• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Начало

27 июня 2014 года приказом Ученого Совета НИУ ВШЭ в нижегородском филиале на факультете бизнес-информатики и прикладной математики создана кафедра фундаментальной математики. Преподаватели этой кафедры, в основном, учат студентов, выбравших образовательную программу «математика». В 2015 году состоялся первый для нижегородского кампуса набор на эту программу. По замыслу, кафедра фундаментальной математики — преемник факультета математики московской Вышки, что позволит студентам нижегородского кампуса получить качественное математическое образование. 

Что такое математика?

Суть математики составляют не формулы и вычисления, а особый язык, способ взаимодействия с миром — как материальным, так и миром идей. Математика, так же как искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его стремлением к познанию и красоте. Поэтому во все времена есть люди, занимающиеся математикой вне зависимости от общественного спроса на нее. В наш век прагматизма закономерен вопрос: является ли необходимым изучение и развитие «чистой математики» (как и любой другой «неприкладной» науки). Конечно, теоретические результаты часто имеют отсроченный эффект — с момента открытия до возможности его практического использования проходит иногда очень много времени. Однако даже для того, чтобы использовать уже накопленный научный опыт, нужно фундаментальное образование. Поэтому, если думать о будущем, то вложения в теоретическую науку необходимы.

Благоприятный момент

История России последних нескольких десятков лет складывалась так, что занятие математикой было малооплачиваемо и не слишком популярно. Это привело к дефициту специалистов, способных вести серьезную научную работу. Сейчас молодые математики вновь становятся востребованными. Об этом свидетельствует принятая Российским Правительством «Концепция развития математического образования», растущее число грантов Российского Правительства и различных научных фондов, обеспечивающих финансовую поддержку молодых людей, занимающихся наукой.

НИУ ВШЭ является одним из первых вузов, вновь обратившихся к подготовке высококлассных ученых. Будучи живым “организмом”, способным меняться, чувствовать дух времени, НИУ ВШЭ имеет возможность привлечь к процессу обучения лучшие преподавательские силы и дать обучающимся широкий спектр перспектив. Авторитет «Вышки» поднимает престиж специальности «математика» и гарантирует высокое качество подготовки выпускника.

Исторические предпосылки открытия КФМ в Нижнем Новгороде

НИУ ВШЭ имеет филиалы в трёх городах: Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Пермь. Однако именно в Нижнем Новгороде создан филиал математического факультета в виде кафедры фундаментальной математики. Это стало возможным, в частности, благодаря наличию в Нижнем Новгороде школы нелинейных колебаний А.А. Андронова, являющейся, по словам академика В.А. Васильева, «одной из немногих сохранившихся в РФ научных школ».

А. А. Андронов
А. А. Андронов
Е.А. Леонтович
Е.А. Леонтович

В 1931 году А.А. Андронов вместе с группой талантливых молодых учёных (М.Т. Грехова, В.И. Гапонов, Е.А. Леонтович, А.Г. Любина) переехал из Москвы в город Горький (сейчас Нижний Новгород) на постоянное место жительства. Вскоре после приезда вокруг А.А. Андронова сплотилась группа молодых учёных и преподавателей (А.С. Алексеев, Н.Н. Баутин, И.Л. Берштейн, Г.С. Горелик, А.Г. Майер, С.М. Рытов и др.). Научный потенциал этих людей и творческая атмосфера, сложившаяся в коллективе, привели к образованию мощной научной школы, известной во всем мире. Традиционный объект исследований школы составляют динамические системы (исторически возникшие как инструмент  описания и управления детерминированными процессами в механике и радиоэлектронике). Сейчас сфера научной деятельности  включает в себя  математические аспекты теории, разработку и обоснование математических методов и приёмов исследования динамики и, разумеется, компьютерное моделирование процессов из самых различных прикладных областей — от механики и теории управления до биологии и экономики.