• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лингвистический анализ текста

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов 2 курса образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» направления подготовки 45.03.03. подготовки бакалавра. В результате освоения дисциплины студенты должны знать основы теории текста; уметь анализировать языковые произведения в соответствии с поставленной задачей; владеть основными методами и процедурами лингвистического анализа текста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является формирование у студентов основных понятий о тексте в свете современной интегральной парадигмы научного знания, систематизация и углубление знаний основного круга проблем «текст ↔ смысл», овладение основными операциями и процедурами лингвистического анализа текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные процедуры и операции интерпретации
  • имеет целостное представление о тексте как объекте лингвистического анализа
  • различает в интерпретации разные виды систематик, участвующих в семиозисе
  • умеет сопоставлять и обобщать разные виды знаний с учетом языковых и экстралингвистических факторов смысла
  • знает основные виды и установки интерпретации
  • знает, как интерпретировать неоднозначные высказывания
  • умеет применить методы когнитивного анализа в интерпретации текста
  • владеет методикой микросемантического анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текст как объект лингвистического анализа.
    1. Понятие текста в лингвистике, филологии и семиотике. Проблематика и перспективы исследования. 1.1. От экзегетики и герменевтики к современной интерпретации текста. 1.2. От функций языка к функциям текста. 1.3. Типология текста по стилю, жанру, дискурсу («память жанра»). 2. Структура текста. 2. 1. Уровни текстовой структуры как поле анализа. 2. 2. Семантические ярусы морфемы, слова, высказывания, текста. 2. 3. Единицы членения текста. 3. Категории текста: выраженность, отграниченность, семиотическая гетерогенность, связность, целостность, модальность, темпоральность, информативность и др. 4. Текст в фокусе коммуникативной модели.
  • Текст как семиотически многослойный объект.
    1. Семиотический полиглотизм. 2. Интерсемиотичность. 2.1. Взаимодействие разных типов знаков. 2.2. Взаимодействие разных типов систематик. 2.3. Социальные нормы. 3. Интертекст и интертекстуальность. 4. Текст как генератор смысла. • Лингвистический анализ текста.
  • Текст ↔ смысл.
    1. Текст как смыслопорождающее устройство. 2. Конструктивные принципы семиозиса. 2.1. Парадигматическая ось значений. 2.1.1. Семантические классы в языке. 2.2.2. Тематические поля. 2.2.3. Ассоциативно-вербальные сети. 2.2. Синтагматическая ось значений. 2.2.1. Семантические классы в контексте. 2.2.2. Компаративные классы. 2.2.3. Правила сочетаемостных ограничений. 3. Эпистемологические аспекты семиозиса. 3.1. Знания в терминах социальных конвенций; 3.2. Знания в терминах схем повседневного опыта. 4. Аксиология. 5. Точка зрения.
  • Стратегии и установки интерпретации.
    1. Основные установки интерпретации: subtilitas intelligendi «понимание» ‒ subtilitas explicandi «истолкование» ‒ subtilitas applicandi «применение». 2. Стратегии интерпретации. 2.1. Расширение корпуса. 2.2. Обращение к прагматическому контексту. 2.3. Поиск кодов. 3. Теория покрова. В поисках скрытого смысла. 3.1. Теория двух смыслов: буквальный ‒ фигуральный, поверхностный ‒ глубинный. 3.2. Символическая интерпретация.
  • Процедуры и операции интерпретации.
    1. Прогнозирование и антиципация смысла. 1.1. Гипотеза как предварительное набрасывание смысла. 1.2. Герменевтический круг как испытанный метод толкования. 1.3. «Радиальная» процедура описания, или так называемый «круговой» метод интерпретации. 2. Интерпретирующие возможности контекста. 2.1. Контекст: ближний ‒ дальний, внутритекстовый ‒ затекстовый, лингвистический ‒ экстралингвистический, семантический ‒ прагматический, активный ‒ пассивный. 2.2. Контекст ‒ интертекст в функции интерпретанта. 3. Семантические классы как определительные множества. 3.1. Семантические классы в языке. 3.2. Семантические классы в контексте. 3.3. Проекция принципа эквивалентности с оси селекции (парадигматика) на ось комбинаторики (синтагматика). 4. Интерпретанты. 4.1. Виды интерпретантов: внутритекстовые ‒ затекстовые, семантические ‒ прагматические, лингвистические ‒ экстралингвистические. 4.2. Социальные конвенции в функции интерпретанта. 4.3. Ключевые слова в функции интерпретанта. 5. Интерпретирующая компетенция. 5.1. Виды компетенции: ‒ семантическая, ‒ прагматическая
  • Неоднозначные высказывания.
