• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Применение эконометрических моделей в прогнозировании показателей финансовой отчетности

Граница Ю. В.

В кн.: Инновационное развитие экономики. Будущее России : материалы и доклады VI Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Т. 1. Княгинино: НГИЭУ, 2019. С. 51-55.

Препринт
THE RUSSIAN UNIVERSITY EXCELLENCE INITIATIVE: IS IT REALLY EXCELLENCE THAT IS PROMOTED?

Matveeva N., Sterligov I., Yudkevich M. M.

Education. EDU. Высшая школа экономики, 2019. No. WP BRP 49/EDU/2019.

Стратегический менеджмент

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты

Преподаватель

Седельникова Ирина Михайловна

Седельникова Ирина Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты: • получат знания о способах сбора качественной и своевременной информации о внешней и внутренней среде компании, а также инструментальных методах обработки аналитической информации о компании и её макро- и непосредственном окружении; • научатся разрабатывать конкурентные стратегии и стратегии развития бизнеса; • получат навыки выбора методов и средств для проведения стратегического анализа; • получат навыки применения современных методов стратегического управления, принятых в мировой и отечественной практике бизнеса. Особенностями курса являются: • использование в процессе обучения большого количества конкретных ситуаций из практики российского и зарубежного бизнеса; • имитация реальной бизнес-ситуации с помощью деловой игры на основе конструктора Лего. Текущий контроль по дисциплине включает контрольную работу, домашнее задание. Итоговая оценка по дисциплине (оценка по промежуточной аттестации) выставляется в ходе устного экзамена, с учетом результатов текущего контроля. Правила выставления оценки по промежуточной аттестации определены Программой дисциплины, размещенной в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение и углубление знаний студентов в области стратегического анализа и разработки стратегии компании.
  • Совершенствование навыков решения практических задач с помощью отбора и консолидации своевременной и качественной информации для разработки и реализации эффективной стратегии бизнеса, а также навыков использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет анализировать и систематизировать макроэкономическую информацию, выбирать методы и средства решения задач стратегического развития бизнеса.
  • Умеет анализировать и систематизировать информацию о состоянии внешней и внутренней среды компании, выбирать методики и средства решения задач стратегического анализа среды организации.
  • Способен формулировать миссию компании, разрабатывать цели бизнеса различных уровней.
  • Способен решать задачи реализации стратегии компании в условиях динамичной внешней среды бизнеса.
  • Умеет разрабатывать экономические модели исследуемых процессов, явлений и объектов в цепях поставок, выбирать методики и средства решения оптимизационных задач в цепях поставок.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента.
    Понятия стратегии, стратегического менеджмента. История стратегического подхода, этапы развития стратегического менеджмента, стратегическое и долгосрочное планирование. Стратегический менеджмент как сочетание науки и искусства, роль аналитических методов и интуиции в принятии стратегических решений. Особенности современной среды бизнеса, экономика знаний, экспоненциальные технологии, четвёртая промышленная революция. Позиционирование бизнеса по Кейгану-Вогелю. Система стратегического менеджмента компании.
  • Тема 2. Анализ среды компании.
    Общая характеристика и структура анализа среды компании, мониторинг информации о состоянии среды бизнеса. Анализ макроокружения. Общая характеристика макроокружения, анализ политической, экономической, правовой, социальной, технологической, институциональной, экологической составляющих, форсайт-исследования. Анализ непосредственного окружения компании. Анализ отрасли и её движущих сил, ключевых факторов успеха компании в отрасли. Модель конкурентных сил по Портеру. Модель Value Net. Анализ конкурентов, карты стратегических групп. Анализ потребителей. Анализ стейк-холдеров. Анализ внутренней среды компании. Анализ организационной, финансовой, производственной, маркетинговой, логистической, кадровой, информационной подсистем. Измерители состояния внутренней среды по Хофстеду. Анализ корневых компетенций. Анализ ресурсов, бенчмаркинг. Анализ портфеля бизнеса с помощью матричных методов: BCG-, GE-, ADL-матрицы. SWOT-анализ, анализ стратегических рисков, сценарное планирование.
  • Тема 3. Формулирование миссии и разработка целей компании.
    Создание видения и его роль в формировании будущего состояния бизнеса. Определение миссии компании. Роль миссии в деятельности организации, процесс формулирования миссии. Диаграмма Абеля. Классификация целей компании. Требования к целям, SMART-критерии. Дерево целей.
  • Тема 4. Разработка стратегии компании.
    Уровни разработки стратегий в организации, корпоративный, отраслевой, функциональный, операционный уровни. Принцип гармонизации стратегий различного уровня. Конкурентные стратегии по Портеру, общая характеристика. Стратегия лидерства по издержкам, её особенности и риски, примеры реализации. Стратегия дифференциации, условия успешной реализации, риски стратегии, примеры реализации. Стратегии сфокусированных издержек и сфокусированной дифференциации, особенности и риски, примеры реализации. Стратегия оптимального соотношения затрат и ценности, примеры реализации. Эталонные стратегии развития, общая характеристика и классификация. Стратегии роста, их роль в бизнесе. Классификация стратегий роста по Аакеру. Стратегии концентрированного роста: рост на данном рынке с данным продуктом, развитие рынка, развитие продукта. Стратегии интегрированного роста: вертикальная (прямая и обратная) и горизонтальная интеграция. Стратегии диверсифицированного роста: родственная, конгломеративная, горизонтальная, мультинациональная диверсификация. Стратегии сокращения, их роль в бизнесе. Стратегии сбора урожая, отсечения лишнего, сокращения затрат, продажи или ликвидации. Выбор эталонной стратегии развития, факторы, влияющие на выбор, матрица Томпсона-Стрикланда.
  • Тема 5. Реализация стратегии.
    Общая характеристика процесса реализации стратегии в компании, риски и проблемы. Процедура осуществления изменений в компании, управление изменениями. Сбалансированная система показателей. Анализ и контроль результатов реализации стратегии, корректировка стратегического курса. Особенности разработки и реализации стратегии в российском бизнесе.
  • Тема 6. Стратегическое управление цепями поставок.
    Общая характеристика подхода Supply Chain Management (SCM – Управление цепями поставок). Формирование конкурентного преимущества на уровне цепей поставок. Методы разрешения конфликтных ситуаций в цепях поставок. Оптимизация, интеграция и координация цепей поставок как источник конкурентного преимущества участников цепей поставок. Задачи оптимизации при управлении запасами в цепях поставок. Стратегии цепей поставок и их связь с корпоративной стратегией. Проблемы реализации SCM в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность + 0.2 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов / А.А.Томпсон, Дж. А. Стрикленд ; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — Москва : Банки и биржи ; ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027299 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027299

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Казакова Н. А. - СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 469с. - ISBN: 978-5-534-11138-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-strategicheskiy-analiz-444534