• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управленческая экономика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты: - получат знания об основных моделях поведения экономических агентов и рынков; - изучат основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления; - получат навыки оценки и анализа деятельности компаний по факту и формирования выводов об эффективности их работы; - приобретут навыки выработки решений в условиях риска и неопределенности; - приобретут навыки применения методов анализа при выработке и принятии управленческих решений. Особенностями курса являются: - сопоставимость заданий, выполняемых студентами, с примерами международного экзамена АССА (F5); - знакомство студентов с практикой реального бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов умения использовать экономические понятия и методы анализа при выработке и принятии управленческих решений.
  • Формирование у студентов навыков оптимального распределения ограниченных ресурсов
  • Формирование у студентов навыков использования экономической теории и ее аналитических средств для решения практических проблем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет управленческой экономики Объясняет на решение каких проблем направлена управленческая экономика
  • Умеет выделять важнейшие показатели деятельности фирмы Объясняет поведение фирмы на конкурентном и неконкурентном рынках Владеет навыками экономического анализа процесса производства на конкурентном и неконкурентном рынке
  • Объясняет значение рисков для фирмы и общества в целом Способен оценить и проанализировать риски Способен решать прикладные задачи, связанные с принятием управленческих решений в условиях неопределенности
  • Способен анализировать эффективность экономической политики фирмы с учетом факторов неопределенности деловой среды
  • Умеет выделять основные научные категории теории спроса Анализирует спрос и потребительское поведение
  • Умеет определить функцию спроса и построить кривую спроса на продукцию Способен рассчитать различные показатели эластичности спроса
  • Владеет методами оценки спроса Способен принимать организационно-управленческие решения на основе данных, полученных в результате анализа спроса
  • Умеет применять основные методы и инструменты экономического прогнозирования Способен построить прогноз продаж и прибыли на основе временных рядов
  • Понимает природу затрат и способы их классификации Объясняет динамику затрат в краткосрочных и долгосрочных периодах Способен разрабатывать варианты управленческих решений на основе затрат и обосновать их эффективность
  • Понимает различие бухгалтерской и экономической концепции прибыли Способен описать основные концепции планирования прибыли Умеет планировать и управлять прибылью фирмы
  • Объясняет особенности ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Способен описать три степени дифференциального ценообразования Способен определить оптимальное количество продукции и цену в условиях ценовой дискриминации
  • Объясняет основные направления государственного регулирования экономики Умеет показать механизм зависимости действий фирмы от государственной экономической политики Способен анализировать влияние государственного регулирования на принятие решений об оптимальном объеме производства с учетом общественных издержек и выгод
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в управленческую экономику
    Понятие управленческая экономика, экономическая теория и управленческая экономика, Аналитические средства: математическая экономика и эконометрика, управленческая экономика в международной обстановке.
  • Раздел 2. Фирма и ее поведение
    Роль фирмы в обществе, альтернативные модели поведения фирмы, модель максимизации прибыли, модель максимизации продаж, модель максимизации роста, модель управленческого поведения, модель максимизации добавленной стоимости
  • Раздел 3. Среды решения и выработка решения в условиях неопределенности
    Среды решения, концепция определенности, концепция риска, концепция неопределенности, выработка решения в условиях определенности: оптимизационный анализ
  • Раздел 4. Выработка решения в условиях риска и неопределенности
    Матрица решения, выработка решения в условиях риска, методы оценки риска, предполагаемая стоимость, измерение риска: размах и среднее квадратичное отклонение, измерение относительного риска: коэффициент вариации, компромисс между риском и прибылью, полезность, страх риска и премия за риск, корректировка риска, анализ последовательности решения с использованием дерева решения, планирование риска и стоимость риска, выработка решения в условиях неопределенности, степень неопределенности, критерий решения Вальда, альфа-критерий решения Гурвица, критерий решения Сэйвиджа, критерий решения Лапласа, другие методы учета неопределенности
  • Раздел 5. Анализ спроса и потребительское поведение
    Количественный подход к потребительскому равновесию, функция полезности: предельная полезность, потребительское равновесие при максимальной полезности, эффект рекламы и продвижения товара на рынок, предельная полезность и кривые спроса, предельная полезность и потребительские излишки, порядковый подход к потребительскому равновесию, кривые безразличия, предельная норма замещения, бюджетная линия, потребительское равновесие
  • Раздел 6. Функции спроса и эластичность спроса
    Функции рыночного спроса, рыночный спрос и функция спроса фирмы, количественный спрос и изменения в спросе, характер функции спроса, эластичность спроса, ценовая эластичность спроса, графическое измерение точечной эластичности, спрос, доход и ценовая эластичность, факторы, влияющие на ценовую эластичность, применение ценовой эластичности, другие виды эластичности спроса.