    1. Неопределенные выражения. 2. Неоднозначные высказывания. 3. Контрадикторные высказывания. 4. Тавтологичные высказывания. 5. Абсурдные высказывания. 6. Игра слов
  • Микросемантический анализ текста.
    1. Анализ по компонентам значения. 1.1. Типология компонентов значения: ‒ родовые и видовые семы, ‒ ингерентные и афферентные семы. 1.2. Актуализация и виртуализация семантических признаков в контексте. 2. Теория изотопии. 2.1. Типология изотопий: ‒ по типу признака: видовые и родовые, ингерентные и афферентные, ‒ по охвату: локальные и глобальные, ‒ по дистрибуции: чередующиеся, пересекающиеся и взаимно наложенные. 2.2. Полиизотопия и множественность «прочтений». 2.3. Изотопия vs аллотопия. 3. Виды микросемантической интерпретации: анализ, сохранение, конденсация, транспозиция, субституция, погашение, добавление.
  • Когнитивные аспекты анализа текста.
    1. Социальные стереотипы и прототипы. 2. Сценарии и фреймы. 3. Идеализированные когнитивные модели.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания в виде анализа текста или презентации по изучаемой теме
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * активность + 0.3 * домашние задания в виде анализа текста или презентации по изучаемой теме + 0.2 * контрольные работы + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абачиев С. К. - ЛОГИКА + СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК В ЭБС 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 401с. - ISBN: 978-5-534-10783-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-slovar-spravochnik-v-ebs-431516
  • Казарин Ю. В. ; под науч. ред. Бабенко Л.Г. - ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 132с. - ISBN: 978-5-534-07556-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lingvisticheskiy-analiz-teksta-441460
  • Клемёнова Е.Н. - Квантор. Смысл. Текст. Интерпретация - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 168с. - ISBN: 978-5-9765-3364-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102551
  • Кухаренко В.А. - Интерпретация текста: учебник - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-9765-3783-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119063
  • Маслова В. А. ; Под ред. Бахтикиреевой У. М. - ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ЭКСПРЕССИВНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-06246-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lingvisticheskiy-analiz-teksta-ekspressivnost-441274
  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
  • Флоря А.В. - Интерпретация художественного текста: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-9765-1948-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122706
  • Флоря, А. В. Интерпретация художественного текста [Электронный ресурс] : учебное пособие/А.В. Флоря. -3-еизд., стер.- Москва : ФЛИНТА, 2019.- 153 с. – ISBN 978-5-9765-1948-0. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048247
  • Шульга Е. Н. - СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: ПОНИМАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 2-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-10841-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-filosofskaya-germenevtika-ponimanie-i-interpretaciya-431672

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интерпретация текста. Французская новелла.: Учебник / А.А. Корниенко. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 175 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0326-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419148
  • Когнитивные основания учебного фреймового словаря: Монография / Елина Е.Н., Кузнецова Л.И. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-7638-3433-8
  • Лексическая репрезентация фрейма 'внимание': семантический аспект: Монография / О.Н. Прохорова, И.В. Чекулай, Ж. Багана, И.А.Куприева - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 108 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Лингвистика). (о) ISBN 978-5-16-008973-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416767
  • Москвин В.П. - Язык поэзии. Приёмы и стили: терминологический словарь - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 459с. - ISBN: 978-5-9765-2972-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102562
  • Павленко В.Г. - Фреймовый анализ семантики языковых единиц концептосферы «ментальный» - Русайнс - 2017 - 94с. - ISBN: 978-5-4365-2036-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/924254
  • Текст культуры: культурологическая интерпретация : монография / Н.А. Симбирцева. — 2-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 236 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/953389