• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology in IT

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Organizational Psychology (Faculty of Management)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины “Психология в ИТ” являются формирование у студентов системы представлений об особенностях взаимосвязи становления и развития личности и социальной группы. Студенты ознакомятся с общими психологическими закономерностями познавательной деятельности и общения, сформируют базу для практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций в профессиональной практике и деловом общении в сфере информационных технологий. При изучении дисциплины студенты также смогут лучше узнать себя и научиться эффективно взаимодействовать.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системы представлений об особенностях взаимосвязи становления и развития личности и социальной группы
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Формулирует и определяет понятия раздела "Личность в социальном мире"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Общение, социальное познание.
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Основные аспекты коммуникативного процесса"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Взаимодействие как общение"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Саморегуляция личности и профессиональное выгорание в сфере"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Динамика социальной группы"
  • Формулирует и определяет понятия раздела Принятие решений в группах"
  • Формулирует и определяет понятия раздела "Лидерство в группе"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Личность в социальном мире
    Место психологии в системе научного знания. Специфика психологического подхода к изучению реальности. Социальный контекст.
  • Общение, социальное познание.
    Понятие общения. Особенности общения в современном мире и ИТ. Воздействие в процессе общения. Понятие эффективного и профессионального слушания. Содержание, цели и средства общения. ИТ как средство общения людей в современном мире. Формы, функции, виды и уровни общения.
  • Основные аспекты коммуникативного процесса.
    Изменение информации в процессе коммуникации. Коммуникативная дуга как этапы движения информации от реципиента к коммуникатору. Обратная связь Функции и типы обратной связи в коммуникации. Правила эффективной обратной связи для реципиента и коммуникатора. Коммуникативные барьеры и их типы.
  • Взаимодействие как общение.
    Сущность интеракции. Теории интеракции. Проблема совместимости в общении в сфере ИТ. Стратегии взаимодействия личности и их связь с ценностями личности.
  • Саморегуляция личности и профессиональное выгорание в сфере.
    Возможности управления человеком своим состоянием и поступками. Самоконтроль, самоанализ, самооценка, самовнушение, самодисциплина. Проблема профессионального выгорания. Саморегуляция как способ снижения утомляемости, напряжения, изменения мотивов деятельности и т д. Саморегуляция как метод профилактики профессионального выгорания.
  • Динамика социальной группы.
    Динамические процессы в социальной группе. Проблема развития. Модели развития групп. Идея коллектива А.С.Макаренко. Стадии развития коллектива, по А.С.Макаренко.
  • Принятие решений в группах.
    Особенности принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Принятие решений в группе. Плюсы и минусы группового принятия решения. Социально-психологический климат группы.
  • Лидерство в группе.
    Лидерство и руководство как динамические процессы в группе. Сходство и различие понятий лидерства и руководства. Авторитет, виды авторитета. Социологические теории лидерства. Психологические теории лидерства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Аудиторная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 192 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/766784

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная психология общения : монография / под общ. ред. А.Л. Свенцицкого. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 256 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/21151. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961435