• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Текст в медиасреде"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

НИС предполагает совершенствование навыков текстопорождения, копирайтинга под задачи заказчика, контент-анализа медиатекстов, редактирования и комментирования произведений fiction и non-fiction. Исследовательский семинар ориентирован одновременно и на прикладной аспект, направленный на взаимодействие с практическими сферами, и на серьезную теоретическую работу по осмыслению тех феноменов, с которыми магистранты встречаются в рамках семинара на практике. Результаты таких теоретических осмыслений станут основой для написаний курсовых и магистерских диссертаций, а также публикаций и выступлений на конференциях, в том числе и международного уровня.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины - выработать умение критически анализировать содержание современных медиа и создавать тексты различных жанров для цифровых медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент знает основные теоретические подходы к изучению медиа и коммуникации
  • студент умеет, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
  • студент владеет методиками оценки и технологиями анализа медиатекстов
  • студент умеет использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии; владеет современными методиками дискурс-анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникация как социальное действие
    Жанры коммуникации. Медиа и массовая коммуникация, СМИ и СМК.
  • Классификация теорий медиа.
    Эмпирико-функционалистская группа изучения массовых коммуникаций. Изучение эффектов пропаганды. Теории ограниченного воздействия информации. Теории четвертой власти и нормативные теории медиа. Лингвистическая группа теорий.
  • Медиатекст как объект медиалингвистики. Исследовательская программа Ибарры и Китсьюза.
    Типология медиатекстов. Методы исследований медиатекстов.Риторика дискурса социальных проблем. Контрриторические стратегии. Лейтмотивы и стили.
  • