• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

История экономических учений

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Кто читает:
Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов (Нижний Новгород)
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

История политических и правовых учений является составной частью высшего образования, самостоятельной учебной и научной дисциплиной. Она тесно связана с другими дисциплинами исторического профиля. Программа предусматривает лекционный цикл и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала при подготовке к семинарским занятиям: учебники, монографии, труды выдающихся мыслителей прошлого и настоящего в области права, политики и государства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов основы экономического мышления
  • дать знания об экономическом развитии ведущих стран Западной Европы, США, Японии и России, с древнейших времён и до наших дней
  • выработать умение квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии сельского хозяйства, промышленности, транспорта, финансов, денежного обращения, проблемах становления рыночных отношений в этих странах с помощью полученных теоретических знаний
  • привить навыки самостоятельной работы с литературой, электронными библиотечными ресурсами, Интернет-источниками
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент, основываясь на конкретном историко-экономическом материале, умеет выделить экономические процессы в хронологической последовательности, их закономерности и особенности.
  • Студент чётко представляет основные концепции периодизации общественно – исторического процесса.
  • Студент умеет выделить сильные и слабые стороны этих концепций. Может проводить сравнительный анализ экономическихсистем. Хорошо представляет суть процессов, происходивших в исторической ретроспективе.
  • Студент использует исторический опыт для характеристики и анализа современных процессов.
  • Студент квалифицированно оценивает различные точки зрения по исследуемой проблеме.
  • Студент умеет работать с различными источниками, для выделения важнейших связей экономических и социальных процессов.
  • Студент аргументированно строит свою речь в дискуссии на историко-экономические темы.
  • Студент владеет методами анализа для решения задач текущих современных процессов. Свободно применяет конкретику историко-экономических процесс- сов для проведения аналогии в исторической ретроспективе. Знает исторические школы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет ИЭУ. Структура курса.
  • Экономическая мысль Древнего мира (Египет, Вавилония, Индия, Китай)
    В цивилизациях Древнего Востока ,возникших в Египте, Индии, Палестине, Китае, сложился ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном сверхъестественном происхождении общественных порядков. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения не освободились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания в силу того, что они были прикладными, не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины, а порой развивались в религиозно-мифологические воззрения. Древняя Индия : “Дхарма” и “данда” — основные понятия политико-правовой мысли. Брахманизм: обоснование социально-политического неравенства. “Законы Ману”. Буддизм о нравственно-духовном равенстве людей, о непротивлении злу злом и насилием, об ограничении роли и масштабов наказания.
  • Экономическая мысль Античной Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель)
    Древняя Греция: Социально-политический строй Древней Греции и его внутренние противоречия. Политическая борьба и ее отражения в политико-правовых учениях. Платон (427-347гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из древнейших идеологов полистной аристократии. Основные трактаты Платона «Государство» и «Законы». Происхождение государства в понимании философа. Критика несовершенных форм правления государства и проекты “идеального государства”. Условия существования «идеального» государства. Функции сословий и их правовое положение по Платону. в трактатах «Государство» и «Законы». Аристотель (384-322гг до н.э.) – величайший древнегреческий мыслитель-энциклопедист. Основные произведения Аристотеля «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития». Концепция происхождения государства. Формы государственного устройства. Характеристика “правильных” и “неправильных” форм правления. Полития и аристократия — устойчивый и идеальный типы государственной формы правления. Критика Платона. Защита института частной собственности. Справедливость уравнивающая и распределяющая. Связь закона и справедливости.
