• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в лингвистику

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Введение в лингвистику» относится к базовой части профессионального цикла направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра. Изучается в 1, 2 модулях 1 курса. Реализуется на факультете гуманитарных наук департаментом прикладной лингвистики и иностранных языков". Целью освоения дисциплины «Введение в лингвистику» является ознакомление студентов с основными разделами и терминологией лингвистической науки, с основными идеями и проблемами современного языкознания; формирование представления о методах анализа языкового материала. В результате освоения дисциплины студент должен знать содержание базовых лингвистических терминов; основные теоретические положения лингвистики; основные формы существования языка; классификацию языков; историю письма; уметь пользоваться метаязыком лингвистики, характеризовать язык как знаковую систему; выделять языковые единицы различных уровней из речевого материала и характеризовать эти единицы; иметь навыки анализа языкового материала. В содержание дисциплины входит освоение следующего круга проблем: статус языкознания как науки, его связи с другими науками; философские проблемы, связанные с языком как объектом научного изучения; основные формы существования языка; язык как система знаков; проблемы, связанные с выделением языковых единиц различных уровней, и описания этих единиц; классификация языков и история письма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в лингвистику» являются ознакомление студентов с основными разделами и терминологией лингвистической науки, с основными идеями и проблемами современного языкознания; формирование представления о методах анализа языкового материала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет современной лингвистической терминологией Студент знает основы теоретической лингвистики
  • Студент умеет формулировать основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно- научной природы
  • Студент умеет определять и анализировать уровневую (модульную) структуру естественного языка
  • Студент умеет определить типологическую и гносеологическую принадлежность конкретного естественного языка.
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности )
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Территориальная и социальная дифференциация языка. Литературный язык
    Формы существования языка. Общенародный язык. Понятие о формах существования языка. 4 Территориальная дифференциация языка. Понятие о территориальном диалекте. Лингвистическое содержание диалектных явлений: фонетические, лексические, грамматические диалектные особенности. Причины возникновения диалектных различий. Диалектология как наука. Значение лингвистической географии при изучении территориальных диалектов; понятие об изоглоссе, ареале, пучке изоглосс. Наречия, группы говоров, отдельные говоры. Язык и диалекты на разных этапах развития общества. Социальная дифференциация языка. Понятие о социальных вариантах языка. Факторы, обусловливающие социальную дифференциацию языка; лингвистическое содержание социальных вариантов языка. Профессио- нальные варианты языка. Половозрастные и сословно-классовые варианты языка. Жаргоны; производственные и бытовые жаргоны. Арго и его разновидности. Литературный язык. Понятие о литературном языке. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия литературного языка от других форм существования языка: письменная закрепленность, наддиалектный (надтерриториальный) характер, кодификация, стилистическая дифференциация. Процесс формирования литературного языка. Понятие о междиалектном койне. Заимствованные литературные языки. Национальные варианты литературных языков.
  • Язык как система. Язык – речь.
    Понятие о знаке и знаковой ситуации. Безусловные и условные знаки; знакисимволы. Материально выраженные и нулевые знаки. Означающее и означаемое знака, их относительная автономность. Соотнесенность знака с другими знаками в той системе, где он функционирует. Значение и значимость знака. Языковой знак и его свойства: линейность, неизменчивость и изменчивость. Язык как система знаков. Понятие о системе. Системная организация языка, языковые подсистемы. Языковая структура; иерархические отношения в языке и языковые уровни; парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами.
  • Лексическая система языка.
    Лексикология как наука. Лексикология общая и частная, синхроническая и диахроническая. Основные разделы лексикологии: ономасиология, семасиология, этимология, ономастика, фразеология, лексикография. Понятие о слове. Проблема определения слова. Основные признаки слова: наличие лексического и грамматического значения, недвуударность, цельнооформленность, лексикограмматическая отнесенность, синтаксическая самостоятельность. Слово как двусторонняя единица языка; план содержания и план выражения у слова. Лексическое значение. Обобщающий характер значения слова (лексическая абстракция). Слово и понятие. Сигнификативное, денотативное и референциальное значения слова. Коннотативное значение. Связь лексических значений в языке: гиперо-гипонимические отношения, синонимия, антонимия. Моносемия и полисемия. Понятие о лексико-семантическом варианте; семантическая структура слова; основные и производные лексические значения. Структура лексического значения; понятие о семе; семема как совокупность сем; архисемы, интегрирующие и дифференциальные семы; понятие о компонентном анализе. Развитие лексических значений. 5 Прямое и переносное значение. Метафора и перенос по функции; метонимия и синекдоха. Расширение, сужение и смещение значения как результаты развития лексических значений. Внутренняя форма слова. Понятие о внутренней форме слова. Специфика внутренней формы слова в разных языках. Деэтимологизация. Народная этимология. Пути изменения словарного состава языка. Факторы, обусловливающие изменения в словарном составе языка. Устаревание слов и значений; историзмы и архаизмы. Пути обогащения словарного состава языка. Искусственно созданные слова. Обогащение словарного состава языка в результате процессов словообразования; основные способы слово- образования. Заимствования и их роль в обогащении словарного состава языка. Заимствования прямые и опосредованные (косвенные). Этимологические дублеты. Фонетическая, грамматическая и лексическая ассимиляция заимствований. Калькирование; словообразовательные и семантические кальки. Этимология. Зарождение этимологии. Задачи научной этимологии по отношению к исконным и заимствованным единицам. Архетип и глубина реконструкции; ближняя и дальняя этимология. Основные критерии оценки достоверности этимологии: фонетический, морфологический, семантический. Учет внеязыковых факторов в этимологическом исследовании.
  • Фонетиче ская система.
