• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключевые тексты русской литературы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и является базовой. Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: "История русской литературы", "Научно-исследовательский семинар", "Ключевые тексты англоязычной литературы", "Ключевые тексты немецко-/ франкоязычных литератур", а также при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Ключевые тексты русской литературы» являются: 1. Освоение и глубокое изучение ключевых текстов русской литературы. 2. Повышение культуры мышления, способности к обобщению и анализу, восприятию информации, постановки целей и путей ее достижения. 3. Формирование профессиональных навыков работы с художественным текстом: текстологическая работа, сравнительный анализ, комментирование, интерпретация. В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать ряд ключевых произведений русской литературы, а также связанный с ними общий контекст истории русской литературы; 2. Уметь осуществлять имманентный и контекстуальный анализ, давать развернутый комментарий, проводить базовые текстологические исследования, основанные на сопоставлении различных редакций и вариантов 3. Приобрести опыт работы в различных литературоведческих жанрах: анализ поэтического и прозаического текста, проблемная литературоведческая статья, текстологический, культурологический и «реальный» комментарий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает изученные произведения в историко-культурном контексте, владеет базовыми понятиями теории жанров и стиховедения, способен комментировать текст и предлагать интерпретацию на основе комментария.
  • Знает изученные произведения в историко-культурном контексте, владеет базовыми понятиями теории повествования, способен комментировать текст и предлагать интерпретацию на основе комментария. Может соотнести разные литературоведческие концепции и выработать свою позицию по отношению к ним
  • Знает изученные произведения в историко-культурном контексте, владеет базовыми понятиями стиховедения, знает основные литературные течения, способен комментировать текст и предлагать интерпретацию на основе комментария. Умеет выявлять реминисценции, соотносить исследуемые тексты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ключевые тексты русской прозы XIX века
    Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» Творчество Н.М. Карамзина – поэта, прозаика, историка. Повесть «Бедная Лиза», ее место в творчестве Н.М. Карамзина и истории русской литературы. Частная жизнь и история; исторические пассажи в повести, их место и структура. Авторское «я», сферы его интереса, способы фиксации впечатлений, наблюдений и умозаключений. Типы речи в повести: прямая, несобственно-прямая, косвенная; монологи, диалоги, авторские ремарки, восклицания. Герои повести в пространстве текста: конструирование характеров как приоритетная задача Карамзина; последователи, подражатели и эпигоны Карамзина (обзор и анализ сентиментальных повестей 1790-1800-х гг.). Воздействие повести Н.М. Карамзина на русскую литературу; «карамзинский след» в русской романтической поэме (Е.А. Боратынский «Эда), «Повестях Белкина» А.С. Пушкина, романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Н.В. Гоголь «Шинель» Творческая история повести «Шинель». Преломление анекдотического сюжета – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» - итоговый текст. Трансформация сюжета, эпилога, именования героя. «Шинель» и «Арабески». «Петербургские повести»: соотношение и взаимодействие реального и фантастического, трагического и комического. Основные черты поэтики: «скрытый гротеск» и «нефантастическая фантастика» (Ю.В. Манн). Принцип двуплановости изображения в художественном мире Н.В. Гоголя. Рецепция «Шинели» в русской литературе. «Бедные люди»: опыт «наивной и гениальной» (С.Г. Бочаров) читательской рецепции. «Шинель» и «Станционный смотритель» в восприятии Макара Девушкина. История формулы «все мы вышли из гоголевской «Шинели», ее судьба в русской литературе и литературоведении. Социально-гуманистическая и религиозно-мистическая интерпретация повести «Шинель». Прочтение эпилога повести в различных контекстах. Перспективная проекция «Шинели» в русской литературе ХХ века. Рассказ Б.Ш. Окуджавы «Искусство кройки и житья» (1985). А.П. Чехов. «Моя жизнь» Периодизация творчества А.П. Чехова. Повесть «Моя жизнь» в контексте творческого пути А..П. Чехова; ее связь с повестями «Дуэль», «Палата № 6», «Мужики». История публикации и критическая оценка. Сюжет и система образов повести. Особенности повествования у Чехова. Перволичностная наррация и включение чужих точек зрения. Идея героя и ее проверка реальностью. Полемика А.П. Чехова с Л.Н. Толстым. Чеховские критерии оценки героев и ситуаций. Лирическое начало в прозе Чехова, пути его воплощения. Предметный мир; коммуникация героев; сфера идей. Адогматичность и внеиерархичность как базовые свойства художественного мира Чехова.
