• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Утверждение программы
Приказ № 6.18.1-01/0808-16 от 08.08.2014
Дата обновления паспорта
26.08.2019 г.
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

Юриспруденция (о/з) (2014): 4 года 5 месяцев

Юриспруденция (о/з) (2020): 5.5 лет

Очно-заочная форма обучения, 240

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся на русском языке

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы
  1. Конкурентные преимущества программы

2.1 Программа направлена на подготовку юристов, обладающих не только фундаментальными теоретическими знаниями, но и прикладными навыками, и в связи с этим способных решать сложные, многоуровневые задачи, прежде всего, в сфере правового сопровождения бизнес-процессов. В процессе обучения студенты участвуют в проектной, научно-исследовательской и экспертной работе в области российского, зарубежного и международного права. Выпускники программы востребованы на рынке труда благодаря сочетанию фундаментальных знаний и прикладных навыков, позволяющих им приступать к решению задач, возникающих в ежедневной практической деятельности юриста, в том числе в международной среде.

 2.2 Целью  ОП:

 - в области обучения является: овладение студентами основами гуманитарных, социальных, экономических знаний, профессиональная подготовка в области юриспруденции, позволяющая выпускнику усвоить теоретические и прикладные знания, приобрести навыки, необходимые для успешной работы в органах публичной власти, бизнесе, некоммерческом секторе;

- в области воспитания личности является: формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания, толерантности; развитие творческих способностей, навыков коммуникации, социальной адаптации; обучение навыкам проектной и командной работы; формирование установки постоянно учиться, профессионально развиваться.

2.3 Краткая характеристика ОП:

Программа направлена на подготовку юристов, обладающих солидной базой теоретических знаний и прикладных навыков, способных не только проявлять лидерские качества, но и работать в команде, профессионально решая сложные комплексные задачи, в том числе в международной среде. Центральное место отводится изучению правового регулирования экономических отношений. В процессе обучения студенты участвуют в проектной, научно-исследовательской и экспертной работе в области российского, зарубежного и международного права.

Деятельность бакалавра юриспруденции направлена на реализацию правовых норм и обеспечение законности и правопорядка в различных сферах жизни общества.

 Основные направления  подготовки  ОП «Юриспруденция» включает:

- поиск, анализ, структурирование правовой информации;

- толкование и применение законов и других нормативных правовых актов;

- разработка и составление юридических документов;

- правовая экспертиза нормативных актов, дача квалифицированных   юридических заключений;

- правильная квалификация фактов и обстоятельств;

- аргументация и обоснование позиции;

- обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей;

- обеспечение соблюдения законодательства в деятельности органов публичной власти, физических и юридических лиц;

- правовое обучение и воспитание.

Преподавание на программе основывается на использовании эффективных образовательных методик, среди которых - игровые судебные процессы, деловые игры, тренинги, сочетание индивидуальной работы с работой в команде. Активно используется сократовский метод, студенты обучаются работать с большими объёмами информации, а также самостоятельно собирать, анализировать и эффективно представлять результаты проделанной работы. Выпускники программы востребованы, как юридические консультанты в бизнес-корпорациях, юристы в российских и международных юридических фирмах, служащие в органах государственной и муниципальной власти.

Дополнительно к основному образованию студенты могут получить базовый набор знаний по дисциплинам неюридического профиля: экономике, финансам, менеджменту, бизнес-информатике, логистике, медиа- и массовым коммуникациям, психологии, политической науке, социологии, системному программированию и многим другим.

 2.4 Основные показатели ОП:

Образовательная программа «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.03.01  разработана в соответствии с «Положением об основной образовательной программе высшего образования», утвержденным Ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (протокол от 30.05.2014 № 3) и «Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (далее – ОС НИУ ВШЭ), утвержденным Ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Нормативный срок освоения – 3,5 года при очно-заочной  форме обучения, на базе СПО и 3 года на базе высшего образования , трудоемкостью 240 зачетных единиц. Объем программы бакалавриата в очно-заочной  форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 зачетных единиц. Программа построена на бюджетной основе, носит практико-ориентированный характер, преподается на русском языке.        Присваиваемая квалификация: «академический бакалавр». Учебный план образовательной программы полностью соответствует ОС НИУ ВШЭ.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

III. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОП

 

3.1 Область и объекты профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП с присвоением квалификации «академический бакалавр»: разработка и реализация правовых норм; обеспечение законности и правопорядка.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП с присвоением квалификации «академический бакалавр», являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

3.2. Виды и задачи профессиональной деятельности, к которым преимущественно готовится выпускник.

