• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Russian Language

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Foreign Languages
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - структуру и систему современного русского языка, - основные релевантные понятия и параметры системы русского языка, - современные научные методы анализа языка и различные подходы к описанию языковых уровней; уметь: - осмыслять явления современного русского языка в контексте экстралингвистических и интралингвистических факторов, - оценивать процессы, происходящие в современном русском языке, в том числе –изменения и колебания его литературной (кодифицированной) формы, - читать, конспектировать и реферировать профессиональные лингвистические труды; - описывать лингвистические процессы на разных уровнях языковой системы; владеть: - основными методами фонологического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, лексического анализа, - основными методами преподавания современного русского языка, - пониманием разных уровней существования языковой нормы и ее вариативности, но при этом ориентироваться на высокие речевые стандарты. Изучение дисциплины «Современный русский язык» базируется на следующих дисциплинах: - школьный курс русского языка, - введение в языкознание. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности студентов и выпускников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Современный русский язык» является овладение студентов профессиональными знаниями, связанными со строением и функционированием современного русского языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет понятиями „система”, „структура”, „норма”, „узус”, „литературный язык”, может охарактеризовать актуальные процессы в современном русском языке.
  • Студент способен описать фонетическую систему русского языка, затранскрибировать текст, проанализировать фонетические процессы.
  • Студент владеет современными нормами русской орфоэпии и орфографии.
  • Студент способен описать морфемный уровень русского языка, выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова.
  • Студент способен описать лексический уровень русского языка, выполнить лексический анализ слова.
  • Студент способен описать синтаксический уровень русского языка, выполнить синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общетеоретические основы курса
    Современный русский литературный язык как предмет изучения. Специфика дисциплины СРЛЯ. Понятия «современный», «русский», «литературный». Норма и узус. Литературный язык и некодифицированные подсистемы национального языка. Система и структура современного русского литературного языка. Уровневая модель языка. Понятия «система» и «структура». Парадигматика и синтагматика языковых единиц.
  • Тема 2. Фонетика. Фонология
    Фонемно-фонетический уровень системы языка и как раздел науки о нем. Аспекты изучения звуков речи. Фонетическое членение речи. Понятие слога. Виды слогов. Теория слогоделения. Слогоделение и правила переноса. Фраза, речевой такт, фонетическое слово. Энклитика и проклитика. Принципы классификации гласных звуков. Принципы классификации согласных звуков. Фонетические чередования гласных звуков. Фонетические чередования согласных звуков Исторические чередования в области гласных и согласных, их отличия от фонетических чередований. Суперсегментные единицы. Русское словесное ударение. Тактовое, фразовое, логическое, эмоционально-экспрессивное ударение. Интонация. Фонология. Фонема и звук. Функции фонемы. Фонема и ее признаки. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах. Фонологическая система русского языка: синтагматика и парадигматика фонем. Проблема состава и количества фонем в русском языке.
  • Тема 3. Графика. Орфография. Орфоэпия.
    Орфоэпия как кодифицированная наука. Понятие о произносительных нормах, их формирование и типология. Современные орфоэпические нормы в области гласных и согласных. Графика. Понятие графемы. Значения букв. Слоговой принцип русской графики и отступления от него. Русская орфография и ее разделы. Норма и орфограмма. Принципы русской орфографии. Основные типы написаний. Связь орфографии и графики. Краткая история графики и орфографии.
  • Тема 4. Морфемика и словообразование
    Морфемика: наука и ее объект. Вопрос о морфемном уровне языка. Морфема в системе единиц языка. Принципы классификации морфем. Корневые и служебные морфемы. Связанные корни. Аффиксоиды. Классификация аффиксов по месту в слове. Виды аффиксов по функции в слове. Парадигматика морфем. Синтагматика морфем. Морфонологические явления в слове. Принципы выделения морфем. Морфемный и словообразовательный анализ. Способы словообразования в синхронии и диахронии. Соотношение морфемного, словообразовательного и этимологического видов анализа. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Словообразование: наука и ее объект. Вопрос о словообразовательном уровне языка. Производное слово как единица словообразовательной системы. Понятие производности (мотивированности). Установление отношений словообразовательной производности (мотивированности). Словообразовательный тип. Лексическая и синтаксическая деривация. Классификация словообразовательных типов. Современные словообразовательные процессы. Комплексные единицы словообразования: словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма.
  • Тема 5. Лексикология. Лексикография.