  • Ключевые тексты русской поэзии ХХ века
    А.А. Блок. «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» как художественное завершение русского символизма и первый литературный отклик на события русской революции. Соотношение поэмы с ранней лирикой Блока, этапами «трилогии вочеловечивания», историей русского символизма. Исторический контекст поэмы: отношение Блока к Мировой войне, свержению самодержавия, разгону Учредительного собрания. История создания поэмы «Двенадцать», дневниковые записи Блока и статья «Интеллигенция и революция» как возможные ключи к пониманию поэмы. Синтез малых жанров и создание Жанровое своеобразие «монументальной эпической частушки» (О.Э. Мандельштам). Святки, святочная мифология, Рождество и Крещение. Городская культура и язык улицы. Пушкинские подтексты поэмы. Возможности интерпретации финала. Важнейшие отклики современников на поэму «Двенадцать»: «поэма Андрея Белого «Христос воскрес»; позиция З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского (стихотворения Гиппиус «шел…» и «А. Блоку»). «Двенадцать» и стихотворная сказка К. И. Чуковского «Крокодил». Блок после «Двенадцати»; стихотворение «Пушкинскому Дому». Блок в некрологе Маяковского и поэме «Хорошо!». «Двенадцать» и русская поэзия ХХ века. Б.Л. Пастернак. «Стихотворения Юрия Живаго» Замысел, история создания и публикации романа «Доктор Живаго». Поэтический цикл как составная часть романа. Творческая история стихотворений, включенных в цикл. Принципы расположения стихотворений в составе цикла. Соотнесенность цикла с природным и христианским календарем, сюжетом романа «Доктор Живаго», событиями русской истории. Завершенность и разомкнутость цикла как целого. Стихотворение «Гамлет» в контексте цикла, романа и творчества Пастернака в целом. История рецепции образа Гамлета в русской культуре. Тема и образ Гамлета в лирике Блока. Ахматовой, Цветаевой. Образ поэта - погибающего актера в лирике Пастернака («О, знал бы я, что так бывает…»). Пастернаковский перевод трагедии Шекспира (сопоставление фрагментов с английским текстом и переводом МЛ. Лозинского). Сложность структуры лирического «я» в стихотворении. «Моление о чаше» как центральный циклообразующий элемент («Гамлет» и «Гефсиманский сад»). Треугольник «Гамлет» - «Сказка» - «Гефсиманский сад»: Гамлет – Святой Георгий – Христос как герои цикла и лирические двойники Живаго. Стихотворение «Август» и автобиографический миф Пастернака. Бессмертие как ключевая тема романа «Доктор Живаго» и его поэтическое воплощение в стихотворении «Август». А.А. Галич. «Литераторские мостки» Судьба и творчество Александра Галича. Поэзия А. Галича: истоки и контексты. Поэзия «оттепели», авторская песня, традиция «ролевой лирики». Жанровая палитра творчества Галича. «Литераторские мостки» как мемориальный цикл. Инвективный пафос цикла, традиции инвективы в русской лирике. Судьбы русских литераторов ХХ века в осмыслении Галича, официальная и поэтическая память о них. Реальная основа и поэтическая мифология цикла.
