• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Methods and Research Techniques in Political Linguistics"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен знать 1) основные лингвистические методы исследования текста 2) ключевые принципы международной системы академического письма на английском и русском языках (основные принципы построения научного текста; принципиальные отличия научного текста от публицистического; международные нормы и требования, предъявляемые к научному тексту) 3) принципы отбора, анализа и синтеза информации для проведения самостоятельного исследования 4) правила эффективной презентации результатов исследования. Студент должен знать уметь: организовывать процесс поиска научных данных 1) формулировать научную проблему и строить собственную исследовательскую программу 2) логически упорядочивать текст и организовывать его элементы 3) пользоваться различными моделями и технологиями академического письма в работе над текстом 4) выдвигать и обосновывать собственную гипотезу, формулировать тезис и выстраивать текст от гипотезы к выводам 5) критически оценивать, отбирать, обобщать и использовать информацию из различных источников 6) беспристрастно, объективно и обоснованно проводить собственную линию доказательств на основе логики и фактов, избегая различных видов плагиата 7) использовать различные типы логического порядка и методы аргументации 8) писать синтаксически согласованный и логически связный текст 9) выражать свои мысли ясным и точным языком 10) уметь распределять обязанности и осуществлять самоконтроль за качеством результатов исследования при выполнении командных заданий 11) уметь грамотно, доступно и успешно презентовать свою работу на разных информационных и исследовательских площадках с различными целями 12) владеть: 13) навыками работы в исследовательской команде 14) технологиями генерации собственных идей 15) навыками создания связного и логически упорядоченного текста 16) навыками построения академических текстов различных жанров на основе моделей (экспертно-аналитических обзоров, научных статей, докладов, синопсиса курсовой работы на английском языке, и пр.) 17) навыками использования критериев оценки академического текста в применении к своему и чужому тексту 18) навыками исправления сложных синтаксических и логических ошибок Изучение дисциплины «Методология и методы исследований в политической лингвистике» базируется на знании основ теории языка. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть английским языком по международной шкале CEFR не ниже уровня В2. Основные положения научно-исследовательского семинара будут использованы в дальнейшем при изучении теоретических дисциплин, проведении собственного исследования, написания курсовой работы и синопсиса курсовой работы на английском языке. НИС призван сформировать у студентов четкое представление о структуре лингвистического исследования, его теоретико-методологическом основании, совокупности и иерархии применяемых методов, а также об объективном материале для него. Таким образом, НИС неизбежно связан с другими дисциплинами цикла: «Формальные модели в лингвистике», «Функциональные модели в лингвистике», «Лингвистический анализ текста» и др. В частности, студенты должны усвоить, что теоретико-методологическое основание исследования должно обусловливаться его целями и задачами, быть сугубо лингвистическим, следовать конкретной лингвистической школе и развивать ее, а методы других наук могут быть применяться только как вспомогательные, факультативные. Интеграция близких подходов может осуществляться исключительно на лингвистических началах. В ходе НИС у студентов формируется четкое понимание того, что автоматизированные средства лингвистического анализа не могут использоваться ради самих себя: они подчинены целям и задачам исследования и вторичны по отношению к традиционным лингвистическим моделям. Результаты автоматизированного анализа подлежат интерпретации и ранжированию, а также должны подтверждать или опровергать основную гипотезу исследования. НИС призван дать практическое применение теоретическим знаниям, полученным на курсах «Формальные модели в лингвистике» и «Функциональные модели в лингвистике», т.е. студенты в ходе практической работы учатся тому, что в модели, лежащей в основе их исследования, должны быть в явном виде и однозначно заданы исходные объекты, связывающие их отношения и правила обращения с ними. Применяемая ими модель должна также обладать объяснительной силой, т.е. не только объяснять факты или данные экспериментов, необъяснимые с точки зрения уже существующей теории, но и предсказывать неизвестное раньше, хотя и возможное поведение оригинала, которое должно позднее подтверждаться экспериментальными данными. Наконец, в ходе НИС студенты на практике знакомятся с принципами и критериями отбора практического материала для объективного лингви
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка магистров, специализирующихся в области политической лингвистики, к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Демонстрирует навыки ведения академической дискуссии на английском языке.
  • Способен выбрать эффективный способ презентации проекта своего исследования
  • Способен осуществить грамотный лингвистический анализ текста на всех уровнях.
  • Способен различать естественнонаучную и гуманитарную парадигмы, количественные и качественные методологии. Определять тип исследования.
