• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг, оценка качества и статистика образования

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Мониторинг, оценка качества и статистика образования» является формирование базовых представлений о качестве и мониторинге образования, ознакомление с национальными моделями оценки качества, развитие системного мышления на основе использования методов самооценки организации; формирование умения обсуждать и аргументировано защищать свою точку зрения по вопросам мониторинга качества образования. В результате успешного освоения дисциплины студент способен: • Формулировать и распознавать базовые концепции и принципы управления качеством. • Объяснять основные подходы к мониторингу качества образования с использованием профессиональной терминологии. • Интерпретировать результаты мониторинговых обследований качества образования и данные статистики с целью прогнозирования и принятия управленческих решений. • Интегрировать теорию в практическую деятельность с целью разработки технического задания на проведение мониторинга; применять метод самооценки для улучшения деятельности образовательной организации. • Организовывать эффективные межличностные коммуникации в целях наглядного представления результатов групповой работы перед профессиональной аудиторией. • Логически выстраивать аргументацию и оформлять результаты аналитической работы в письменной форме в соответствии с действующими стандартами. Наименование форм контроля по курсу: аудиторная работа – 40 часов самостоятельная работа – 150 часов Итого: 190 часов. Блокирующие элементы не предусмотрены Итоговая оценка складывается из следующих элементов: оценки за работу на семинарских занятиях (аудиторная); оценки за домашние задания; оценки за ответ непосредственно на экзамене - как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности: Оитог = 0,25*Одомашнее задание + 0,25*Оаудиторная +0,5 *Оэкзамен В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Мониторинг, оценка качества и статистика образования» является формирование базовых представлений о качестве и мониторинге образования, ознакомление с национальными моделями оценки качества, развитие системного мышления на основе использования методов самооценки организации; формирование умения обсуждать и аргументировано защищать свою точку зрения по вопросам мониторинга качества образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать и распознавать базовые концепции и принципы управления качеством.
  • Объяснять основные подходы к мониторингу качества образования с использованием профессиональной терминологии
  • Интерпретировать результаты мониторинговых обследований качества образования и данные статистики с целью прогнозирования и принятия управленческих решений
  • Интегрировать теорию в практическую деятельность с целью разработки технического задания на проведение мониторинга; применять метод самооценки для улучшения деятельности образовательной организации
  • Организовывать эффективные межличностные коммуникации в целях наглядного представления результатов групповой работы перед профессиональной аудиторией
  • Логически выстраивать аргументацию и оформлять результаты аналитической работы в письменной форме в соответствии с действующими стандартами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Качество образования
    Проблемы сферы образования и значение качества образования. Основные понятия: качество образования, образовательные результаты, эффективность образования. Современные методы менеджмента качества и их применение в образовании. Основные подходы к управлению качеством образования: системный, личностно-деятельностный, квалиметрический, управленческо-технологический, кибернетический, ситуационный, рефлексивный. Основные задачи управления качеством образования. Факторы, влияющие на качество образования, проблемы их оценки. Показатели качества образования. Показатели качества образованности обучающихся. Показатели качества образовательного процесса. Показатели эффективности системы управления. Требования к системе показателей качества и эффективности образования, предъявляемые внешними пользователями. Требования, предъявляемые системой образования к качеству образования.
  • Мониторинг в образовании как инструмент оценки его качества
    Законодательная и нормативно-методическая база в области мониторинга образования. Мониторинг: история, сущность, функции, принципы. Понятие мониторинга. Цель и задачи мониторинга. Объект, предмет и субъекты мониторинга. Виды и направления мониторинга в образовании. Классификация образовательного мониторинга. Социологические аспекты мониторинга: методология, методика, инструменты. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся.
  • Статистика в практике системы образования
    Статистика в управлении образованием: цели, задачи. Идеальная модель образовательной статистики. Специфика статистики школ. Отечественная образовательная статистика: задача совершенствования и перспективы ее решения. Образовательная статистика зарубежных стран. Международная статистика образования. Проблема сопоставления отечественных, зарубежных и международных показателей. Поиск необходимой информации. Сетевые ресурсы. Особенности вторичного анализа информации. Оценка валидности данных статистики. Анализ структуры и функционирования образовательных учреждений на базе имеющихся статистических материалов. Проблемы, возникающие при интерпретации данных.
  • Организация системы оценки качества образования
    Понятие оценки качества образования. Принципы оценки качества обучения в информационно-образовательной среде. Зарубежные системы оценки качества образования. Российская система оценки качества образования. Критерии оценки качества образования. Критерии эффективности деятельности образовательного учреждения. Критерии обученности, воспитанности, развитости. Критерии степени сохранения и укрепления здоровья. Критерии реализации учебных планов, учебных программ, программ дополнительного образования. критерии внедрения и использования в образовательном процессе современных технологий обучения, развития и воспитания. Критерии рациональности организации учебно-воспитательного процесса. Критерии учебно-методической и материально-технической оснащенности УВП. Критерии кадровой обеспеченности образовательного процесса и его качества. Критерии степени удовлетворенности участников образовательного процесса его организацией и результатами. Критерии реализации валеологической направленности образовательного процесса. Унифицированный свод показателей оценки качества образования. Методы оценки качества образования. Независимая оценка качества образования. Механизмы оценки качества образовательной деятельности школы. Самооценка образовательной организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * контрольная работа + 0.7 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Трапицына С.Ю. - МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 413с. - ISBN: 978-5-534-00364-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-v-obrazovanii-433372
  • Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / Вдовин С.М., Салимова Т.А., Бирюкова Л.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 299 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005070-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1006756

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мониторинг качества образовательного процесса в школе : монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. — М. : ИНФРА-М, 2020. - 205 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://new.znanium.com]. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1036467
  • Система качества вуза: Монография / Левшина В.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 280 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006574-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/553161
  • Эволюция в образовании: Монография / Гуськова М.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 153 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-006008-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538548