  • Ключевые тексты русской прозы ХХ века
    И.А. Бунин «Чистый понедельник» Творческая история рассказа «Чистый понедельник», его место в цикле «Темные аллеи», авторское отношение к рассказу. Соотношение текста рассказа и дневниковых записей И.А. Бунина. «Чистый понедельник» как памятник ушедшей эпохи. Московская топониминика и социокультурные реалии как возможные ключи к тексту. Семантика заглавия и семиотика рубежа в рассказе. Роль «Повести о Петре и Февронии» и толстовский подтекст в рассказе. Бунинская концепция времени и осмысление российской истории ХХ века. А. Гайдар. «Голубая чашка» Советская детская литература. Соотношение «социального заказа» и романтических устремлений. «Голубая чашка» в контексте советской детской литературы, реакция критиков. Творчество А. Гайдара второй половины 1930ых годов: советская мифология и реальность. Сюжет гибели ребенка во имя идеи («Военная тайна»); попытки осмысления репрессий глазами ребенка и подростка («Чук и Гек», «Судьба барабанщика»). Современное и вечное в творчестве Гайдара, «Тимур и его команда» на фоне «Капитанской дочки». Романтические мотивы в «Голубой чашке». Имя героини, история встречи рассказчика и Маруси, заглавие. Осмысление современности: коллективизация, тема ожидания большой войны, противостояние фашизму. Стилистика Гайдара, текст и подтекст. Как сегодня читать и комментировать советскую детскую литературу. Ю.В. Трифонов «Голубиная гибель» Творчество Ю.В. Трифонова. Рассказы второй половины 1960ых в контексте творческого пути Ю.В. Трифонова. История публикации рассказа в журнале «Новый мир». Подцензурная и Ю.В. Трифонов и А.Т. Твардовский. Сюжет и система образов. Проблема быта; пространство коммунальной квартиры; советские реалии в рассказе. Осмысление природы тоталитарного государства в рассказе. Явное и подспудное. Цитаты, литературные, библейские и живописные аллюзии в «Голубиной гибели». Жанр и мифопоэтика. Рассказ Ю.В. Трифонова «Голубиная гибель» и повесть И.С. Тургенева «Муму». «Голубиная гибель» и «История моей голубятни» И. Бабеля. Язык рассказа и язык персонажей.
  • Ключевые тексты русской поэзии XIX века
    В.А. Жуковский. Светлана. Переводы баллады Бюргера «Ленора» (1773) на русский язык. «Людмила» и «Светлана» в контексте балладного творчества В.А. Жуковского. Перевод П.А. Катенина «Ольга» и полемика о переводе баллады в контексте литературной полемики 1810годов. «Архаисты» и «новаторы», «шишковисты» и «карамзинисты» их литературные и языковые концепции. «Ленора» В.А. Жуковского 1831 года: точность VS свободный перевод в раннем творчестве. Баллада как жанр. Сюжетные и структурные особенности баллады, ее связь с волшебной сказкой, мифопоэтическими представлениями о бытии. Сюжет о мертвом женихе в фольклоре и литературе. Соотношение реального и инфернального миров в балладе, способы взаимодействия между ними. Гадание и сон в сюжете баллады. Своеобразие балладного диалога. Трансформация германского балладного сюжета на русской почве. Исторические контексты баллад «Людмила», «Светлана» и «Ольга». Читательская рецепция баллады «Светлана» в контексте событий 1812 года. Баллада «Светлана» как фактор влияния. Полемика с балладами В.А. Жуковского в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Рецепция и переосмысление баллады «Светлана» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Отзвуки «Светланы» в «Войне и мире». «Светлана» и русская лирика ХХ века («Новогодняя баллада» А.А. Ахматовой, «Зимняя ночь» и «Свадьба» Б.Л. Пастернака, «Батальное полотно» и «Песенка о пехоте» Б.Ш. Окуджавы). А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: Замысел и творческая история, источники сюжета «Песни о вещем Олеге». Сюжет смерти Олега в «Повести временных лет» и в изложении Н.М. Карамзина. «Послание» А.М. и его роль в истории создания «Песни о вещем Олеге». Литературная полемика с думой К.Ф. Рылеева «Олег Вещий». А.С. Пушкин о «Думах» К.Ф. Рылеева. Концепция поэта и властителя в текстах декабристского канона и «Песне о вещем Олеге». Семантический ореол четырехстопного амфибрахия. Античные стилизации Н.И. Гнедича и средневековые сюжеты в балладах В.А. Жуковского. «Граф Гапсбургский» Шиллера в переводе В.А. Жуковского: средневековый сюжет, тема поэта и властителя, мотив предсказания, образная структура баллады. Диалог А.С. Пушкина с В.А. Жуковским в лирике и поэмах 1821-22 гг. Развитие идей баллады В.