  • Раздел 7. Оценка спроса: элементарные методы; множественный и регрессионный анализ
    Статистический анализ, сбор данных, выбор информационной кривой, простая линейная регрессия, интерпретация параметров, оценка уравнения регрессии, средняя квадратичная ошибка коэффициента регрессии, коэффициент детерминации, проверка гипотез, подход к оценке спроса в исследовании рынка, обследования потребителя, выявление предпочтений потребителя, рыночные эксперименты. Построение функции мультивариантного спроса: Шаг 1. Идентификация переменных Шаг 2. Сбор и уточнение данных Шаг 3. Выбор наилучшей формы уравнения Шаг 4. Расчет уравнения регрессии Шаг 5. Эксперименты с регрессионной моделью Шаг 6. Анализ компьютерной распечатки Тестирование и оценка результатов: Шаг 1. Тестирование пригодности модели Шаг 2. Статистические тесты и оценки Общие тесты Тестирование отдельных параметров Исходные предположения и специальные задачи множественного регрессионного анализа: мультиколлинеарность, гетеросцедастичность, автокорреляция
  • Раздел 8. Прогнозирование
    Механическая экстраполяция, простейшие модели, анализ временных рядов, барометрические методы, типы показателей, составные индексы, диффузионные индексы, сбор мнений и обзоры целей, обзоры экономических целей, прогнозирование объема продаж, эконометрические модели, модели, состоящие из одного уравнения, модели, состоящие из систем уравнений, методы макроэкономического прогнозирования
  • Раздел 9. Оценка производства и анализ затрат
    Производственные функции, характер изменения производственной функции при одном беременном вводимом факторе производства и сохранении неизменными всех остальных вводимых факторов производства, производственная функция с несколькими переменными вводимыми факторами, оптимизация нескольких переменных вводимых факторов производства — обязательное условие максимизации прибыли, расширение производства и эффект масштаба, зависимость дохода от масштаба производства, испытание производственной функции на зависимость дохода от масштаба производства, изменчивость экономической эффективности при расширении производства, проблемы успешного управления фирмой с целью получения экономии, обусловленной увеличением масштаба производства. Природа затрат, концепция релевантных затрат, восстановительные и первоначальные затраты, бухгалтерские и вмененные затраты, дополнительные затраты и принятие решений, теория затрат: функции «затраты—выпуск», постоянные и переменные затраты, краткосрочные и долгосрочные затраты, общие и предельные затраты, динамика краткосрочных затрат, свойства функций краткосрочных затрат, динамика долгосрочных затрат, экономические преимущества и недостатки, обусловленные увеличением масштаба производства, экономические преимущества, обусловленные увеличением масштаба производства (на уровне завода), экономические недостатки, обусловленные увеличением масштаба производства (на уровне завода), экономические преимущества, обусловленные увеличением масштаба производства (для фирмы с несколькими заводами), динамика затрат и стратегия управления, минимальный эффективный масштаб производства, влияние ожидаемого спроса на выбор размеров предприятия, кривые обучения и экономия, обусловленная увеличением масштаба производства, кривая обучения и стратегия корпорации. Оценка функций краткосрочных затрат, методы оценок, понимание существенных особенностей измерения затрат, статистический метод оценки затрат, эмпирические исследования краткосрочных затрат, оценка долгосрочных затрат, методы оценки долгосрочных затрат, статистические методы, технический метод, метод естественного отбора, некоторые результаты исследований долгосрочных затрат.
