|
В этом году в Европе образовался тренд. По мере обострения политического противостояния с Россией проявилась зависимость европейских стран от российского экспорта и импорта. Прежде всего, в части энергоносителей, так как треть потребляемого газа Европа (150 млрд куб. м) покупает у России. На повестку дня был поставлен вопрос повышения энергетической независимости от России. Именно тогда все и посмотрели на Норвегию - одну из трех основных нефтегазодобывающих стран ЕС. Учитывая, что в двух других - Великобритании и Нидерландах - пик добычи уже пройден, а запасы истощаются, все надежды, в том числе большие и долгосрочные, сегодня возлагаются только на Норвегию. В частности, вся Прибалтика намерена в течение ближайших лет полностью отказаться от российского газа и перейти на норвежский. Схожие, хотя и не такие радикальные планы есть у Финляндии и всего Евросоюза.
|
С этими надеждами еще в начале 2014 года всё было хорошо. Несмотря на то, что объемы добычи нефти за последние 15 лет значительно снизились, добыча газа выросла более чем в два раза! Исходя из этого, норвежский Директорат нефти давал успокоительные прогнозы - газ сможет заменить нефть и стать на долгие годы растущим источником национальных доходов.
| |
|
В определенном смысле так оно и было. Добыча нефти прогнозируемо падала и к 2015 году достигла 540 млн баррелей. На общем фоне суммарного европейского потребления нефти в 5,3 млрд баррелей это составило только 10% и как бы вывело нефть из-под внимания общественности. При этом доля России в импорте незначительна - всего 480-500 млн баррелей. А вот подтверждающийся рост объемов добычи газа (до 110 млрд куб. м в 2014 году) создал в некоторых странах откровенную иллюзию того, что норвежского газа хватит на всех.
|
Однако, во второй половине 2014 - начале 2015 года цены на нефть рухнули, обнажив при этом ряд серьезных моментов, ранее скрытых за красивыми прогнозными графиками. Во-первых, выяснилось, что основные эксплуатируемые норвежские месторождения уже в значительной степени выработаны.
- Район "Экофиск". На начало добычи в 1971 году его разведанные запасы составляли 669 млн кубометров нефтяного эквивалента (н.э.). К концу 2014-го запасов оставалось уже всего 122 млн куб. м н.э. За 44 года эксплуатации выработано 82% ресурса.
- Район "Статфьёрд". Начало добычи - 1979 год. Разведанные запасы - 647 млн куб. м н.э.. В 2015-м там осталось уже всего 35 млн куб. м н.э. За 36 лет выработано 95% ресурса.
- Район "Гуллфакс". Начало добычи - 1986 год. Разведанные запасы - 361 млн куб. м н.э. В 2015-м их осталось только 16 млн куб. м н.э. За 29 лет выработано 96% ресурса.
- Район "Осеберг". Начало добычи - 1988 год. Разведанные запасы - 438 млн куб. м н.э. В 2015-м запас составил уже лишь 105 млн куб. м н.э. За 27 лет выработано 76% ресурса.
- В 1995 году Норвегия начала разработку самого крупного месторождения, найденного на норвежской части шельфа, - района "Тролл". Его разведанные запасы составили 1612 млн куб. м н.э. В 2015-м там их осталось только 995 млн куб. м н.э. С одной стороны, запасы все еще значительные, с другой - за 20 лет выкачано уже 38%.
| |
|
Вторым важным моментом является тот факт, что с конца прошлого века в Северном и Баренцевом морях не было найдено ни одного действительно крупного месторождения энергоносителей. В среднем в 23х еще не освоенных норвежских месторождениях запасы составляют менее 30 млн куб. м. нефтяного эквивалента. Это - если считать статистически, а если посмотреть на реальную картину, то в 12 районах разведанные запасы не превышают 10 млн куб. м., в том числе в 7 районах - не превышают 5 млн куб. м. Иначе говоря, уже не выйдет только качать и качать, один раз вложившись в обустройство района добычи.
Именно это и обнажили упавшие нефтяные цены. Исчерпание старых месторождений вызывает неизбежные последствия - просадку грунтов, разрушение скважин, падение давления в пластах. Это требует ускорения перехода с экстенсивных на интенсивные технологии добычи. Это всё - постоянно возрастающие расходы.
|
Нефтяной директорат Норвегии планирует кардинальное сокращение затрат в нефтегазовый сектор, что можно легко понять. За десять лет, с 2004 по 2014-й, ежегодные расходы на геологоразведку и организацию добычи выросли в три раза (с 71 до 227 млрд норвежских крон). 2014 год был назван пиковым по размеру инвестиций в отрасль. Уже в 2015-м эта цифра планируется в размере 198 млрд крон, что соответствует уровню 2012 года.
Это подтверждается заявлениями ряда крупнейших норвежских нефтегазовых компаний о кардинальном пересмотре своих инвестиционных планов на ближайшие 5-7 лет.
| |
Пик нефтегазовой добычи в Норвегии пройден. Запасы еще есть, и их достаточно много - до 2020-2021 года хватит. Однако уже сейчас Европа становится всё более чувствительной к колебанию уровня мировых цен на энергоносители. Причем, что любопытно, очень разнонаправленно чувствительна. Ей одновременно нужны низкие цены на газ и высокие - на нефть. Иначе вся отрасль нефтегазовой добычи минимум на треть проседает по издержкам.
Еще важным моментом является структура экспорта норвежских энергоносителей. В частности, по газу картина складывается в следующем виде:
|
|
Несложно понять, что в перспективе к 2021 году, т.е. уже через 6 лет, в Европе начнет образовываться новый дефицит газа в объеме до трети суммарной годовой потребности. Причем газа именно дешевого, который никто, кроме России, поставить не может.
Европа эту перспективу понимает. Через 7 лет доля России в европейском потреблении газа имеет все шансы достичь 50%. Потому уже сейчас Брюссель начал формирование новой системы европейских газовых закупок. Ее главная цель - сформировать из отдельных стран как бы единого европейского покупателя газа. С одной стороны, это должно повысить общую политическую устойчивость ЕС. С другой - позволить выровнять газовые цены для всех стран Евросоюза и понизить их общую величину.
Однако независимо от того, насколько у Брюсселя это получится, для США такой сценарий означает крах идеи Трансатлантического торгового союза. Предложить цены на энергоносители ниже российских Вашингтон не сможет. В этом случае при 50-60% зависимости от российского газа сближение Европы и России неизбежно. Причем естественным следствием этого станет расширение объемов взаимной торговли, а значит, и упрочение различных "не только экономических" связей. В результате - неизбежный отрыв Европы от США. Отрыв, который может привести к полной утрате Америкой влияния на всем Евро-Азиатском континенте.
Остановить сценарий Америка может лишь разрушением России с целью взятия под собственный контроль наших нефтегазовых месторождений. Или, как вариант, путем создания на территории РФ такого уровня нестабильности, чтобы он привел к разрушению инфраструктуры и обернулся невосстановимым сокращением объемов поставок. Этим можно объяснить всю американскую стратегию, а также резкое взвинчивание темпов американо-российского противостояния. У США просто не осталось времени - до рубежа всего 6 лет. Ну что же: для России агрессии отражать не впервой. Главное, мы теперь знаем ответы на все ключевые вопросы: кто, что и почему.
|