• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Scientific Research Seminar: Management of Innovation Project

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
15
ECTS credits
Delivered at:
Department of Venture Management (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар Менеджмент инновационного проекта включает в себя два блока и рассчитан на 2 года обучения. Первый блок связан с подготовкой и написанием курсовой работы и выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация) с точки зрения выстраивания исследовательской части работы (методология исследования, сбор и анализ необходимой информации). Второй блок семинара рассчитан на встречи с практиками в формате мастер-классов и гостевых лекций с целью ознакомления с современными вопросами управления инновационными проектами: региональная инновационная система (взаимосвязь предпринимательской инновационными системами, кластерная и инновационная политика), источники инноваций (современные направления технологического развития, ТРИЗ), слияния и поглощения, рск-менеджмент, сравнительный менеджмент. Данные встречи должны помочь сфокусироваться на наиболее интересных темах для исследования и написания курсовой работы и магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научно-исследовательский семинар (НИС) «Менеджмент инновационного проекта» нацелен на создание условий для повышения уровня компетентности магистрантов в области менеджмента инновационных проектов и формирования у студентов необходимых компетенций и навыков аналитической и научно-исследовательской работы в этой сфере.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяют формат курсовой работа и магистерской диссертация, понимают особенности каждого типа работы. Знают специфику предмета и методов исследований в менеджменте, основные источники научной информации.
  • Формулируют индивидуальные цели обучения. Знают инструменты эффективные стратегии обучения,приводящие к устойчивому результату.
  • Понимают роль предпринимательских экосистем в экономике, знают подходы к их измерению и формированию, выделяют основные проблемы развития предпринимательских экосистем в России
  • Применяет инструменты ТРИЗа для создания новой бизнес-модели
  • Понимают систему организации, управления и финансирования фундаментальных и прикладных исследований в России. Выделяют перспективные направления исследований в современной науке (технологии будущего).
  • Знают роль инновационных кластеров в экономики России, описывают существующие кластеры, выделяют роль венчурного капитала в развитии кластеров.
  • Определяет основные мотивы, этапы, структуру и эффективность сделок слияний и поглощений.
  • Идентифицирует, анализирует и оценивает риски, определяет методы воздействия на риски организации и проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в исследовательскую деятельность: поиск и обоснование темы курсовой работы/ магистерской диссертации
    Традиции и содержание подготовки магистров в зарубежных и российских университетах. Курсовая работа и магистерская диссертация как форма научной-исследовательской работы магистранта. Место менеджмента в системе наук. Классический и гуманитарный идеалы научности. Специфика предмета и методов исследований в менеджменте. Классификация методов исследований в менеджменте. Основные источники научной информации: монография, статья, диссертации, корпоративные документы, профессиональные интернет-сайты и порталы. Критерии оценки научности текстов по менеджменту. Примерная тематика выпускных квалификационных работ. Академический и проектно-исследовательский форматы выпускной квалификационной работы.
  • Непрерывное обучение как надпрофессиональный навык управленца.
    Управление собственным процессом обучения: как формулировать цель обучения и сохранять мотивацию к ее достижению, как организовывать свой день, чтобы учиться эффективно. Зачем управленцу учиться целенаправленно и непрерывно. Эффективные стратегии обучения,приводящие к устойчивому результату.
  • Взаимосвязь предпринимательской и инновационной экосистем
    Понятие предпринимательской экосистемы. Роль предпринимательства в экономике. Подходы к измерению и формированию предпринимательских экосистем. Подходы к определению инновационной системы. Сущность и содержание. Взаимосвязь предпринимательской и инновационной экосистем. Экономика исследования vs. экономика рынка. Механизмы преодоления “долины смерти”.
  • ТРИЗ
    Знакомство с ТРИЗ. Инструменты ТРИЗ. Использование ТРИЗ для разработки неочевидных бизнес-моделей.
  • Современные направления исследований в естественных науках, как источники инноваций
    История возникновения и развития науки, первые научные академии. Система организации, управления и финансирования фундаментальных и прикладных исследований в России. Перспективные направления исследований в современной науке (технологии будущего). Национальная технологическая инициатива как возможность лидерства России на глобальных технологических рынках.