    Лексикология: наука и ее объект. Проблема выделения слова как особой единицы языка и речи. Вопрос о лексическом уровне языка. Слово как центральная единица языка. Проблема определения слова. Семасиология. Понятие лексического значения слова. Лексическое значение и внутренняя форма слова. Основные типы лексических значений. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия. Семантическая структура многозначного слова. Лексическая омонимия. Пути возникновения омонимов. Проблема разграничения полисемии и омонимии. Типы омонимии. Омонимичные явления. Лексическая синонимия (полная и частичная). Понятие синонимического ряда. Функции синонимов. Пути возникновения синонимов. Общеязыковые и окказиональные синонимы. Лексическая антонимия. Суть антонимической противоположности. Антонимическая пара и антонимическая парадигма. Типы антонимов (возможные классификации). Общеязыковые и контекстуальные антонимы. Функции антонимов. Лексика с точки зрения происхождения. Причина, способы и пути заимствований, их освоение в русском языке. Лексика с точки зрения сферы употребления. Старославянизмы. Понятие, признаки, функции. Судьба в СРЯ. Понятие активного и пассивного словаря русского языка. Лексика с точки зрения стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности. Фразеология. Фразеологизм в сопоставлении со словом и свободным словосочетанием. Классификация фразеологизмов с точки зрения степени семантической слитности и мотивированности значений. Лексикография: наука и ее объект. Основные параметры и специфика построения филологического словаря. Типы филологических словарей.
  • Тема 7. Грамматика. Синтаксис.
    Предмет синтаксиса как раздела грамматики. Категории синтаксиса. Синтаксические значения и средства их выражения. Синтаксические единицы русского языка. Вопрос о словоформе и ССЦ. Структура, грамматическое значение, объем и границы словосочетания. Виды подчинительной связи. Классификация словосочетаний. Виды сочетаний слов, вычленяемых из предложения. Предложение – основная единица языка. Функции предложения. Грамматические категории предложения. Аспекты изучения предложения в современной лингвистике (структурный, функциональный, семантический, коммуникативный). Классификация предложений по модальности. Функциональная классификация предложения. Структурная схема предложения. Общее понятие о членах предложения. Принципы выделения членов предложения. Подлежащее. Его семантика и морфологическая выраженность. Сказуемое. Типы сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым. Принципы разграничения подлежащего и сказуемого. Односоставные предложения (общее понятие, классификация). Генитивные и вокативные предложения. Неполное предложение (общее понятие, основные разновидности). Второстепенные члены предложения. Определение. Приложение. Дополнение. Его виды и способы выражения. Обстоятельство, его семантические разряды и средства выражения. Понятие о детерминанте. Общие сведения об осложненном предложении. Предложения с однородными членами предложения. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями. Сочинительная и подчинительная связь, ее особенности в сложном предложении. Общее понятие о сложном предложении. Его строение, грамматическое значение, средства связи. Принципы классификации сложного предложения. Общая характеристика сложносочиненного предложения. Классификация сложносочиненных предложений. Общая характеристика сложноподчиненного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения расчлененной и нерасчлененной структуры. Бессоюзное предложение (общее понятие, средства связи, смысловые отношения). Многочленные сложные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Сложное предложение усложненной структуры. Способы передачи чужой речи. Актуальное членение предложения. Сложное синтаксическое целое.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * контрольная работа + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Болотнова Н.С., Болотнов А.В. - Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-0739-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85857
  • Ганиев Ж.В. - Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 198с. - ISBN: 978-5-9765-1044-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/108234
  • Глазков А. В., Глазкова Е. А., Лапутина Т. В., Муравьева Н. Ю. ; Под ред. Муравьевой Н.Ю. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 230с. - ISBN: 978-5-534-06912-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-437826
  • Гридина Т.А. - Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-89349-505-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115844
  • Колесникова С.М. , Алтабаева Е.В., Лисина Е.Н. - Современный русский язык: учебник - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 559с. - ISBN: 978-5-9765-2784-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/89955
  • Лекант П. А., Канафьева А. В. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-06571-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-sintaksis-sbornik-uprazhneniy-437371
  • Малышева Е.Г. - Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 328с. - ISBN: 978-5-9765-1630-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47572
  • Малышева Е.Г. - Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 184с. - ISBN: 978-5-9765-1626-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47571
  • Мандель, Б. Р. Современный русский язык: лексика, словообразование, морфология [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 374 с. - ISBN 978-5-9558-0300-5 (Вузовский учебник), 978-5-16-006528-1 (ИНФРА-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/403676
  • Скобликова Е.С. - Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 320с. - ISBN: 978-5-89349-912-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109583
  • Современный русский язык: Морфемика. Словообразование : учеб. пособие/А.Ф. Пантелеев, И.В. Ковтуненко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 140 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi.org/10.12737/18057 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1014791

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Козырев В.А., Черняк В.Д. - Современный русский язык. Лексикография - КноРус - 2018 - 300с. - ISBN: 978-5-406-06156-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926575
  • Кузьмина Н.А. - Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 337с. - ISBN: 978-5-9765-1028-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84596
  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949