• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Political Narratology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Social Sciences
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Для направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» данная дисциплина входит в элективный блок дисциплин. Изучение «Политической нарратологии» базируется на таких дисциплинах как «Политическая лингвистика», «Психолингвистические методы изучения политического дискурса» и «Политическая риторика». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке магистрантами ВКР. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: в области научно-исследовательской деятельности - самосоятельно выполнять критический анализ текстов, планировать и проводить исследования; в области аналитической деятельности - выбирать методологию и инструментальные средства для анализа языковых данных; в области переводческой деятельности – осуществлять квалифицированный письменный перевод текстов различных типов; в области производственно-практической деятельности - обрабатывать тексты на естественном языке в производственно-практических целях (лингвистическая разметка, аннотирование, реферирование, когнитивное картирование). Основные разделы курса: «Введение в политическую нарратологию», «Биографические и автобиографические нарративы в политическом дискурсе», «Нарративы о национальной идентичности».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель учебной дисциплины – освоение навыков создания и изучения «политических нарративов», повествований о политическом и власти.
  • Задачи дисциплины: • ознакомить студентов с основными положениями нарратологии и тенденциями её развития применительно к политическому дискурсу; • определить предмет и понятийный аппарат нарратологии в контексте решения прикладных задач в области политики; • познакомить студентов с основными проблемами и методами изучения нарратива на материале политического дискурса; • инициировать исследовательские проекты в области политической нарратологии
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знания о ведущих концепциях современной нарратологии
  • знания о правилах анализа мультимодального мультимедийного нарратива
  • знания о структуре биографического нарратива; умения вычленять в биографическом нарративе языковой материал, релевантный для аналитической лингвистической обработки биографического текста
  • знания о структуре нарратива в контексте классической нарратологии
  • навыки в использовании программного обеспечения для аналитической лингвистической обработки биографического текста
  • способность строить и реализовывать исследовательскую программу, направленную на изучение мультимедийного мультимодального нарратива о национальной идентичности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1. Введение в политическую нарратологию. Тема 1.1. Теория нарратива как научная дисциплина.
    Природа, формы и функционирование нарратива, типы и критерии нарративов, правила создания нарратива. Аналитические компоненты нарратологии.
  • Тема 1.2. Ключевые концепции классической нарратологии
    Порождающая нарратив модель В.Шмида: события-история-наррация-презентация наррации. Нарративные теории «новой критики» (Р. П. Блэкмэр); Чикагская школа ( Р. С. Грейн, У.Бут); психоаналитические теории (3.Фрейд, Ж.Лакан, Н.Абрахам); герменевтические и феноменологические теории (Р. Ингарден, П. Рикер, Ж. Пуле); структуралистские, семиотические и тропологические теории (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ц. Тодоров, А. Греймас, Ж. Женетт, Х. Уайт); марксистские и социологические теории (Ф. Джеймисон); теории читательского восприятия (В.Айзер,X.Р.Яусс); пост-структуралистские и деконструктивистские теории (Ж. Деррида, П. де Ман). Крен от лингвистических теорий нарратива к смысловым.
  • РАЗДЕЛ 2. Биографические и автобиографические нарративы в политическом дискурсе. Тема 2.1. Политическая биография как социальный феномен. Жизненный путь и истории жизни политиков.
    Биография и жизненный путь (М.Коли, М.В.Рили, М.Фонер). Биографическая работа, процессуальность биографии как социального конструкта. Направления биографических исследований (Х.Буде). Примеры политических биографий.
  • Тема 2.2. Практика анализа биографических текстов
    Биографический нарратив и повествовательная идентичность. Методология и методы анализа биографических нарративов (профильная оценка, содержательный анализ, анализ процессуальных структур жизни на основе нарративного интервью, объективная герменевтика и реконструкция биографической конструкции, конверсационный анализ, психоаналитический подход). Программное обеспечение изучения биографических нарративов.
  • РАЗДЕЛ 3. Нарративы о национальной идентичности. Тема 3.1. Социальная и историческая память и идентичность с точки зрения политической нарратологии.
    Социальная групповая память целевых социальных групп. Коллективное бессознательное и историческая память. Национальная идентичность и историческая память в контексте современных исследований.
  • Тема 3.2. Практика анализа нарративов о национальной идентичности
    Качественные и количественные методы изучения национальной идентичности. Мультимодальные тексты о национальной идентичности. Программное обеспечение изучения нарративов об идентичности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Домашнее задание (неблокирующий)
    • объем от 0,45 п.л. до 0,55 п.л.; • соответствие теме, предложенной преподавателем; • соответствие структуре, предложенной преподавателем; • наличие грамотно оформленной и правильно выполненной эмпирической части задания; • наличие дополнительных приложений (от 0,1 до 0,5 п.л.).
  • Эссе (неблокирующий)
    • объем от 0,2 п.л. до 0,25 п.л.; • соответствие теме, предложенной преподавателем, и литературной форме эссе; • опора на научные источники в аргументации (не менее 10, в том числе не менее 3 на иностранных языках).
  • Активность на семинарах (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.5 * Домашнее задание + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Биографический метод в социологии, Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, 381 с., Рождественская, Е. Ю., ISBN: 978-5-7598-0960-9, 2012
  • Введение в теорию и практику аргументации, учебное пособие, 310 с., Герасимова, И. А., ISBN: 978-5-98704-482-7, 2012
  • Социолингвистика, учебное пособие, 215 с., Пиневич, Е. В., Стародубцев, В. Ф., ISBN: 978-5-282-03136-2, 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Власть коммуникации, учебное пособие, пер. с англ. Н. М. Тылевич, А. А. Архиповой ; под науч. ред. А. И. Черных, 2-е изд., доп., 591 с.", Кастельс, М., ISBN: 978-5-7598-1556-3, 2017
  • "Избранное : наука о культуре, пер. с англ. О. Р. Газизовой, П. В. Резвых ; науч. ред. О. Р. Газизова ; худож. П. П. Ефремов, 960 с.", Уайт, Л., ISBN: 5-8243-0480-7, 2004
  • "Социолингвистика и социология языка, хрестоматия, сост. Н. Б. Вахтин, Е. В. Головко, при участии В. Б. Гулиды, К. С. Федоровой ; пер. с англ. под общ. ред. Н. Б. Вахтина ; отв. ред. Н. Б. Вахтин, 588 с.", , ISBN: 978-5-94380-135-8, 2012
  • Беликов В. И., Крысин Л. П.-СОЦИОЛИНГВИСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-337-Авторский учебник-978-5-534-00876-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociolingvistika-433389
  • Михайлюкова Н. В.-СОЦИОЛИНГВИСТИКА: ЯЗЫКОВОЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-290-Высшее образование-978-5-534-11759-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociolingvistika-yazykovoy-oblik-sovremennogo-goroda-446108