• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Макроэкономика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Кто читает:
Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов (Нижний Новгород)
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина изучается на 2 и 3 курсах бакалавриата. Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с современным состоянием макроэкономической науки, наиболее широко используемыми моделями и подходами в экономическом анализе на макро-уровне, обучение студентов использованию полученных знаний в профессиональной деятельности. В ходе изучения курса студенты: - получат знания о предпосылках построения, структуре и экономических выводах из изученных макроэкономических концепций; закономерностях функционирования современной экономики на макро-уровне; основных подходах в экономическом анализе на макро-уровне; особенностях функционирования экономик различных государств и мировой экономики; направлениях государственной политики в сфере регулирования экономики на макро-уровне; - научатся анализировать экономические явления на макро-уровне; применять необходимые методы макроэкономического анализа для анализа конкретных событий экономической жизни; использовать принципы микро- и макроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов и для решения прикладных задач; понимать и анализировать публикации экономического характера в специализированных и массовых изданиях; теоретически обосновывать самостоятельно проводимые исследования по темам, составляющим предмет макроэкономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются: - изучение студентами основных разделов макроэкономики (общее экономическое равновесие, отличия кейнсианского и классического подходов к объяснению экономических явлений на макроуровне, основные модели экономических циклов, связь инфляция и безработицы, модели несовершенной информации, фискальная и монетарная политика государства, нормативная теория экономической политики, базовая теория экономического роста, макроэкономическое равновесие в открытой экономике); изучение основных макроэкономических моделей равновесия, цикличности, экономического роста, открытой экономики; изучение принципов макроэкономической политики и роли государства в стабилизации экономики; развитие у студентов навыков качественного и количественного анализа экономических моделей, явлений и процессов. - формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, электронными ресурсами и источниками информации в Интернет.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения задач на общее экономическое равновесие. Способен анализировать различия двух основных подходов в решении макроэкономических задач – классического и кейнсианского. Демонстрирует умение решать задачи с использованием моделей AD-AS, IS-LM, рынка труда.
  • Умеет разрабатывать экономические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, выбирать методики и средства решения задач. Способен применить знания основ дифференциального исчисления, решения дифференциальных уравнений к задачам макроэкономики.
  • Способен анализировать и решать задачи на связь известных экономических законов.
  • Умеет на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
  • Умеет анализировать параметры равновесия, знает основные законы макроэкономики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Общее Экономическое равновесие. Тема 1.1 Краткосрочное и долгосрочное макроэкономическое равновесие.
    Классическая модель равновесия. Рынок труда: спрос и предложение. Равновесие на рынке труда. Потенциальный ВВП и классическая кривая предложение труда AS (долгосрочный период). Макроэкономическая политика в экономике полной занятости. Принцип неоклассической дихотомии. Кейнсианская модель равновесия. Краткосрочная кривая AS. Модификация структурной модели экономики с учетом номинальных несовершенств (случай жесткой заработной платы). Проблема не-нейтральности денег в краткосрочном периоде. Эффект денежных иллюзий. Эффекты занятости и производства.
  • Тема 2.2. Кейнсианские теории цикличности
    Особенности кейнсианских теорий циклов. Цикл инвестиций в запасы. Модель мультипликатора-акселератора. Модель Тевеса. Модель Калдора.
  • Раздел 4. Обоснование положительного наклона кривой совокупного предложения. Тема 4.1. Модели несовершенной информации: рынок труда и рынок благ.
    Модели несовершенств рынков, дающие обоснование положительному наклону кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде.Закон Оукена: связь кривой Филипса и кривой совокупного предложения.
  • Раздел 5.. Стабилизационная политика государства. Тема 5.1 Фискальная политика
    Инструменты фискальной политики. Автоматические стабилизаторы. Бюджетное ограничение правительства. Финансирование дефицита бюджета. Фактический, структурный, циклический, первичный бюджетный дефицит. Стабилизация государственного долга. Долговое финансированием дефицита бюджета. Эквивалентность Барро-Рикардо. Взаимосвязь фискальной и монетарной политики. Модель Саржента-Уоллеса.
  • Тема 8.3. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
    Большая и малая экономики. Модель Манделла-Флеминга. Фискальная и монетарная политика в малой открытой экономике. Случаи фиксированного и плавающего валютных курсов, совершенно-мобильного и совершенно-немобильного капитала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: правильность решения задач на семинаре, активность студентов в устных ответах. Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа содержит тестовые задания, некоторые – в форме коротких задач, и теоретические вопросы, которые охватывают материал всего курса. Оценка за экзамен выставляется с учетом правильности ответов на тестовые вопросы, правильности решения задач и глубины ответов на теоретические вопросы. При этом учитываются знания основных понятий и категорий, используемых в макроэкономике; современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне; основных макроэкономических моделей и их графического представления; умение анализировать с помощью теоретических макроэкономических моделей экономические явления и последствия макроэкономической политики.
  • неблокирующий Оценка за 2 курс
  • неблокирующий Активность на семинаре
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: правильность решения задач на семинаре, активность студентов в устных ответах. Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа содержит тестовые задания, некоторые – в форме коротких задач, и теоретические вопросы, которые охватывают материал всего курса. Оценка за экзамен выставляется с учетом правильности ответов на тестовые вопросы, правильности решения задач и глубины ответов на теоретические вопросы. При этом учитываются знания основных понятий и категорий, используемых в макроэкономике; современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне; основных макроэкономических моделей и их графического представления; умение анализировать с помощью теоретических макроэкономических моделей экономические явления и последствия макроэкономической политики.
  • неблокирующий Оценка за 2 курс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Активность на семинаре + 0.4 * Оценка за 2 курс + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА 10-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 527с. - ISBN: 978-5-9916-4988-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-390653

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. ТОМ 1 11-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 300с. - ISBN: 978-5-534-02562-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-v-2-t-tom-1-437227