• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Organization Theory

2017/2018
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Economic Theory and Econometrics (Faculty of Economics)
Course type:
Elective course
When:
2 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Теория организации - это одна из базовых управленческих дисциплин, находящихся на стыке социологии, экономики, психологии, социальной антропологии и других. Этот предмет изучает, как устроена организация, как она функционирует, как рождается, живет, меняется и умирает. В этом смысле теория организации является обязательной основой и ключом к понимаю всех частных управленческих наук, таких как общий менеджмент, производственный менеджмент, управление персоналом, маркетинг и так далее. С другой стороны, теория организации не является строго теоретической дисциплиной. Модели и технологии из этого курса активно используются консультантами по всему миру для проведения диагностики организаций, повышения эффективности организационных структур или управления организационными изменениями. В курсе будут активно разбираться практические примеры использования всех изучаемых моделей. Одна из главных задач этого курса – показать его участникам, как результаты фундаментальных исследований в области теории организации могут быть использованы в реальной практике управления. Дисциплина изучается в смешанном формате с использованием онлайн курса «Теория организации» https://openedu.ru/course/hse/ORGTH/
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  •  Изучение студентами основных принципов построения организаций.  изучение устройства организации, принципов и сроков ее функционирования.  изучение моделей и технологий, которые для проведения диагностики организаций, повышения эффективности организационных структур или управления организационными изменениями.  разбор практических примеров использования изучаемых моделей.  формирование у студентов понимания как результаты фундаментальных исследований в области теории организации могут быть использованы в реальной практике управления.  развитие у студентов навыков качественного и количественного анализа в области теории организации;  формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, электронными ресурсами и Интернет-источниками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знакомятся с основами изучения теории организации.
  • Студент умеет решать задачи по: • формированию организационной и управленческой структуры организаций; • разработке и реализации проектов, направленных на развитие организации; • сбору, обработке и анализу информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений. анализирует и оценивает состояние конкретной организации с использованием изученных теоретических моделей.
  • Студент умеет решать задачи по: • формированию организационной и управленческой структуры организаций; • разработке и реализации проектов, направленных на развитие организации; • сбору, обработке и анализу информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений.
  • Анализирует и оценивает состояние конкретной организации с использованием изученных теоретических моделей; - распознает основные типы организационных структур; - выявляет проблемы в структуре и организации и предлагать обоснованные и конструктивные предложения по ее совершенствованию; - диагностирует основные типы организационных культур; - анализирует влияние различных факторов на конкретные виды поведения сотрудников и эффективность их трудовой деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    В начале курса проводится установочная встреча по теме «Основы изучения теории организации».
  • Понятие и сущность организации.
    Место ТО в системе наук. Понятие организации. Эволюция теории организации. Функции организации как социальной системы. Естественная, искусственная системы. Классификация типов организации (Ч. Барнард, А.И. Пригожин).
  • Классические виды организационных структур.
    Определение организационной структуры, формальная и неформальная структура. Структурные характеристики организации. Линейная структура управления. Функциональная и линейно-функциональная структуры. Дивизиональная структура. Сравнение функциональной и дивизиональной структур.
  • Современные типы организационных структур.
    Функциональные связи. Проектная структура. Матричная структура. Современные комплексные организации. Модели организации Г. Минцберга.
  • Контекстуальный подход: стратегия и структура.
    Ситуационные модели, контекстные переменные. Модель Чандлера. Модель Портера. Модель Майлза и Сноу. Типология стратегических целей В.И. Герчикова. Модель структурного соответствия.
  • Контекстуальный подход: технология, размер и стадия жизненного цикла.
    Технология: модель Дж. Вудворд. Технология: кастомизированное производство. Технология сервиса. Размер: исследование Астонской группы. Нормативные характеристики организаций разных размеров. Модель жизненных циклов Адизеса. Функции менеджмента на разных стадиях жизненного цикла.
  • Контекстуальный подход: культура и внешняя среда.
    Культура организации и структура. Понятие внешней среды, микро- и макроокружение. Проблема границ организации. Открытая и закрытая системы. Размерности и типы внешней среды. Ситуационная модель Дункана.
  • Энвайронментальные концепции организации.
    Модель Бернса и Сталкера (Дафт). Неоинституциональная теория: базовый подход. Реакции организации на институциональное давление. Институциональный изоморфизм: соревновательный и институциональный "миры организаций". Парадокс Стокдейла.
  • Энвайронментальные концепции: продолжение.
    Организационная экология: базовые положения. Основные выводы организационных экологов. Теория ресурсной зависимости: классический подход. Теория ресурсной зависимости: современная версия. Итоги: реакция организации на изменения внешней среды.
  • Организационное развитие.
    Типы организационных изменений. Критерии организационного развития. Основные модели организационного развития. Структурно-ситуационная модель. Инновационная концепция развития организации: процесс изменений. Инновационная концепция развития организации: методы осуществления изменений. Инновационная модель В.С. Дудченко. Супер-цели.
  • Организационное развитие: продолжение.
    Неоинституциональная теория организационного развития. Развитие с позиций организационной экологии. Развитие организации в теории жизненных циклов. Поддержание жизнеспособности "долгоживущих" организаций. Школа социальных систем. Оценка эффективности организационной структуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контроль по онлайн курсу
  • неблокирующий Собеседование с преподавателем
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Контроль по онлайн курсу + 0.3 * Собеседование с преподавателем
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О. Н., Райченко А.В. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 156с. - ISBN: 978-5-534-01187-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-433605

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кузнецов Ю. В., Мелякова Е. В. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-02949-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-431880