    Фонетика как наука. Фонетика и фонология. Фонетика общая и частная, описательная и историческая; сравнительная фонетика. Устройство речевого аппарата.Физические свойства звуков.Гласные и согласные звуки.Звуковые законы. Звуковые процессы.Фонетическое членение речи.
  • Грамматика
    Грамматика общая и частная, синхроническая и диахроническая; сравнительная грамматика. Грамматическое значение. Грамматическое значение как обобщенное значение, присущее целому классу языковых единиц. Отличие грамматической абстракции от лексической. Грамматическая форма. Грамматическая форма как языковой знак, используемый для выражения определенного грамматического значения. Грамматическая категория. Связь грамматических категорий с логическими и их отличие. Основания для выделения грамматических категорий. Словоизменительные и классифицирующие грамматические категории. Грамматические категории морфологические и синтаксические. Различия между грамматическими категориями в разных языках. Исторические изменения в составе и содержании грамматических категорий. Морфология. Типы морфем. Понятие о морфеме. Характеристика морфем по значению; корневые и аффиксальные морфемы; аффиксальные морфемы деривационные и реляционные. Характеристика морфем по способу выражения: материально выраженные и нулевые морфемы; сегментные и суперсегментные морфемы. Типы аффиксов в зависимости от их положения по отношению к корню: префиксы, постфиксы (суффиксы, флексии), интерфиксы, конфиксы, инфиксы, трансфиксы. Понятие о дистрибуции морфем. Морфема и алломорфы; алломорфы фонетически обусловленные и исторически обусловленные. Части речи. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Различия между основными частями речи и категории мышления. Основные критерии классификации частей речи: семантический, морфологический, синтаксический. Части речи знаменательные и служебные. Существительные, прилагательные, глаголы и наречия как основные части речи. Традиционная классификация частей речи и ее недостатки. Своеобразие системы частей речи в различных языках. Историческое развитие системы частей речи.
  • Грамматика. Синтаксис
    Синтаксис. Предложение и проблема его определения. Предложение как основная единица синтаксического уровня языка. Предложение и высказывание. Логическое определение предложения; предложение и суждение. Психологическое определение предложения. Формально-грамматическое определение предложения. Категория предикативности. Категория модальности; объективная и субъективная модальность. Интона- ция как важнейшее свойство предложения. Аспекты изучения предложений. Коммуникативно-синтаксический аспект изучения предложений; предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Актуальное членение предложения; тема и рема в предложении. Конструктивно-синтаксический аспект изучения предложений; предложения односоставные и двусоставные, полные и неполные, распространенные и нераспространенные, простые и сложные и др. Синтаксические связи слов в предложении. Функционально-синтаксический аспект изучения предложений. Понятие о членах предложения. Различные точки зрения на иерархию членов предложения в синтаксической структу- ре предложения. Способы выражения грамматических значений. Синтетические способы выражения грамматических значений. Аффиксация; агглютинация и фузия. Внутренняя флексия, ударение, супплетивизм, редупликация (удвоение). Языки синтетического строя. Аналитические способы выражения грамматических значений. Порядок слов, интонация, способ служебных слов. Языки аналитического строя.
  • Классификации языков.
    Потребность в классификации языков. Задачи классификации. Виды классификации языков. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и понятие о языковом родстве. Праязык. Доказательства родства языков. Глоттохронология. Языковые семьи, ветви, подгруппы. Достоинства и недостатки традиционной генеалогической классификации. Языковые союзы; языковое сродство. Понятие о языковой макросемье; ностратическая теория. Основные группы языков, входящие в ностратическую семью. Типологическая классификация языков. Основания для типологической классификации языков. Морфологическая классификация языков; корневые языки, агглютинативные языки, флективные языки, полисинтетические языки. Условность отнесения языка к той или иной группе морфологической классификации; метод типологической индексации. Фонетические типологические классификации; языки монотонические и политонические, языки гласного типа и языки согласного типа и др. Синтаксические типологические классификации; языки номинативного строя и языки эргативного строя. Языковые универсалии; абсолютные и импликационные языковые универсалии.
  • Письмо. Графика и орфография
    Графика как система начертательных знаков и как раздел языкознания. Идеография; идеограммы и логограммы. Фонография; графема и граф. Соотносительность графем и фонем в письменностях разных языков. Монографы, диграфы, триграфы, полиграфы; диакритики; лига- туры. Орфография как система правил и как раздел языкознания. Основные принципы орфографии: традиционно-исторический, фонетический, морфологический, дифференцирующий. Транскрипция и транслитерация. Понятие о транскрипции. Сегментная и суперсегментная транскрипция. Транскрипция 9 практическая, фонетическая, фонематическая. Понятие о транслитерации. Происхождение и основные этапы развития письма. Письмо как дополнительное средство передачи человеческой речи. Дописьменные способы передачи языковой информации незвуковыми средствами и их использование в современ- ной коммуникации. Возникновение начертательного письма. Пиктография, ее источники и возможности. Идеография, ее достоинства и недостатки. Слоговое (силлабическое) письмо. Буквенно-звуковое письмо. Происхождение кириллицы и латиницы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий контрольная работа
    Пересдача возможна при уважительной причине отсутствия на контрольной работе.
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.2 * контрольная работа + 0.6 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в языкознание, учебник для академического бакалавриата, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2-е изд., перераб. и доп., 494 с., Немченко, В. Н., 2016
  • Даниленко В.П. - Введение в языкознание : курс лекций - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 288с. - ISBN: 978-5-9765-0833-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84289
  • Камчатнов А.М., Николина Н.А. - Введение в языкознание - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 232с. - ISBN: 978-5-89349-149-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85897