• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вопросы и ответы


Вопрос: 
Бакалавриат и магистратура: в чем разница?
Ответ: 
     Бакалавриат – первая ступень высшего образования. Бакалавриат закладывает основы знаний, необходимые для понимания общих принципов функционирования экономической системы. В принципе данных знаний достаточно для  получения места трудоустройства по специальности, но выпускники бакалавриата, как правило, претендуют лишь на базовые позиции, не связанные с принятием решений, аналитической обработкой данных, т.е. их продвижение по карьерной лестнице начинает с самых низких ступенек. Магистратура – вторая ступень академического образования. В магистратуре дается более специализированное образование, соответствующее профессиональным интересам.
     В бакалавриате главной целью является получение теоретической базы, без которой невозможно формирование экономического мышления, необходимого для понимания и анализа экономических явлений и процессов. В магистратуре студентам дается возможность применить теоретические знания экономики и финансов к конкретным профессиональным областям, а также углубить их в выбранной области. Также обучение в магистратуре дает возможность проведения научных исследований, что дает компетенции, востребованные российскими и международными работодателями, а для желающих – позволяет сконцентрироваться на академической карьере.

Вопрос:
Зачем нужна магистратура, если бакалавриат – это тоже высшее образование?
Ответ: 
     В бакалавриате формируется лишь базовый объем знаний по выбранной специализации. Необходимо понимать, что магистратура - это абсолютно новый качественный уровень, на котором происходит получение более глубоких, детальных знаний по выбранной специализации, ориентация их на практическую и научно-исследовательскую деятельность и получение необходимых профессиональных компетенций, что является ощутимым конкурентным преимуществом на рынке труда.


Вопрос:  
По каким признакам можно оценить качество магистерской программы?
Ответ: 
     На наш взгляд, магистерские программы стоит оценивать исходя из того, какие знания и навыки вы рассчитываете получить, обучаясь на ней. Наиболее общие критерии оценивания, которые интересуют абитуриентов, следующие:

  • дисциплины, изучаемые в рамках программы;
  • степень вовлеченности студентов в практическую и научную деятельность;
  • примеры успешного трудоустройства выпускников программы;
участие специалистов из крупных организаций в процессе обучения и трудоустройства студентов. 

Вопрос:  
Будут ли востребованы выпускники МП  «Экономика»  при  текущих тенденциях рынка труда и количественных показателях ежегодного выпуска специалистов?
Ответ: 
     Востребованность специалистов экономических специальностей следует рассматривать в контексте качества образования, которое дает Высшая школа экономики в целом, а не отдельных программ магистратуры и бакалавриата. Мы гордимся тем, что выпускники Высшей школы экономики являются  специалистами действительно высокого уровня, способными адаптироваться под динамично развивающуюся внешнюю среду российского рынка труда, готовыми решать сложные задачи, определенные экономическими условиями. Студенты программы «Экономика» так же готовы предлагать новые способы решения различных проблем, возникающих в области экономики и финансов, поэтому можно с уверенностью сказать, что данное направление обучения будет и в будущем очень востребованы. 


Вопрос:
 
Можно ли совмещать работу и учебу во время обучения в магистратуре?
Ответ:
     Работу и учебу удобно совмещать на втором курсе магистратуры, так как обучение второкурсников проходит в вечернее время. Однако, совмещение возможно и на первом курсе, т.к. у студентов достаточно много времени, что позволяет работать с гибким рабочим графиком или неполной занятостью. У магистрантов есть возможность проходить стажировки, которые часто предлагают крупные международные компании, что позволяет им закрепить на практике получаемые знания.
     В данном вопросе очень важны отношение и личная мотивация студента к обучению. Есть студенты, которые и работают, и учатся, и которые целенаправленно на это идут. Самое главное, что они точно знают, что хотят учиться в магистратуре. Окончание магистратуры дает им преимущество при продвижении на работе. 


