• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Formal approaches to natural language

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of Social Sciences
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с теоретическими основами и прикладными аспектами формального моделирования в лингвистике. Содержание дисциплины включает 5 тем, которые охватывают общие вопросы методологии лингвистики, историю становления и современное состояние структурной макропарадигмы в лингвистике, формальный аппарат лингвистического анализа и прикладные навыки формального представления синтаксической структуры предложения на естественном языке. Дисциплина является обязательной и относится к циклу дисциплин направления базовой части. Изучается на 1-м курсе в 1-м модуле.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) Овладение базовыми и новыми методами и исследовательскими методиками формально-структурного подхода в современной лингвистике; 2) формирование способности самостоятельного применения технологий формального моделирования языка в собственных исследованиях;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • сравнивает онтологические, гносеологические и аксиологические основания основных парадигм в лингвистике
  • анализирует преимущества и недостатки применения моделирования в лингвистике
  • анализирует и сравнивает преимущества и недостатки различных методов в рамках структурной лингвистики
  • описывает сегмент речи на метаязыке синтаксического описания с использованием аппарата прикладной математики
  • применяет метод формального моделирования для решения прикладных лингвистических задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общенаучный метод моделирования и специфика его применения в лингвистике. Классификации лингвистических моделей.
    Моделирование как общенаучный метод теоретического исследования. Общие свойства моделей. Характеристика лингвистической модели. Специфика и релевантность применения моделирования в лингвистике. Классификация лингвистических моделей.
  • Общие проблемы лингвистической методологии и классификация методов
    Язык как объект лингвистической науки. Понятие лингвистического метода, методики и методологии исследования. Общие проблемы и системная методология в языкознании. Макропарадигма как основной принцип классификации лингвистических методов. История языкознания как смена парадигм.
  • Структурная лингвистика: причины возникновения, основные постулаты и методики
    Структурная макропарадигма в лингвистике: причины возникновения, основные постулаты и методики. Структурный метод (1): дистрибутивная методика. Понятие дистрибуции. Типы дистрибуции. Цели, шаги, примеры использования методики. Структурный метод (2): анализ по непосредственным составляющим и трансформационный анализ. Цели, единицы анализа и отношения между ними. Преимущества и недостатки структурного метода.
  • Основные типы современных формальных синтаксических моделей
    Понятие метаязыка. Метаязыки лингвистического описания. Преимущества использования формальных метаязыков. Понятия «граф», «дерево». Метаязыки синтаксического описания: структура зависимостей и структура составляющих, сравнение. Проективность и рекурсивность. Порождающая грамматика Н.Хомского: цели, гипотеза, основные положения.
  • Прикладные аспекты формального моделирования в лингвистике
    Автоматический анализ и синтез естественного языка. Лингвистический процессор и его модули. Графематический анализ. Морфологический анализ. Синтаксический анализ. Семантический анализ. Лингвистический процессор ЭТАП-3 и его использование в разработке синтаксически размеченного корпуса в НКРЯ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Устный ответ на экзаменационный вопрос и (по желанию) выполнение практического задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * активность на семинарских занятиях + 0.35 * контрольная работа + 0.5 * Устный ответ на экзаменационный вопрос и (по желанию) выполнение практического задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в языкознание, учебник для академического бакалавриата, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2-е изд., перераб. и доп., 494 с., Немченко, В. Н., 2016
  • Куликова И. С., Салмина Д. В.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-366-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01667-3, 978-5-534-01669-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-ch-chast-1-434323
  • Куликова И. С., Салмина Д. В.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-339-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-1185-5, 978-5-534-01669-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-ch-chast-2-434324
  • Немченко В. Н.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-494-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02709-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-431978

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012