• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Core management concepts

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
Department of General and Strategic Management (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Minor
When:
1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

В дисциплине «Основы менеджмента» обозначены узловые вопросы современного управления с учетом того, что знания по менеджменту создают общекультурную базу высшего образования. Поскольку данный учебный курс предваряет изучение большого блока специальных управленческих дисциплин, то он включает темы, формирующие философские и общенаучные подходы к изучению менеджмента. В учебном курсе также представлены такие традиционные разделы, как: понятие, сущность и содержание менеджмента; основные подходы к изучению истории менеджмента; основные функции управления; связующие процессы; основы конфликтологии; организационная культура; управление организационными изменениями; социальная ответственность и этика деловой организации и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов целостного системного представления о теории и практике менеджмента для последующего успешного управления организациями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятийный аппарат и базовую терминологию курса.
  • Знает историю развития менеджмента в прошлом и настоящем.
  • Кратко излагает и анализирует различные концепции.
  • Знает сущность и задачи теории управления организацией.
  • Перечисляет типы совместной деятельности в организации.
  • Кратко излагает и анализирует различные подходы к управлению формальной и неформальной средой организации.
  • Демонстрирует навыки использования методик анализа внешней и внутренней среды организации.
  • Распознает различные теории ЖЦ.
  • Перечисляет типы руководителей по Адизесу.
  • Демонстрирует навыки использования методик анализа и диагностики этапа ЖЦ организации.
  • Кратко излагает и анализирует принципы планирования.
  • Знает требования к целям.
  • Демонстрирует навыки использования методологии планирования.
  • Распознает и классифицирует цели организации.
  • Демонстрирует навыки использования методологии стратегического анализа.
  • Знает основные типы стратегий.
  • Знает место процессов в организации и управлении компанией.
  • Знает отличия процессного подхода от функционального, группы процессов.
  • Знает виды потерь и основные термины описания бизнес-процессов.
  • Знает сущность мотивации.
  • Распознает системы вознаграждения и способен привести примеры.
  • Знает отличия лидера от менеджера.
  • Может описать поведение лидера в зависимости от задачи и отношения к коллективу.
  • Знает сущность делегирования.
  • Может определить какие задачи руководитель может делегировать, а какие нет.
  • Знает основные виды контроля.
  • Анализирует взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
  • Знает, как правильно осуществлять коммуникацию, причины нарушения процесса коммуникации.
  • Знает виды конфликтов, причины их возникновения и способы их устранения.
  • Распознает типы организационной культуры.
  • Анализирует различные концепции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс, цели и задачи. Менеджмент как наука и профессия. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки.
    Цель и задачи курса. Место дисциплины среди других дисциплин. Современные требования к профессии менеджера. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Предмет, функции и мифы менеджмента. Понятие менеджмента и управления. Подходы к определению менеджмента. Объект и субъект управления. Модели менеджмента. Методы управления.
  • История зарождения и становления менеджмента. Предпосылки возникновения, основные положения, критика школ менеджмента (научная организация труда, административная школа, школа человеческих отношений, поведенческая школа, количественная школа).
    Проблема периодизации истории практики менеджмента. Управленческие революции. Становление и развитие школы научного менеджмента. Рационализация производства и исследование проблем управления в рамках классической (административной) школы управления. Организация как «социальная система»: предпосылки возникновения, зарождение, развитие и критика школы человеческих отношений. Развитие управленческой мысли в рамках поведенческой школы. Современные подходы в менеджменте: основы количественного, системного и ситуационного подходов.
  • Организация как объект управления. Основные подходы к анализу организаций Внешняя и внутренняя среда организации и методы их анализа.
    Понятие организации. Организация как функция управления. Описание организации как объекта управления. Формальная и неформальная составляющие в деятельности организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Взаимодействие внешней и внутренней среды. Методы анализы внутренней и внешней сред организации. Типы совместной деятельности в организации. Типологии организаций.
  • Теория жизненных циклов организации.
    Теория жизненных циклов организации И.Адизеса, Л. Грейнера, Е.Емельянова и С.Поварницыной. Типология руководителей по Адизесу. Болезни роста и системные кризисы на разных этапах жизненного цикла компаний.
  • Планирование как функция менеджмента, основы, принципы и методики целеполагания.
    Основные функции менеджмента. Сущность планирования. Процесс планирования. Понятие и правила формулирования миссии. Понятие цели. Характеристики целей в организации. Классификация целей в организации. Дерево целей. Управление по целям. Методика постановки целей SMARTER. Инструменты стратегического анализа. Виды стратегий.
  • Процессный подход в бизнесе.
    Основные понятия. Задачи процессного подхода. Виды потерь. Разница между функциональным и процессным подходами. Группы процессов в организации. Этапы описания и определения оптимальности процессов. Вовлечение сотрудников в реализацию процессного подхода. Случаи неэффективного описания процессов.
  • Основы мотивации и лидерства в современных организациях.
    Понятие мотива, мотивации. Системы вознаграждения и мотивационные программы в современных организациях. Экономическая система стимулирования. Социальная система компенсации. Психологическая система вознаграждения. Структура мотивационной программы организации. Понятие лидерства. Модель лидерства Херси-Бланшара. Стили руководителя.
  • Делегирование и управленческий контроль.
    Сущность делегирования. Критерии делегирования. Подача обратной связи. Объект организационного контроля. Понятие и процесс контроля. Контур контроля. Факторы эффективного контроля. Виды контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
  • Организационные коммуникации и конфликты.
    Понятие коммуникации. Особенности проведения эффективной коммуникации. Этапы процесса коммуникации. Барьеры на пути межличностных коммуникаций. Десять правил эффективного слушания. Способы повышения эффективности межличностных коммуникаций. Виды конфликтов. Причины конфликтных ситуаций в организации. «Лестница эскалации» или 5 уровней конфликта. Формула конфликта. Модель DISC.
  • Организационная культура как связующая сущность организации.
    Понятие организационной культуры, функции, ключевые измерения, типы организационных культур, процесс формирования организационной культуры, три уровня оргкультуры по Э.Шайну, модели диагностики организационной культуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Контрольная работа (круглый стол)
  • неблокирующий Домашнее задание (проекты)
  • неблокирующий Итоговый устный экзамен по билетам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.125 * Домашнее задание (проекты) + 0.5 * Итоговый устный экзамен по билетам + 0.125 * Контрольная работа (круглый стол)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • R.L. Daft, Dr. Ir. M. Aksit, & Ir. B. Tekinerdogan. (2002). Management. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0BA2B73
  • Менеджмент: учебник/ О. С. Гапонова, Л.С.Данилова, Ю.Ю. Чи-липенок. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 480 с. - (Высшее образование). - DOI: https://doi.org/10.29039/01819-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1032618
  • Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (п) ISBN 978-5-16-009073-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538741
  • Теория менеджмента: Учебник / В.А. Баринов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 207 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006009-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356857

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757