Вопрос:  
Можно ли поступить в магистратуру, если имеющееся образование не соответствует профилю магистерской программы?
Ответ:
     Можно, но для успешного освоения программы должны быть сильное стремление и желание получить новое образование. В качестве помощи для студентов, пришедших на программу «Экономика» с непрофильного бакалавриата предусмотрены адаптационные занятия в начале семестра. Кроме того, большое количество курсов студенты могут изучать, пользуясь электронными ресурсами, например, изучая онлайн-курсы. 
   Отметим, что среди студентов МП «Экономика», как правило, 20-30% студентов, не имеющих базового экономического образования, среди них выпускники мехмата, радиофизического факультата, социологи, менеджеры и др. Многие из них заканчивают магистратуру с красными дипломами. 


Вопрос:  
Что такое - траектория магистерской программы?
Ответ:
   Траектория магистерской программы – набор предметов, формирующийся самостоятельно студентом совместно с руководителем магистерской программы, с учетом потребностей студента в специализации в той или иной области экономики. На данный момент МП «Экономика» позволяет сформировать магистрантам одну из двух траекторий обучения: Прикладная экономика и математические методы и Управленческая экономика. Выбор той или иной траектории также подразумевает соответствующую тематику курсовой работы и магистерской диссертации. 


Вопрос:  
Где работают выпускники магистратуры?
Ответ:
     1
00 % выпускников МП «Экономика» трудоустроены, основными работодателями являются крупнейшие российские и международные компании (МТС, Ростелеком, MERA, Intel, Сбербанк, ВТБ, KPMG, др.). Это действительно так. Студенты – магистранты имеют цели куда выше, чем у среднестатистического студента. Стажировки в лидирующих компаниях – помощь к их трудоустройству. И еще - в Вышке проходят многочисленные Ярмарки вакансий. И многие студенты становятся работниками тех компаний, которые там представлены. 


Вопрос:  
Что такое мотивационное эссе при поступлении в магистратуру?
Ответ:
     М
отивационное эссе - это мини-сочинение, в котором абитуриенту необходимо указать в чем, именно для него состоит важность обучения в магистратуре по выбранному направлению.
     В мотивационном эссе стоит написать, почему Вы хотите учиться в магистратуре вообще и на конкретной программе в частности, а также ответить на вопросы:

- Как магистратура поможет раскрыть научный потенциал и развить изучение интересующей проблематики?

-  Почему именно магистратура НИУ ВШЭ – Нижний Новгород?

- Чем именно Вам будет полезна магистратура?

Важно, что эссе не должно быть большим по объему – 2-3 страницы будет вполне достаточно.

Вопрос:  
Как подготовиться к собеседованию для поступления в магистратуру?
Ответ:
     На 
собеседовании будут затрагиваться вопросы по мотивационному эссе: интересующая абитуриента проблематика исследования, причины поступления в магистратуру, мотивация обучения  на конкретной специализации. Часто задают вопросы про публикации, тему ВКР, оценивается желание учиться в магистратуре. Эффективнее всего будет составить список предполагаемых вопросов и попытаться ответить на них для самого себя.


Вопрос:
Является ли наличие научных публикаций обязательным требованием для будущих магистрантов?
Ответ: 
     Нет, наличие научных публикаций не является обязательным, но приветствуется и учитывается при поступлении, так как научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью обучения в магистратуре НИУ ВШЭ. 


Вопрос:
Какой уровень владения английским языком является необходимым для успешного прохождения вступительных испытаний в магистратуру?
Ответ: 
     Для успешного прохождения вступительных испытаний необходим Intermediate level и выше. Вы должны уметь переводить научный текст со словарем и отвечать на несложные вопросы преподавателя относительно целей вашего поступления в магистратуру и ваших научных интересов. 


Вопрос:
Как производится выбор студентом траектории обучения после поступления на программу?
Ответ: 
   Траектория обучения определяется исходя из результатов собеседования, в основу ложатся: личные предпочтения студентов, направления их научно-исследовательской деятельности, задел знаний, полученный в бакалавриате. Затем студенты заполняют индивидуальный учебный план – в соответствие с выбранной траекторией формируют набор предметов для изучения.