  • Экономическая мысль Древнего Рима (Колумелла, Катон, Варрон, Т. И Г. Гракхи)
    Древний Рим: Социально-политическая идеология в Древнем Риме. Борьба патрициев и плебеев. Политические учения рабовладельческой аристократии. Цицерон (106-43гг. до н.э.) Марк Тулий Цицерон – римский государственный деятель, юрист, оратор. Основные произведения Цицерона «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Определение государства. Классификация форм государства. Право и закон и их понимание. Учение римских юристов о праве: Право, его виды и сфера действия. Вопросы частного права и процесса в “Институции” Гая. Кодификация Юстиниана. Римские стоики.
  • Развитие экономической мысли в средние века Ф. (Аквинский; легизм в Китае, Ибн-Хальдун)
    Возникновение и развитие феодализма. Кризис философско-этической концепции политико-правовой мысли и формирование религиозной (христианской) концепции в Западной Европе. Теократическая теория права и государства. Правовые идеи средневековой схоластики. Учение отцов церкви. Фома Аквинский(1225/1226-1274) видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. Систематизатор христианской теологии на основе теории Аристотеля. Учение о трех элементах государственной власти, четырех видах законов и их соподчиненности. Право народа на оказание сопротивления верховной власти. Условия, необходимые для реализации этого права.
  • Меркантилизм в Европе.
    В ХУП веке началось революционное низвержение сословно-феодального строя .От начала революции в Англии исчисляется Новое время –период истории, сменившей Средневековье. Теория естественного права явилась классическим воплощением научного мировоззрения. В историю Франции ХУШ век вошел как век Просвещения. Франция переживала кризис «Старого порядка»-феодально-сословного строя и абсолютной монархии. Главная идея просвещения- это путь к новому разумному обществу, распространению знаний , воспитанию людей, разумному законодательству, соединяющему интересы людей и личности.
  • Русская экономическая мысль (И.Пересветов, Е.Еразм, А.Ордин Нащекин). Меркантилизм в России (И.Т.Посошков).
    Политика "нестяжателей». Нил Сорский и Максим Грек. Политико-правовые взгляды «иосифлян» («стяжателей»). Иосиф Волоцкий. Филофей и его теория «Москва - третий Рим». Программа государственных реформ И. Пересветова. Иван IV (Грозный) и А. Курбский. И. Тимофеев о правовом статусе власти. "Меркантилистские" социально-политические идеи А. Ордин-Нащокина, Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича.
  • Экономические взгляды А.Смита, Д.Рикардо, Ж.Б.Сэя, Ф.Бастиа, Т.Мальтуса, Н.У.Сениора, Ч.Г.Кэри, К. Маркса. Экономические идеи Дж.С.Милля.
    Английский либерализм: И. Бентам (1748-1832)- английский философ правовед. Научные труды «Фрагмент о государственном правлении», «Введение в основание нравственности и законодательства». Теория утилитаризма. Обоснование роли государства в экономической сфере. Защита частной собственности. Проект международной организации мира. Взгляды Дж. Милля на государство, право и закон.
  • Историческая школа Германии (Ф. Лист, В. Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс, Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт)
    Немецкий либерализм: Вильгельм фон Гумбольдт и Л. Штейн. О. Конт(1798-1857)-французский мыслитель, создатель социологии как науки. Научные работы «Курс позитивной философии», «Общий обзор позитивизма», Философия позитивизма. Идея общественной солидарности. Взгляды на развития государства и общества. Концепция эволюции форм государственного правления.
  • Формирование неоклассического направления
  • Маржинализм (А. Маршалл, У.С.Джевонс, Ф.И.Эджуорт; Дж.Б.Кларк; Л.Вальрас, В.Парето и др.).
  • Кейнсианство и становление современной макроэкономики.
  • Неокейнсианство. Теории динамики и цикла. Теория циклов Э.Хансена. Модель экономического роста Харрода – Домара.
  • Неоклассический синтез (П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Алле, Дж.Дебре, Р.Солоу, С.Кузнец). Модель IS-LM Дж.Хикса.
  • Экономическая теория предложения (А.Лаффер, М.Фелдстайн, Р.Риган). Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа 2
  • неблокирующий Мини контрольная
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Мини контрольная
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа 2 + 0.3 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Цхададзе Н.В. - История экономических учений (для бакалавров). Учебное пособие - КноРус - 2018 - 186с. - ISBN: 978-5-406-03373-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930051