• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пространственная экономика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты: - получат знания об основных проблемах, которые решаются в рамках «пространственной экономики»; - научатся использовать методы и подходы, развитые в «пространственной экономике» при решении конкретных задач; - получат навыки анализа различных ситуаций, где необходимо учитывать пространственное перемещение товаров, услуг и рабочей силы; - освоят классические и современные модели ««пространственной экономики», применительно к решению конкретных проблем. Особенностями курса являются: - использование базовых экономических подходов к решению проблем международной торговли и пространственному размещению производства и населения; - знакомство студентов с реальными кейсами и их анализ с точки зрения «пространственной экономики». В реализации курса будут задействованы множество фактических материалов и математических моделей. Текущий контроль по дисциплине включает подготовку доклада и презентации по научным статьям по данной теме, контрольные и домашнее задание. Итоговая оценка по дисциплине (оценка по промежуточной аттестации) выставляется в ходе устного экзамена, с учетом результатов текущего контроля. Правила выставления оценки по промежуточной аттестации определены Программой дисциплины, размещенной в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Пространственная экономика» состоит в том, чтобы познакомить студентов с классическими и современными моделями пространственной экономики, и их приложениями к практическим задачам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач
  • Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза
  • Умеет выбирать методы и средства решения оптимизационных задач
  • Умеет разрабатывать экономические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, выбирать методики и средства решения задач
  • Способен решать оптимизационные задачи выбора потребителя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение
    • Пространственная экономика и промышленная революция: - рост производительности и падение транспортных расходов, - модернизация транспорта и как следствие урбанизация • Пространство в экономике: дисперсия и агломерация. - Региональные Различия: - Динамика пространственного неравенства: пространственное неравенство в 19 и 20-том веке. - Влияние промышленной революции на пространственное неравенство - Влияние транспортных расходов на пространственное неравенство
  • Тема 2. Пространство в экономической теории
    • Ранние подходы к рассмотрению пространства в экономической теории: - экономика города (фон Тюнен, Милль, Алонсо, Хендерсон идр.), - модели пространственной конкуренции в теории отраслевых рынков (модельХотеллинга). Модель линейного и кругового города. - модели размещения производства (Вебер, Лёш, Кристаллер и др.), - классическая теория международной торговли (модели Риккардо и Хекшера-Олина), • Неадекватность классического представления пространства в экономике: - Игнорирование долгое время в экономической теории пространства. - Игнорирование в теории транспортных издержек в широком понимании, включающие собственно транспортные издержки, языковые, культурные издержки, политические, валютные, информационные издержки, тарифы и т.д. - Попытка экономистов развить строгую теорию цен в пространственной экономике, “постоянная отдача от масштаба и совершенная конкуренция” – эффект блокировки для экономической географии - Возрастающая отдача от масштаба и совершенная конкуренция - Маршаллианский подход – положительные экстерналии от агломерации.
  • Тема 3. Теорема Старетта. Проблема конкурентных рынков и постоянной отдачи от масштаба
    • Модель Эрроу-Дебре, формулировка и условия существования равновесия. - благо по Дебре различаются по месту, времени и состоянию мира. - Специфичность введения пространства в модель общего равновесия - Совершенная делимость факторов производства • Разрушение парадигмы СК в пространственной экономике: - Теорема Старрета о не существовании пространственного конкурентного равновесия. - Причины трудности • Выход из теорема Старрета - Введение сравнительного преимущества различных регионов - Экстерналии - Отказ от конкурентных рынков, введение монополистической конкуренции, отказ от совершенной делимости факторов производства, что естественно приводит к возрастающей отдачи от масштаба. • Возрастающая отдач от масштаба и Транспортные расходы: - Оптимальное число фирм -Оптимальный размер фирм -Оптимальное расположение фирм
  • Тема 4. Модель монополистической конкуренции – модель Диксита-Стиглица
    • Модель монополистической конкуренции, подход Чемберлина - Основные предположения модели • Модель Диксита-Стииглица - основная модель монополистической конкуренции: - Функция полезности CES типа - Моделирование предпочтение разнообразию - Задача потребителя – предпочтения и функция спроса - Поведение функции спроса при изменении цен, дохода, числа разнообразия - Задача производителя – различные технологии производства - Рыночное равновесие: равновесные цены, объем выпускаемой продукции, число фирм, заработная плата - Эффект уплотнения рынка при входе на рынок дополнительных фирм. • Отличия результатов модели монополистической конкуренции от олигополистической конкуренции
  • Тема 5. Модель межрегиональной торговли – модель. Диксита-Стиглица-Кругмана
    - Пространственное расширение модели. Диксита-Стиглица: - Два региона с межрегиональной торговлей - Издержки самуэльсоновского типа - Равновесные цены в регионах - Равновесный выпуск и индекс цен - Основные выводы модели
  • Тема 6. Эффект Домашнего Рынка
    - Расширение модели. Диксита-Стиглица-Кругмана: - Двухфакторная форма издержек - Мобильность капитала - Равновесное распределение производства по регионам - Эффект домашнего рынка - Основные выводы модели - Случай множественности регионов, случай трех областей.
  • Тема 7. Модель Кругмана. Структура центр- периферия
    Модель торговли двух регионов при условии мобильности рабочей силы: - Различия между двумя типами труда. - Мобильность квалифицированного труда и не мобильность низко-квалифицированного труда. - Уравнение миграции промышленного труда - Краткосрочное равновесие - Долгосрочное равновесие. - Множественность равновесий, устойчивость равновесий - Структура центр-периферия - Симметричное равновесие - Локальная устойчивость решения. Диаграмма «томагавк». «Катастрофичная» агломерация. Гистерезис размещения
  • Тема 8. Гравитационная модель международной и межрегиональной торговли
    - Гравитационная модель. - Теоретическое обоснование модели - Эмпирические наблюдения, подтверждающие гравитационную модель
  • Тема 9. Модели пространственного размещения производства (пространственная конкуренция).
    - Модели пространственной конкуренции. - Модель Хотелинга - Модель фон-Тюнена, модель Алонсо - Модели города
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Оценка за онлайн курс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В., Под общ. ред. Лимонова Л.Э. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 319с. - ISBN: 978-5-534-05251-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-prostranstvennoe-razvitie-v-2-t-tom-1-432782
  • Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В., Под общ. ред. Лимонова Л.Э. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-05252-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-prostranstvennoe-razvitie-v-2-t-tom-2-433076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы региональной экономики, учебник, Гос. ун-т Высшая школа экономики ; TACIS, 495 с., Гранберг, А. Г., 2000