• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональная экономика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов (Нижний Новгород)
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются экономико - математические аспекты институциональных моделей экономики на уровне микро - и макроэкономики. Целями освоения дисциплины "институциональная экономика" являются овладение основами экономической теории, приобретение навыков использования ее понятийного аппарата при построении различных экономических моделей, описывающих динамику социально-экономических систем и прогнозировании развития экономики. Это позволяет рассматривать курс пространственной экономики как междисциплинарного. В рамках данного курса будет уделено внимание вопросам применения изучаемых теоретических моделей и методов для решения прикладных задач для бизнеса и государственного управления. В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать:  Знать теоретические основы институциональной экономики и историю ее происхождения и развития;  Знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы из изученных неоинституциональных концепций;  Закономерности функционирования современной экономики на на микро и макро-уровне с учетом их институциональной структуры;  Иметь представление об основных моделях, используемых в институциональной экономике; 2. Уметь:  Анализировать экономические явления на микро и макро-уровне с учетом их институциональной структуры;  Применять необходимые методы неоинституционального анализа для анализа конкретных событий экономической жизни  Использовать принципы институциональеого анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов и для решения прикладных задач;  Уметь решать типовые практические задачи и обладать навыками самостоятельного экономического мышления  Уметь самостоятельно работать с литературой, рекомендованной преподавателем и обладать навыками самостоятельного поиска информации.  Понимать и анализировать публикации экономического характера в специализированных и массовых изданиях  Теоретически обосновывать самостоятельно проводимые исследования по темам, составляющим предмет институциональной экономики 3. Владеть:  методологией экономического исследования;  категориальным аппаратом институциональной экономической теории и специальной терминологией  навыками самостоятельной работы с учебной, методической и научной литературой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины "институциональная экономика" являются овладение основами экономической теории, приобретение навыков использования ее понятийного аппарата при построении различных экономических моделей, описывающих динамику социально-экономических систем и прогнозировании развития экономики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач
  • Умеет выбирать методы и средства решения оптимизационных задач.
  • Умеет разрабатывать экономические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, выбирать методики и средства решения задач
  • Способен решать оптимизационные задачи выбора потребителя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы экономической теории. Истоки институционализма
    История становления и развития институциональной теории. Критика предпосылок неоклассической теории институционалистами. Факторы несовершенства информации и неполной определенности прав собственности. Модель человека в институциональной теории. Концепция ограниченной рациональности Саймонса. Черты поведения ограниченно рациональных экономических агентов: сознательный отказ от обработки полного объема всей доступной информации, намеренное сужение набора рассматриваемых альтернатив, наличия издержек обработки информации и принятия решений. Формирование стереотипов поведения на основе накопленного социального и индивидуального опыта. Рутины в экономическом поведении.
  • Теория институтов
    Норма и правило. Основные функции правил: обеспечение координации, кооперации, распределения. Генезис правил: эволюционное формирование и директивное введение «сверху». Формальные и неформальные правила. Иерархия формальных правил (Д. Норт). Институт как единица анализа. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономической системы. Функции институтов. Институты как субституты и комплименты рынка. Значение институтов. Координационная и распределительная функции институтов. Формальные и неформальные, внешние и внутренние институты и пр.
  • Теория трансакционных издержек.
    Понятие трансакции. Виды трансакций по Коммонсу. Трансакции сделки, управления и рационирования. Параметры трансакций (частота, неопределенность, специфичность активов) и управление контрактными отношениями. Фундаментальная трансформация: сущность явления и факторы возникновения (оппортунизм, повторяющийся характер взаимодействия, наличие инвестиций в специфические активы. Подходы к определению трансакционных издержек. Подход Рональда Коуза: трансакционные издержки как издержки функционирования рыночного механизма. Расширенный подход Эрроу: трансакционные издержки как издержки функционирования экономической системы. Классификация трансакционных издержек Норта - Эггертссона. Соотношение трансакционных и трансформационных издержек. Издержки измерения. Трансакционные издержки, обусловленные асимметрией информации. Трансакционные издержки, обусловленные недоопределенностью и неполной защитой прав собственности. Налоги как трансакционные издержки
  • Внешние эффекты и теорема Коуза.
    Концепция внешних эффектов. Классификации внешних эффектов Альтернативные способы интернализации внешних эффектов. Права собственности и проблема интернализации внешних эффектов. Теорема Коуза. Институциональные аспекты теоремы Коуза, условия её применимости. Ситуация высоких трансакционных издержек и теорема Познера. Результаты приватизации в России с точки зрения теоремы Коуза.
  • Альтернативные режимы собственности.