А. Жуковского и полемика с ней в «Песне о вещем Олеге». Проблема судьбы в «Песне…». Концепция судьбы на разных этапах пушкинского творчества. «Песнь о вещем Олеге» в контексте пушкинского творчества. Рецепция «Песни о вещем Олеге» в прижизненной критике и пушкинистике XX – XXI веков. «Перспективная проекция» «Песни о вещем Олеге» в лирике XIX-ХХ веков. «Песнь о вещем Олеге» и «Сказка» Б.Л. Пастернака. Л.В. Лосев «ПВО». «Осень» Е.А. Боратынского. Элегия как лирический жанр. Судьба элегии в русской лирике, ее жанровые разновидности, композиция, лирический сюжет, образная система. Элегия Шарля Мильвуа «Падение листьев», ее переводы на русский язык. Жанровая разновидность «осенней элегии». Жанр элегии в раннем творчестве Е.А. Боратынского. Разработка «аналитической элегии». Элегия «Признание» в контексте лирики 1820ых годов. «Сумерки» как первая «книга стихов» в русской поэзии. Структура и сквозные мотивы цикла. Место «Осени» в контексте «Сумерек», ее связь с ключевыми стихотворениями цикла – «Последним поэтом», «Недоноском», «Рифмой». Лирический сюжет, композиция, система образов «Осени». «На посев леса» как «лирический эпилог» «Осени» и «Сумерек». «Осень» Пушкина и «Осень» Боратынского. Пути философской элегии. Концепция Ю.М. Лотмана. «Перспективная проекция» «Осени». Н.А. Заболоцкий «Начало зимы», И.А. Бродский «Осенний крик ястреба». Рецепция Боратынского в лирике ХХ века.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модульная работа № 1 (анализ поэтического текста XIX века)
    При наличии уважительной причины, подтвержденной документами, работа может быть сдана позже установленного срока, но не позднее даты сдачи следующей работы.
  • неблокирующий Модульная работа № 2 (анализ прозаического текста XIX века)
    При наличии уважительной причины, подтвержденной документами, работа может быть сдана позже установленного срока, но не позднее даты сдачи следующей работы.
  • неблокирующий Анализ прозаического текста ХХ века
    При наличии уважительной причины, подтвержденной документами, работа может быть сдана позже установленного срока, но не позднее даты сдачи следующей работы.
  • неблокирующий Анализ поэтического текста ХХ века
    При наличии уважительной причины, подтвержденной документами, работа может быть сдана позже установленного срока, но не позднее даты сдачи следующей работы.
  • неблокирующий Работа на семинарах, участие в дискуссиях, сообщения
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (http://zoom.us/ ) прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Модульная работа № 1 (анализ поэтического текста XIX века) + 0.2 * Модульная работа № 2 (анализ прозаического текста XIX века) + 0.2 * Работа на семинарах, участие в дискуссиях, сообщения + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. - Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 278с. - ISBN: 978-5-9765-0907-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100025
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; под общ. ред. Красовского В.Е. - ЛИТЕРАТУРА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-11359-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literatura-445106
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; Под общ. ред. Красовского В.Е. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-10656-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-430987
  • Под ред. Чернец Л.В. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 1. XIX ВЕК 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-07963-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-1-xix-vek-434288
  • Соколов А. Г. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 501с. - ISBN: 978-5-9916-6305-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-426514
  • Черняк М. А. - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-12335-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-447369

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Отв. ред. Аношкина В. Н., Громова Л. Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 406с. - ISBN: 978-5-534-03982-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434091
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д., Катаева В.Б. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 402с. - ISBN: 978-5-534-07655-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433961
  • Под ред. Романовой Г.И. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 2. XX ВЕК 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-07770-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-2-xx-vek-434640
  • Тюпа В. И. - ЛИТЕРАТУРА И МЕНТАЛЬНОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-06187-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literatura-i-mentalnost-441712