  • Способен создать академический текст, демонстрирующий владение лингвистическими и металингвистическими компетенциями (логика, анализ, критическое мышление, объективность, и т.п.)
  • Способен сформулировать исследовательскую проблему, гипотезу, определить задачи исследования и оптимальные методы их решения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология научного познания. Культура, структура и литература: границы научного и ненаучного
    1. Принципы и структура научного исследования. 2. Методологические основы исследований в лингвистической науке. 2. Выбор и обоснование темы исследования.
  • Академический текст как система: от постановки исследовательского вопроса к готовому продукту
    1. Письмо как процесс, продукт и практика. 2. Технологии организации процесса письма и генерации идей. 3. Организация целого текста. 4. Логические и синтаксические проблемы академического и научного текста
  • Устная коммуникация в академической среде (конференции, семинары, выступления, дискуссии)
    1. Особенности устной коммуникации в академической среде. 2. Жанры устной академической коммуникации. 3. Адаптация письменного текста к устному выступлению. 4. Презентация результатов исследования на английском языке. 5. Организация текста. Невербальное поведение. 6. Слайды. 7. Удержание внимания аудитории.
  • Лингвистические методы исследования текста: теория и практика
    1. Структурализм и уровни языка, их реализация в связном тексте, движение от низшего уровня к высшему и наоборот; 2. Средства репрезентации авторской интенции и достижения текстовой когезии на всех уровнях: от фонетического до сверхтекстового; 3. Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте; 4. Информативность текста; 5. Глубина прочтения текста; 6. Информационно-структурные и стилистические характеристики текста; 7. Стиль и субъязык текста как средства реализации его конструктивной идеи; 8. Методы и приемы семантико-когнитивного описания концептов, вербально репрезентированных в тексте; 9. Моделирование концептов; 10. Когнитивная метафора как средство формирования концепта; метафорические модели; семантическое описание метафоры; 11. Языковая личность, представленная в тексте, аспекты ее анализа; компонентный анализ; семный анализ, интерпретирующая семантика; 12. Понятие сверхтекста как инварианта для группы текстов и как репрезентанта культурной константы; 13. Текстема как единица языка: возможности ее выделения и связанные с этим проблемы; дискурс-анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Написание синопсиса курсовой работы на английском языке (неблокирующий)
  • Вопросы теста и практические задания (неблокирующий)
  • Лингвистический анализ текста (неблокирующий)
  • Презентация и защита синопсиса курсовой работы на английском языке (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Вопросы теста и практические задания + 0.3 * Лингвистический анализ текста + 0.2 * Написание синопсиса курсовой работы на английском языке + 0.2 * Презентация и защита синопсиса курсовой работы на английском языке
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Арнольд И.В. — Основы научных исследований в лингвистике - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-2964-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/102543
  • "Язык. Познание. Коммуникация, пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова ; сост. В. В. Петрова ; вступ. ст. Ю. Н. Караулова, В. В. Петрова, 2-е изд., 310 с.", Ван Дейк, Т. А., ISBN: 978-5-9710-1387-7, 2015
  • Academic Vocabulary for Social Sciences. Академическая лексика социальных дисциплин : учеб. пособие, Короткина И.Б., НИУ ВШЭ, ISBN: 978-5-7598-1261-6, 2016
  • История и философия науки : учеб. пособие для магистров, Бессонов Б. Н., ISBN: 978-5-9916337-7-2, 2014
  • Короткина И. Б.-АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (B1–B2) + ДОП. МАТЕРИАЛЫ В ЭБС. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-229-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-03344-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/angliyskiy-yazyk-dlya-gosudarstvennogo-upravleniya-dop-materialy-v-ebs-433163
  • Меняйло В. В., Тулякова Н. А., Чумилкин С. В.-АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ЛЕКСИКА. DEVELOPING ACADEMIC LITERACY 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-240-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-01656-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/akademicheskoe-pismo-leksika-developing-academic-literacy-437602
  • Методы социологического исследования : учебник для вузов, Добреньков, В. И., Кравченко, А. И., ISBN: 978-5-16-003457-7, 2018
  • Теория текста : Учеб. пособие для вузов, Валгина Н. С., ISBN: 5-940101-87-9, 2003
  • Язык и лингвистическая теория, Звегинцев В. А., ISBN: 5-8360-0178-2, 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лавриненко В. Н., Путилова Л. М.-ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров-М.:Издательство Юрайт,2019-251-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-3369-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/issledovanie-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-426173
  • Лингвистический анализ художественного текста: теория и практика : учебник для вузов: практикум, Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В., ISBN: 5-89349-402-4, 2006