• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методика преподавания филологических дисциплин

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на систематизацию знаний по филологии, полученных за время обучения, с целью их дальнейшего применения в преподавательской деятельности. В рамках курса происходит овладение активными методами преподавания филологических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Систематизация знаний в области русского и английского языков (в частности, фонетики, синтаксиса, морфологии, лексикологии), а также теории и истории литературы.
  • Формирование у студентов практических навыков правильной речи, оценки текста с лингвистической и литературоведческой точки зрения.
  • Освоение системы методических приемов освещения лингвистической и литературоведческой проблематики в школе и вузе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет составлять план урока, отбирать задания и материалы в соответствии с потребностями учащихся и дидактическими задачами. Владеет активными методами.
  • Анализирует и критически оценивает материалы учебников, пособий. Организует проектную деятельность, интегрирует знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины. Организует коллективную деятельность по созданию и проведению урока, делегирует задачи внутри группы, осуществляет контроль за выполнением задач.
  • Организует коллективную деятельность по созданию и проведению урока, делегирует задачи внутри группы, осуществляет контроль за выполнением задач. Способен адаптировать художественный и научный текст на русском и иностранном языке для учебных целей.
  • Организует коллективную деятельность по созданию и проведению урока, делегирует задачи внутри группы, осуществляет контроль за выполнением задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методика преподавания русского языка
    Словесность: русский язык. Прагматика изучения родного языка в 10–11 классах: от анализа высказывания к синтезу текста. Комментарий к тексту как идеология курса: первичность семантики. Лексическая составляющая. Медленное чтение с точки зрения словаря и грамматики, прагматики и коммуникативной составляющей высказывания. Исторический аспект лексического фонда. Толкование слова. Полисемия в синхронии и диахронии. Словари современные и традиционные. Активный и пассивный словарный запас. Региональное и социальное расслоение лексики. Диалект и региолект, профессиональная речь, просторечие. Архаичная лексика. Этимология. Неология. Синонимия, антонимия, паронимия, омонимия. Контекстное употребление слова. Работа с корпусом: иллюстрации, упражнения. Прямое и переносное словоупотребление. Тропы. Фразеология. Орфоэпический компонент текста. Акцентология. Грамматика. Норма и вариативность. Ошибка и прием. Фигуры. Орфография и пунктуация. Текст. Информация в тексте. Структура текста. Чужое высказывание. Цельность и связность текста. Типы речи. Эссе как жанр. Текст-стимул. Постановка проблемы в тексте-стимуле, комментарий к ключевому вопросу. Интертекстуальные переклички и литературные ассоциации. Аргумент и пример. Композиция эссе. Логика эссе. Речевые средства. Типология ошибок.
  • Методика преподавания литературы
    Виды планирования. Программы и учебники. Урок литературы. Конспект урока (принципы составления, требования). Вступительные занятия. Функции вступительных занятий. Разновидности вступительных занятий Своеобразие вступительных занятий в средних классах и старших классах. Изложение биографии писателя как введение в его художественный мир и, одновременно, обозначение его места в историко-литературном процессе. Необходимость нахождения интересного аспекта подачи материала, единой канвы, определяющей особенности жизненного и творческого пути писателя, показ сложности становления его личности и таланта. Разнообразие форм проведения уроков-биографий: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Обзорные лекции как форма вступительного занятия. Введение в лекцию элементов беседы. Пересказ. Виды пересказа и его цели. Типы сопутствующих заданий. Методика обучения пересказу. Комментарий. Роль комментированного чтения художественного текста на уроках литературы. Основные задачи и принципы комментированного чтения. Типы комментариев. Обучение комментированию. Беседа. Требования к организации беседы: наличие цели и конечного вывода; логика; четкость вопросов; самостоятельность учащихся в поиске ответов. Типы вопросов в беседе и принципы их сочетаемости. Беседа в средних и старших классах.
