• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research of Management Systems

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
15
ECTS credits
Delivered at:
Department of General and Strategic Management (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors


Osipova, Olga


Судьин Сергей Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар — особый формат работы, сочетающий научную и практическую составляющие обучения на специализации «Организационное развитие», рассчитанный на 2 года. Главный его результат — ваша магистерская диссертация! На пути к ней вам предстоит познать много интересного. Вы узнаете: - о современный проблемах менеджмента и наиболее актуальных темах исследования в области организационного развития; - определитесь с собственной сферой научных интересов и темой вашего будущего исследования; - узнаете об уникальных источниках информации и базах данных, которые предлагает НИУ ВШЭ в ваше распоряжение и формате электронных ресурсов; - научитесь находить необходимую литературу, читать и анализировать отечественные и зарубежные статьи и монографии, писать теоретические аналитические обзоры; - ознакомитесь с методами эмпирического исследования, которые использует менеджмент; - применяя полученные знания проведете собственное научное или проектное исследование. На этом пути вас будут поддерживать кандидаты и доктора наук кафедры общего и стратегического менеджмента. Приглашенные бизнес-практики будут помогать вам в выявлении и исследовании различных проблем управления в разных областях бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью НИС является формирование у студентов необходимых компетенций для проведения аналитической и научно-исследовательской работы в сфере общего и стратегического менеджмента, включение их в научную жизнь.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует современные проблемы управленческой науки, формулирует основные принципы научных исследований в менеджменте, перечисляет основные требования к научным работам в магистратуре
  • выделяет основные методы и подходы к решению управленческих проблем, объясняет особенности их использования для принятия управленческих решений
  • разрабатывает программу научного исследования с использованием различных теоретических и эмпирических методов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Приоритетные проблемы менеджмента и особенности их исследования.
    Вызовы и проблемы менеджмента в XXI веке, современные тенденции, трудности и нерешенные задачи в различных функциональных областях менеджмента. Теоретические и прикладные проблемы менеджмента. Менеджмент, его связь с другими научными дисциплинами и использование их методов для научных исследований. Необходимость и особенности проведения научных исследований в менеджменте. Организация как объект научного исследования. Критерии надежности в исследовании организаций: надежность, воспроизводимость, валидность, взаимосвязь со стратегией. Теоретические модели в управленческих науках. Формулировки, описание, структура, выявление системных взаимосвязей, теоретико-методологические противоречия. Проблемы научных исследований в менеджменте: противоречие между глубиной и широтой исследования; заинтересованность объектов исследований в их результатах; объективные ограничения на объем анализируемой информации; выбор методов исследования с учетом качества информации; представление результатов исследований, соблюдение интересов различных сторон. Определение области интересов. Природа исследовательских вопросов. Важность их грамотной формулировки. Основные требования к научным работам в магистратуре. Виды работ: исследовательская и проектная. Выбор темы и научного руководителя. Этапы и сроки. Требования к содержанию. Новизна исследования. Теоретическая и эмпирическая база. Правила оформления работы, ссылок и списка литературы. Правильность цитирования. Антиплагиат. Критерии оценки.
  • Основные методы и подходы к решению проблем управления.
    Стратегическое видение в условиях неопределенности (классификации неопределенности, модели и технологии прогнозирования и принятия решений). Согласование целей организации (формулировка и каскадирование цели – на основе BSC). Выстраивание устойчивой (адаптивной) структуры (проектные и аутсорсинговые структуры – возможности и ограничения структур, условия функционирования, проблемы). Проектирование, обеспечение и совершенствование процессов (на основе лин-технологий). Запуск процесса непрерывного самосовершенствования организации (на основе концепции саморазвивающейся организации). Оценка результатов деятельности организации (на основе теории стейкхолдеров и ее инструментов).
  • Методы научных исследований в менеджменте
    Актуальность исследовательской практики в менеджменте. Качественная и количественная стратегии исследования. Взаимосвязь качественных и количественных методов исследования. Кейс-стади. Общие требования к проведению исследования. Основные этапы. Теоретико-методологическая часть программы: формулирование проблемы, научная тема, исследовательские вопросы, цель и задачи исследования, объект и предмет, уточнение и операционализация основных понятий, выдвижение рабочих гипотез и их основные виды. Теоретическая новизна. Пилотажное, описательное, аналитическое исследования. Программа эмпирического исследования. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Первичные и вторичные данные. Статистика. Проблема использования вторичных данных. Опросные и неопросные методы сбора информации. Основные подходы к пониманию выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность. Расчет объема выборочной совокупности. Ошибки выборки. Виды опросов и особенности их проведения. Структура анкеты и правила формулирования вопросов. Опрос экспертов и гайд интервью. Наблюдение как метод сбора информации, единицы наблюдения. Особенности эксперимента в социальных науках. Анализ документов. Подготовка исследовательских данных для анализа: набивка, транкрипт, кейс-бук. Пакеты для автоматической обработки данных. SPSS. Описательные статистики: линейные и частотные распределения, перекрестные таблицы. Виды многомерного статистического анализа. Корреляционный анализ. Регрессионный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ. Контент-анализ как метод количественного исследования. Этапы, категории анализа, единицы счета. Практическая значимость исследования. Рекомендации по внедрению и использованию практических результатов. Форматы представления результатов количественных и качественных исследований. Графики, диаграммы, таблицы, графы и т.д. Проблема интерпретации результатов. Сравнение с данными других исследований. Проблема редактирования данных исследования. Проблемы перехода от устной речи к письменной: научный стиль, вербальные и невербальные компоненты материалов исследования. Основные аспекты редактирования: стилистическая обработка фраз, логический контроль, формирование текстовой композиции. Презентация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * домашнее задание + 0.25 * экзамен + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Иванова Т. Ю., Коротков Э. М., Приходько В. И. - ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 331с. - ISBN: 978-5-534-04857-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-menedzhmenta-sinergeticheskiy-menedzhment-434541

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коротков Э. М. - МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 566с. - ISBN: 978-5-534-08046-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-433680
  • Кравченко С. А. - СОЦИОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЖИЗНИ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-9916-8215-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-socialnaya-diagnostika-zhizni-434667
  • Кравченко Т. К., Исаев Д. В. - СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 292с. - ISBN: 978-5-9916-8563-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sistemy-podderzhki-prinyatiya-resheniy-433434
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849