Выпускник, освоивший ОП в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ОП, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

а) в правотворческой деятельности:

подготовка нормативных правовых и локальных актов;

б) в правореализационной деятельности:

составление заявлений, исков, отзывов на иски, жалоб, обращений, договоров и других правореализационных актов;

в) в правоприменительной, в том числе в процессуальной, деятельности:

составление правоприменительных актов, а также иных документов, связанных с применением норм права;

г) в правоохранительной деятельности:

охрана правопорядка, обеспечение законности, безопасности личности, общества и государства;

охрана прав и свобод человека и гражданина, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

д) в правозащитной деятельности:

обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц путём консультирования, представления в органах государственной власти и местного самоуправления, российских и международных судах и квазисудебных органах, а также в международных организациях;

е) в экспертно-консультационной деятельности:

разъяснение прав, консультирование по правовым вопросам;

осуществление правовой экспертизы документов;

ж) в аналитической деятельности:

проведение аналитических исследований;

обработка правовой, социальной, экономической и другой теоретической и эмпирической информации на основе использования современных информационных технологий;

подготовка публикаций, обзоров и аннотаций по правовой проблематике;

з) в научно-исследовательской деятельности:

участие в проведении научных исследований в области права;

подготовка научных публикаций и докладов по правовой проблематике.

 

IV. Планируемые образовательные результаты, формируемые в результате освоения ОП

В результате освоения ОП  у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.

Выпускник, освоивший ОП должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными компетенциями:

-  Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной (УК-1);

- Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области (УК-2);

- Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза ( УК-3);

- Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности (УК-4);

- Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) (УК-5);

- Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества (УК-6);

- Способен работать в команде (УК-7);

- Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения (УК-8);

- Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность (УК-9);

-Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде (УК-10).

б) профессиональными компетенциями:

- Способен квалифицировать юридические факты и применять к ним действующие нормы права (ПК-1);

- Способен искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-юридического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания (ПК-2);

-  Способен работать со специализированными правовыми системами (базами данных) для целей профессиональной юридической деятельности (ПК-3);

- Способен составлять правовые заключения, заявления, иски, отзывы на иски, жалобы, обращения, договоры и другие правореализационные акты в соответствии с правилами юридической техники, нормативными правовыми и локальными актами, обычаями делового оборота (ПК-4);

- Способен осуществлять правовую экспертизу документов (ПК-5);

- Способен выявлять, пресекать, раскрывать, расследовать и квалифицировать преступления и иные правонарушения, включая коррупционное поведение (ПК-6);

- Способен понимать причины, природу и следствия преступности; осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-7);

- Способен участвовать в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц путём консультирования, представления в органах государственной власти и местного самоуправления, российских и международных судах и квазисудебных органах, а также в международных организациях (ПК-8);

- Способен вести письменную и устную коммуникацию в рамках профессионального общения на русском языке (ПК-9);

- Способен представлять результаты своей профессиональной деятельности устно, в том числе в рамках публичных выступлений и дискуссий (ПК-10);

- Способен разрабатывать нормативные правовые акты и акты локального правотворчества (ПК-11);

- Способен осуществлять различные виды профессиональной деятельности и руководить ими на основе правовых и профессиональных этических норм (ПК-12);

- Способен проводить аналитические исследования в области права (ПК-13);

- Способен препятствовать коррупционному поведению (ПК-14);

- Способен соблюдать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности, в том числе в части неразглашения сведений, составляющих охраняемые законом виды профессиональных тайн (ПК-15);

- Способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов (ПК-16);

- Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности (ПК-17);

- Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, на основе понимания общечеловеческких, гуманистических ценностей и их значения для сохранения и развития современной цивилизации (ПК-18);

- Способен социально-ответственно принимать решения при осуществлении профессиональной деятельности (ПК-19);

-  Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности (ПК-20).

