• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловая и профессиональная коммуникация

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс формирует базовые представления слушателей об этичности деловых коммуникаций, что представляется актуальным в современных условиях в связи с необходимостью переориентации управленческих воздействий менеджеров с обеспечения победы в конкурентной борьбе любой ценой к учету интересов и потребностей всех заинтересованных сторон, построению взаимовыгодных партнерских отношений. Курс формирует исходные представления студентов для облегчения восприятия и освоения ими последующих блоков специальных управленческих дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов целостного представления о способах эффективной коммуникации в профессиональной деятельности
  • Изучение теоретических основ деловой коммуникации
  • Освоение коммуникативного категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм коммуникации, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста
  • Освоение навыков правильного общения и взаимодействия
  • Понимание возможностей практического приложения деловой коммуникации, ее взаимосвязи с жизненной средой и речевым поведением
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные виды, характеристики и цели коммуникации
  • Знает особенности моделей коммуникативного акта
  • Умеет выбирать коммуникативную стратегию
  • Знает основы учения о риторическом построении речи
  • Знает основные принципы аргументации. Способен аргументировать собственную точку зрения
  • Понимает особенности применения герменевтического подхода к анализу коммуникаций
  • Способен учитывать особенности внутригрупповой коммуникации в профессиональной деятельности
  • Дает определение понятию дискурса, знает его виды и их особенности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие коммуникации
    Коммуникация как объект исследования. Коммуникация в животном мире. Коммуникация в обществе. Виды коммуникации: вербальная ‒ невербальная; автокоммуникация ‒ межличностная ‒ внутригрупповая ‒ межэтническая ‒ межкультурная... Основные характеристики коммуникации: интерсубъектность, адресованность, интенциональность, целесообразность, деятельностный характер. Цели коммуникации: проинформировать, предупредить, объяснить, убедить, воздействовать, установить контакт, развлечь… Профессиональная коммуникация: политика, управление, экономика, бизнес, финансы, юриспруденция…
  • Тема 2. Коммуникация и коммуникативный акт
    Модели коммуникативного акта: К. Бюлер ‒ К. Шеннон ‒ Н. Вивер ‒ Г. Лассуэл ‒ Р. Якобсон ‒ М. Фуко ‒ М. Бахтин. Анализ по компонентам коммуникативной модели Шеннона ‒ Якобсона: отправитель ‒ сообщение ‒ код ‒ контакт ‒ контекст ‒ получатель. Функции языка по компонентам коммуникативного акта: эмотивная (адре­сант) ‒ конативная (адреса­т) ‒ референтная (контекст) ‒ поэтическая (сообщение) ‒ фатическая (контакт) ‒ метаязыковая (код). Автокоммуникация. Модель Ю. М. Лотмана. Методы коммуникативного анализа
  • Тема 3. Речевое взаимодействие и речевое воздействие
    Коммуникативная стратегия ‒ коммуникативная тактика. Условия выбора. Лингвистические и паралингвистические механизмы воздействия. Правила коммуникативного взаимодействия. Коммуникативные постулаты (максимы) П. Грайса: быть ясным и понятным, избегать двусмысленности, длиннот и т.д. Диалогические отношения по М. М. Бахтину. Коммуникативный провал.
  • Тема 4. Риторические аспекты коммуникации
    Риторика как теория и практика речевого воздействия. Учение о риторическом построении речи: inventio, dispositio, elocutio, memoria, pronuntiatio. Учение о тропах и фигурах. Фигуры речи и фигуры мысли. Уловки в споре. Психологические уловки. Логические уловки: увод разговора в сторону, перевод спора на противоречия между словом и делом. Риторика в отношении к разнообразным социальным практикам: управление, менеджмент, юриспруденция.
  • Тема 5. Теория аргументации: между лингвистикой, логикой и риторикой
    Аргументация как условие успешной коммуникации в разных видах социальной деятельности: управлении, менеджменте, судебных разбирательствах, церемониалах, политических дебатах, повседневном бытовом общении... Система и способы аргументации: от рассуждений или авторитетов (Афины ‒ Иерусалим), общие места, прецедентные случаи, иллюстративные примеры, риторические фигуры и тропы. Модели аргументирующей коммуникации.
  • Тема 6. Герменевтические аспекты коммуникации
    Искусство понимания: subtilitas intelligendi. Предпосылки и условия понимания. Сложности понимания. Понимание как «набрасывание смысла». Фоновые знания как условие понимания. Экран знаний: классический и мозаичный. Искусство истолкования: subtilitas explicandi. Методы и процедуры толкования. Переменный коммуникативный смысл слов и высказываний. Множественность смысла. Интерпретирующие возможности контекста. Герменевтический круг как процедура интерпретации. Искусство применения: subtilitas applicandi. Области применения и выбор стратегии интерпретации. Интенции и стратегии интерпретации. Виды интерпретации: внутритекстовая – затекстовая, прозрачная – непрозрачная, описательная – продуктивная.
  • Тема 7. Коммуникация внутри групп людей
    Основные типы групп: неформальные ‒ формальные. Характеристики группы: 1) по целям, задачам, интересам; 2) по системе ценностей и нормам поведения; 3) по распределению ролей и моделям коммуникативного поведения в типовых ситуациях. Типовые сценарии по видам социальной деятельности. Теория фреймов. Вербальные и невербальные средства внутригрупповой коммуникации. Вербальные средства: лексика, грамматика, стилистика, просодия. Невербальные средства: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения, жесты, мимика, положение тела, проксемика, тактильная коммуникация.
  • Тема 8. Коммуникация по видам дискурса
    Понятие дискурса. Коммуникативные дискурсы. Юридический дискурс. Коммерческий дискурс. Политический дискурс. Ритуальный дискурс. Этикетный дискурс. Мифо­логический дискурс. Тоталитарный дискурс. Основные дискурсивные практики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. - ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 486с. - ISBN: 978-5-9916-3061-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-integrirovannyh-kommunikaciy-425906

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коноваленко М. Ю. - ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 158с. - ISBN: 978-5-534-04999-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-delovogo-obscheniya-437305