    Анализ основных типов собственности, их сравнительные преимущества и недостатки. Общая собственность (свободный доступ). Эффект распыления ренты. Трагедия общей собственности. Варианты трансформации общей собственности. Коммунальная собственность. Проблема принятия решений. Оптимальный размер группы. Частная собственность. Факторы, определяющие распространения частной собственности. Государственная собственность. Государственная собственность де-факто и де-юре. Государственная собственность в тоталитарном и демократическом обществе.
  • Теория контрактов
    Основные принципы и понятия экономической теории контрактов. Контракт как правовое оформление реализуемых трансакций. Принцип свободы заключения сделки и принцип согласованности интересов сторон. Предмет контракта. Размер контракта. Типы контрактов. Юридическая классификация контрактов. Совершенные, несовершенные контракты. Причины несовершенства реальных контрактов. Классический, неоклассический и отношенческий контракты. Схема Уильямсона. Границы применимости каждого типа контрактного права. Специфичность ресурсов и оппортунистическое поведение. Способы предотвращения оппортунистического поведения. Контракты и соглашения. Проблемы неблагоприятного отбора, вымогательства и морального риска.
  • Политические институты как фундаментальные детерминанты агрегирования индивидуальных предпочтений
    Индивидуальные и общественные предпочтения. Теория игр как инструмент агрегирования индивидуальных предпочтений в условиях конфликта. Политические институты как фундаментальные детерминанты способа агрегирования индивидуальных предпочтений. Теории общественного выбора. Роль институтов в разрешении социальных противоречий. Правила и парадоксы голосования. Теорема о невозможности Эрроу. Правило большинства и перераспределение. Неоднородность предпочтений экономических агентов и теорема о медианном избирателе. Двухпартийная модель политического процесса (модель Хотеллинга-Даунса, модель Уиттмана).
  • Теория государства
    Функции государства: создание общественных благ, создание и защита правил. Происхождение государства. Контрактные теории функционирования государства. Теория общественного договора Руссо. Неоклассическая теория государства Норта. Характеристики контракта между верховным правителем и подданными. Эксплуататорские теории происхождения государства. Модель «стационарного бандита» (модель МакГира-Олсона). Ограничение монопольной власти правителя. Модель Финдли-Уилсона. Перераспределительные функции государства. Рентоориентированное поведение. Группы специальных интересов.
  • Институциональные изменения и проблемы переходных экономик
    Понятие институциональных изменений. Классификации институциональных изменений. Централизованные/спонтанные институциональные изменения. Различные механизмы институциональных изменений: эволюция институтов, закрепление неформальных правил, импорт институтов. Издержки импорта институтов в различных условиях. Зависимость от предыдущего пути развития и институциональные ловушки. Схема институциональных изменений. Траектории институциональных изменений. Зависимость траектории предшествующего развития. Применение институционального анализа к изучению проблем переходных экономик.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: посещаемость, активность в дискуссиях, правильность решения задач, правильность ответов на вопросы преподавателя, демонстрация умения самостоятельно мыслить, творческое применение рассказанного на лекциях материала. Способ округления оценок – арифметический. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (тест и задачи по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams ( описание функционала и технические требования доступны по ссылке https://www.microsoft.com/ru-ru/education/products/teams.). К экзамену необходимо подключиться согласно расписания. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение в 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: посещаемость, активность в дискуссиях, правильность решения задач, правильность ответов на вопросы преподавателя, демонстрация умения самостоятельно мыслить, творческое применение рассказанного на лекциях материала. Способ округления оценок – арифметический. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (тест и задачи по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams ( описание функционала и технические требования доступны по ссылке https://www.microsoft.com/ru-ru/education/products/teams.). К экзамену необходимо подключиться согласно расписания. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение в 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корнейчук Б. В. - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-07772-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/institucionalnaya-ekonomika-433854
  • Онуфриева А. С. - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 160с. - ISBN: 978-5-534-08430-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/institucionalnaya-ekonomika-425008
  • Сухарев О. С. - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 463с. - ISBN: 978-5-534-06461-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/institucionalnaya-ekonomika-432983

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Институциональная экономика: новая институц. эконом. теория: Учеб./ МГУ им. М.В.Ломоносова; Под общ. ред. А.А.Аузана - 2 изд.- Москва : ИНФРА-М, 2011 - 447с.: 60x90 1/16-(Учеб. эконом. фак-та МГУ им. М.В.Ломоносова). (п) ISBN 978-5-16-004387-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/248615
  • Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 416 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004316-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/196379
  • Носова С.С. - Институциональная экономика (для бакалавров) - КноРус - 2015 - 216с. - ISBN: 978-5-406-01921-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/915927
  • Носова С.С. - Институциональная экономика (для бакалавров) - КноРус - 2015 - 216с. - ISBN: 978-5-406-04310-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916693