  • Слияния и поглощения
    Процессы слияний и поглощений. Мотивация слияний и поглощений. Организация слияний и поглощений. Оценка слияний и поглощений.
  • Кластеры и кластерная политика
    Понятие инновационных кластеров и экономики, основанной на инновационных кластерах. Инструменты управления ИТК: - Форсайт кластера - Бизнес-моделирование цепочки ценностей кластера  Анализ точек безубыточности компаний участников ИТК. - Бенчмаркинг кластеров - Бизнес-модель инфраструктурной организации кластера - Развитие социального капитала и социальной мобильности - Формирование стратегии кластерной инициативы Развитие кластеров на примере биотехнологических кластеров. Роль венчурного капитала в развитии инновационных кластеров.
  • Риск-менеджмент
    1. Определение и классификация рисков Вероятностный характер риска. Симметричность определения риска. Определение категорий риска. Оценка уровня уязвимости по отношению к каждой категории риска. Ранжирование рисков по их значимости для распределения рисковой нагрузки организации. 2. Система управления рисками Роль риск-менеджмента в деятельности предприятия. Предпосылки риск-менеджмента. Пре-имущества риск-менеджмента. Область применения риск-менеджмента. Процесс риск-менеджмента. Моделирование процесса риск-менеджмента. Мониторинг, контроль и коммуни-кации в рамках процесса управления рисками. 3. Оценка риска Идентификация, анализ и оценивание риска. Методы и инструменты идентификации и анализа риска. Карта рисков. Реестр рисков. Вероятность и влияние рисковых событий. Проведение количественной и качественной оценки и ранжирование рисков. 4. Воздействие на риск Методы воздействия на риск. Уклонение. Локализация. Диссипация. Компенсация. Поглощение. 5. Оценка и управление рисками в проекте Традиционные методы оценки эффективности бизнес проекта. Вероятностные методы оценки бизнес проекта. Основные методы количественного анализа проектных рисков. Применение метода «Деревья решений». Применение метода «Анализ чувствительности». Применение метода «Сценарный подход».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Доклад + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Практическое задание + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dweck, C. S. (2006). Mindset : The New Psychology of Success (Vol. 1st ed). New York: Random House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=737546
  • Tokuhama-Espinosa, T. (2010). The New Science of Teaching and Learning : Using the Best of Mind, Brain, and Education Science in the Classroom. New York: Teachers College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=979860
  • Грачева, М.В. Управление рисками в инновационной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.В. Грачева, С.Ю. Ляпина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 351 с. - ISBN 978-5-238-01693-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028832
  • Завьялова Н.Б., под ред., Головина А.Н., под ред., Завьялов Д.В., Дьяконова Л.П., Мельников М.С., Сагинов Ю.Л., Сагинова О.В., Семенков А.В., Скороб - Методы исследований в менеджменте (для магистрантов) - КноРус - 2020 - 291с. - ISBN: 978-5-406-00504-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933956
  • Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В. - ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТРИЗ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 124с. - ISBN: 978-5-534-12134-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-issledovatelskoy-deyatelnosti-triz-446867
  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кричевский М.Л. - Методы исследований в менеджменте (для магистрантов) - КноРус - 2016 - 296с. - ISBN: 978-5-406-04180-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916988
  • Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях Учебное пособие / Эванс Ф.Ч., Бишоп Д.М., Шматов А., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 332 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5021-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915882
  • Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. - Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение - Русайнс - 2016 - 166с. - ISBN: 978-5-4365-0439-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925881
  • Риск-менеджмент инвестиционного проекта: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. М.В. Грачевой, А.Б. Секерина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 544 с. - ISBN 978-5-238-01506-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028577
  • ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей : учебное пособие / Н.А. Шпаковский. - М.: Форум, 2010. - 264 с.: ил.; 70x100 1/16. - (Высшая школа). (переплет) ISBN 978-5-91134-389-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/181098
  • Широкова, Г. В. Управление предпринимательской фирмой: учебник / Г. В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. — 384 с. - ISBN 978-5-9924-0069-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/493488