  • Методика преподавания иностранного языка (английского)
    Методика преподавания английского языка как наука. Объект и предмет методики. Цели обучения иностранному языку в школе. Курс методики преподавания английского языка и его место в профессиональной подготовке учителя английского языка. Понятие об общей и частной методике. Уровни владения иностранным языком в средней школе согласно современной концепции обучения. Связь методики преподавания иностранного языка с другими науками. Связь методики с педагогикой и дидактикой. Особенности понимания метода наглядности, активности и сознательности в дидактике и методике преподавания иностранного языка. Связь методики с психологией. Формирование умений и навыков. Роль непроизвольного запоминания и приемы, стимулирующие удержание языкового материала в памяти. Грамматико-переводной метод. Отличительные черты метода. Технология обучения. Основные представители метода. Текстуально-переводной или лексико-переводной метод. Критический анализ. Прямой метод. Психолингвистические основы метода. Отличительные черты метода. Технология обучения. Основные представители прямого метода. Критический анализ. Аудиолингвальный метод. Происхождение метода. Отличительные особенности метода. Технология обучения с привлечением технических средств обучения. Критический анализ. Аудиовизуальный метод. Происхождение метода. Отличительные особенности метода. Технология обучения с применением аудиовизуальных средств. Критический анализ. Цели обучения иностранному языку в школе при коммуникативном подходе к обучению. Четыре вида речевой деятельности и комплексной подход в обучении иностранному языку. Коммуникативная компетенция и ее компонентный состав. Содержание предмета иностранный язык. Коммуникативные умения и навыки. Темы и функции. Лингвистический материал. Трудности усвоения. Культурологическая информация. Частно-методические принципы, лежащие в основе обучения английскому языку.
  • Методика развития речи
    Текстовый потенциал слов разных частей речи: имя и глагол. Способы выражения признака предмета и действия: эмоциональность, экспрессивность, оценочность. Монолог и диалог. Способы передачи косвенной речи. Цитация: проблема чужого слова, виды аккумуляции смысла источника-претекста текстом-реципиентом. Методы и приемы расширения словарного запаса: чтение, комментарий к тексту, словарная и корпусная работа. Контекстуальные реализации значений и употреблений слов. Понимание иронического высказывания. Понимание метафоры и метонимии. Синтаксическая синонимия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание. Конспект урока по русскому языку
  • неблокирующий Письменное домашнее задание. Конспект урока по литературе
  • неблокирующий Письменное домашнее задание. Конспект урока по иностранному языку
  • неблокирующий Представление фрагмента урока по развитию речи (презентация, ролевая игра)
  • неблокирующий Представление фрагмента урока по филологической дисциплине (тема определяется билетом)
    Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Письменное домашнее задание. Конспект урока по иностранному языку + 0.2 * Письменное домашнее задание. Конспект урока по литературе + 0.2 * Письменное домашнее задание. Конспект урока по русскому языку + 0.2 * Представление фрагмента урока по развитию речи (презентация, ролевая игра) + 0.2 * Представление фрагмента урока по филологической дисциплине (тема определяется билетом)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеева М. А. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 98с. - ISBN: 978-5-534-06832-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-praktikum-442036
  • Алексеева М. А. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 98с. - ISBN: 978-5-534-06833-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-praktikum-442051
  • Гац И. Ю. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ 2-е изд., испр. и доп - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-534-09310-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-zadachah-i-uprazhneniyah-442088
  • Комаров А. С. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ИГРЫ И ПЬЕСЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 156с. - ISBN: 978-5-534-06765-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-angliyskomu-yazyku-igry-i-pesy-441887
  • Отв. ред. Трубицина О. И. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-11656-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-inostrannomu-yazyku-445845
  • Протасова Е. Ю., Родина Н. М. ; под ред. Протасовой Е.Ю. - МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-534-11276-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-rannego-obucheniya-inostrannomu-yazyku-445209
  • Протасова Е. Ю., Родина Н. М. ; под ред. Протасовой Е.Ю. - МЕТОДИКА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-534-11403-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-rannego-obucheniya-inostrannomu-yazyku-446442
  • Тихеева Е. И. - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 161с. - ISBN: 978-5-534-11401-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-rechi-detey-445230
  • Черемошкина Л. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ : РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ РЕБЕНКА. Учебное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 277с. - ISBN: 978-5-534-10528-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodika-vospitaniya-razvitie-vnimaniya-i-pamyati-rebenka-437495
  • Ядровская Е. Р. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: УРОКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 236с. - ISBN: 978-5-534-06184-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-uroki-v-osnovnoy-shkole-441768

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский язык и культура речи, учебное пособие, 432 с., Голуб, И. Б., 2007
  • Рыжкова-Гришина Л.В. - Развитие речи: система работы: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 250с. - ISBN: 978-5-9765-2123-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70450
  • Современный русский язык : Лексикология, фонетика, морфология, учебное пособие, 3-е изд., 408 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык, учебник, под. ред. Л. Р. Дускаевой, 352 с., , 2014