле («экономика рынков»), Дж.Дебре (проблема общего равновесия, математический анализ общего равновесия). Р.Солоу (проблемы экономического роста, обоснование роли качественных факторов, ведущих к ускорению НТП, интенсивному экономическому росту). С.Кузнец (методы определения НД, применяемые в статистике - «двойной подсчёт» НД как суммы расходов и как суммы доходов). Модель IS-LM Дж.Хикса (равновесие на рынке товаров и на рынке денег)
  • Экономическая теория предложения (А.Лаффер, М.Фелдстайн, Р.Риган).
    Экономическая теория предложения (стимулирование производства, инвестиций и занятости – предложения в области налоговой политики, политика приватизации гос.предприятий, оздоровление бюджета, сокращение расходов на социальные нужды). А.Лаффер, М.Фелдстайн, Р.Риган (отказ от кейнсианских методов стимулирования спроса; поддержка факторов, определяющих предложение). Кривая Лаффера (при разных налоговых ставках объём гос.доходов через налоговые поступления может быть одинаковым – возможен отказ от высокой ставки и переход на более низкую налоговую ставку, которая будет стимулировать производство и в перспективе расширит налоговую базу и увеличит поступление налогов)
  • Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса
    Теория рациональных ожиданий (в долгосрочном плане уровень занятости, показатели производства определяются структурными сдвигами). Использование неожиданных, непредвиденных решений. Политика «инфляционного шока». Кривая Филлипса (относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства) – в условиях длительного периода кривая «взлетает» вверх, становится «крутой» (возникает стагфляция)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Подготовка к экзамену по дисциплине должна начинаться с первой лекции и первого семинара, с первой и последующих консультаций с преподавателем по тем или иным темам. В ходе подготовки у студента не должно оставаться ни одного невыясненного вопроса. Полезно повторить материал перед экзаменом неоднократно. Весьма важно готовиться систематически, знания, полученные в ходе постепенного и постоянного усвоения, наиболее прочно откладываются в памяти.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гловели, Г. Д. История экономических учений : учебное пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 777 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-2446-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/383273

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История экономических учений : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 511 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4268-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/383881