  • Раздел 10. Прибыль: концепции, измерение, планирование и управление
    Измерение прибыли: бухгалтерские и экономические концепции, проблемы измерения бухгалтерской прибыли, экономическая концепция учета восстановительной стоимости, теории прибыли, компенсационные, или функциональные, теории, фрикционные и монополистические теории, научно-технические и инновационные теории, полезная отдача и стоимость инноваций: Япония и США, прибыль: планирование и управление, бюджет прибыли, анализ безубыточности, линейный анализ безубыточности, предельный вклад, или вложенная прибыль, алгебраические методы, планирование прибыли, альтернативные точки безубыточности, предел безопасности, операционный левередж: эластичность прибыли по реализации, применение анализа безубыточности и операционный левередж , анализ безубыточности, децентрализованные центры прибыли, прибыль отделений, оценка управленческой деятельности.
  • Раздел 11. Рыночная структура и анализ ценообразования
    Рыночные структуры, воздействие характеристик продавца на рыночную структуру, воздействие характеристик покупателя на рыночную структуру, воздействие характеристик продукта на рыночную структуру, условия входа и выхода, экономия, обусловленная увеличением масштаба производства, анализ равновесия, идеальная конкуренции, краткосрочное равновесие Долгосрочное равновесие, чистая монополия, краткосрочное монопольное равновесие, долгосрочное монопольное равновесие, монопольная конкуренция, краткосрочное равновесие при монопольной конкуренции, долгосрочное равновесие при монопольной конкуренции, оценка монопольной конкуренции, олигополия, модели ценового лидерства, модель с ломаной кривой спроса, картели и сговоры, модель рыночной доли, неценовая конкуренция: дифференциация продукта и реклама, роль рекламы, измерение дифференциации продукта, измерение рыночной мощности, использование рекламы для максимизации прибыли. Цели ценообразования, ценообразование, направленное на получение целевой прибыли на инвестиции, ценообразование, направленное на достижение целевой рыночной доли, ценообразование, обусловленное конкуренцией, ценообразование: методы и подходы, ценообразование по полным затратам, ценообразование по приращению затрат, ценовая дискриминация, степень ценовой дискриминации, условия для дифференциального ценообразования, основы структур ценовой дифференциации, максимизация прибыли и ценовая дискриминация, оптимальное ценообразование на многие виды продуктов, ценообразование на линии продуктов, ценообразование на сопутствующие товары, стратегия ценообразования на многие виды продуктов: использование производственной мощности завода, оптимальное ценообразование на совместные продукты, характер и цели трансфертного ценообразования, трансфертное ценообразование при отсутствии внешнего рынка, трансфертное ценообразование при наличии внешнего рынка, международное трансфертное ценообразование.
  • Раздел 12. Экономическая роль государства
    Роль государства в рыночной экономике. Основные направления государственного регулирования экономики. Методы государственного регулирования экономики, определяемые недостатками рынка и их влияние на принятие решений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Google Forms (https://docs.google.com/forms/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться в социальных сетях, с людьми в комнате, списывать. Студентам разрешается пользоваться черновиком, ручкой, калькулятором (не встроенным в телефон или планшет). Для сканирования готового решения можно воспользоваться телефоном (после того, как студент взял в руки телефон, он больше не имеет права вносить изменения в решение). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа 1 + 0.2 * контрольная работа 2 + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Managerial Economics : A Problem-Solving Approach, Wilkinson, Nick. Cambridge University Press, 2005. ProQuest Ebook Central,
  • Под общ. ред. Пономаренко Е. В., Исаева В.А.-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-216-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-02846-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/upravlencheskaya-ekonomika-432825

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Управленческая экономика : учеб. пособие / Р.А. Бурганов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 190 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_58eb3de0530986.2821457. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/951298
  • Управленческая экономика : учебник / М.А. Сажина. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 208 с. — (Высшее образование: Магистратура). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1062366