Характеристики образовательных модулей программы

              V.    Модули ОП

Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» предусматривает изучение следующих блоков:

  • Б.О – общий цикл;
  • Б.Пр – профессиональный цикл (Major), включая: Б.Пр.Б – базовая часть; Б.ДВ – дисциплины по выбору;
  • Б.М – дополнительный профиль (Minor);
  • Б.ПД – практики, проектная и/или исследовательская работа;
  • Б.Ф – факультативы (дополнительно к ОП);
  • Б.ГИА – государственная итоговая аттестация.

Код

Элемент ОП

Дисциплины

ЗЕ

Б.О.

Общий цикл

 

13

 

 

Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности; Экономика; Социология

 

Б.Пр.

Профессиональный цикл (Major)

 

153

 

 

Теория государства и права; История государства и права России; История государства и права зарубежных стран; Римское частное право; Конституционное право; Судебная власть и правоохранительные органы; Гражданское право; Уголовное право; Административное право; Международное публичное право; Предпринимательское право; Гражданское процессуальное право; Уголовно-процессуальное право; Финансовое право; Трудовое право; Международное частное право

80-113

Б.ДВ.

Дисциплины по выбору

 

40-73

Б.М.

Дополнительный профиль (Minor)

 

20

Б.ПД

Практики, проектная и исследовательская работа, в т.ч.

Научно-исследовательские семинары; научно-практические семинары; курсовые работы; практики; подготовка ВКР; проектные семинары и проекты (в т.ч. практикумы, юридическая клиника)

48

Б.Ф.

Факультативы

В т.ч. Английский язык

 

Б.ГИА

Государственная итоговая аттестация

 

6

 

 

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению;

 

3

 

 

Защита ВКР

3

 

Базовой частью образовательной программы является совокупность ее элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ в данном образовательном стандарте, вариативной частью образовательной программы является совокупность её элементов, устанавливаемых разработчиками отдельных программ бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и/или выбираемых студентами указанных программ.

В рамках базовой части цикла Б.О при очно-заочной  форме обучения должна быть реализована дисциплина «Физическая культура».

 

VI. Организация проектной и научно-исследовательской работы обучающихся.

Проектная и научно-исследовательская работа включает в себя курсовые работы, практику и подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР), а также может включать такие элементы, как, к примеру, научно-исследовательские семинары, научно-практические семинары, практикумы, научные проекты, подготовку и участие в конкурсах по праву.

            Курсовая работа (или проект) – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем права. 

Практики: учебная и преддипломная. При проектировании программ бакалавриата разработчики выбирают формы проведения практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа. Производственная практика проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, учебная практика может проводиться в структурных подразделениях НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Форма проведения учебной практики:

ознакомительная, по получению первичных профессиональных навыков.

Способ проведения учебной практики: стационарная.

Форма проведения преддипломной практики:

производственная, по закреплению профессиональных навыков.

Способ проведения производственной практики: стационарная.

            Подготовка ВКР включает в себя подготовку плана исследования, поиск, сбор, анализ и обобщение информации по разрабатываемой теме, изучение и толкование применимых источников права, работу с учебной и научной литературой, составление, обсуждение с научным руководителем и представление текста работы к предзащите. Формой промежуточной аттестации по этому виду проектной и исследовательской деятельности является предзащита ВКР на английском языке.

Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно-исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области юриспруденции: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии.

Научно-практический семинар является обеспечивающим видом проектной работы и направлен на формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих заниматься прикладными видами деятельности в области права.

Проектная работа включает в себя следующие возможные формы организации:

Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.

Практикум является видом проектной работы, направленным на развитие профессиональных (инструментальных) компетенций, востребованных в конкретной практической юридической деятельности, среди которых анализ юридических казусов, работа с источниками, ориентирование в судебной практике, выработка правовой позиции, составление процессуальных документов, представление правовой позиции и другие.

Проекты – это вид исследовательской и проектной работы, который реализуется в форме участия студентов в деятельности научных подразделений НИУ ВШЭ (лабораторий, центров, институтов) и научных учебных групп, а также в отдельных проектах, которые выполняются в НИУ ВШЭ или преподавателями НИУ ВШЭ. Участие в отдельном проекте оценивается в з.е. и может быть засчитано в качестве иных видов проектной и исследовательской работы, предусмотренных учебным планом.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Юриспруденция (очно-заочное обучение)»

Перейти к содержанию программы