Вопрос:
Какие преимущества дает диплом магистра Вышки при зарубежных стажировках и при продолжении образования за рубежом?
Ответ: 
     После окончания Вышки студенты получают европейское приложение к диплому, которое позволяет без труда продолжить обучение за рубежом, при наличии необходимых компетенций. Фактически, европейское приложение – это диплом ВШЭ, переведенный на английский язык, формат которого соответствует требованиям западных университетов и компаний. 


Вопрос:
В чем конкурентные преимущества магистратуры Вышки по сравнению с аналогичными программами других нижегородских вузов?
Ответ: 
     Основными преимуществами являются: возможность самому составить траекторию своего обучения, большое количество прикладных дисциплин, тесное сотрудничество ВШЭ с крупнейшими компаниями и банкам, большое количество бюджетных мест. 


Вопрос: 
Что такое НИС, НИП и проектная деятельность?
Ответ: 
      Научно-исследовательский семинар (НИС) – это серия семинаров, проводимая  преподавателями различных направлений, представляющих разные кафедры НИУ ВШЭ и крупнейших компаний региона,  направленная на ознакомление с различными аспектами выбранной специальности. НИС дает возможность расширить свой кругозор, найти интересную тему для курсовой работы/ВКР и познакомиться с лекторами ВШЭ и представителями различных предприятий.
   НИП – научно-исследовательская практика, направлена на непосредственное применение результатов, полученных в рамках своих научных работ, на реальном предприятии.
   Проектная деятельность предполагает участие студентов в реализации различных проектов для крупнейших компаний региона, а также поиск решений для задач, инициаторами которых является Высшая школа экономики. Для магистрантов проектная деятельность – возможность «пощупать руками» практические аспекты изучаемых ими вопросов, сформировать необходимые для успешного трудоустройства компетенции, познакомиться с работодателями и показать себя в деле. 


Вопрос: 
Как происходит самостоятельная работа в магистратуре?
Ответ: 
     В магистратуру идет студент, который точно знает, что это ему надо. Он себя и организует так, чтобы максимально продвинуться при определенных трудозатратах. Самостоятельная работа - это не только выполнение домашнего задания, изучение литературы и написание курсовой работы. Это все, что на молодежном языке называется «прокачать себя»: участие в кейс-чемпионатах, тренинги, участие в конференциях и многое другое. Это весьма разнообразит жизнь студента (не только магистранта), а также еще больше приближает его больше к рынку труда. 


Вопрос:
Чем определяется состав, количество и статус учебных предметов?
Ответ:
     Каждый студент в начале учебного года составляет для себя индивидуальный учебный план, который включает как обязательный дисциплины, так и дисциплины по выбору и факультативы. Так как большая часть дисциплин все-таки выбирается самим студентом, можно с уверенностью сказать, что каждый строит свой план обучения и изучает те предметы, которые действительно интересны. 


Вопрос: 
Могут ли студенты одной специализации выбирать учебные курсы другой специализации?
Ответ: 
     Конечно, такая возможность есть, и студенты ей пользуются, потому что на других специализациях также читают много интересных дисциплин. Кроме того, учебный план МП «Экономика» включает в обязательном порядке одну дисциплину из других программ НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. 


Вопрос: 
Есть ли возможность, обучаясь в магистратуре, уехать за рубеж или другой кампус НИУ ВШЭ?
Ответ: 
     Такая возможность есть, НИУ ВШЭ предоставляет студентам большое число программ студенческой мобильности. НИУ ВШЭ сотрудничает с университетами Европы (Италия, Франция, Бельгия, Австрия), поэтому у студентов есть возможность поехать учиться в зарубежный университет на год по программе двойных дипломов или на семестр в рамках академической мобильности. Так же по программе академической мобильности студенты могут поехать учиться в любой из кампусов Вышки (Москва, Санкт-Петербург, Пермь).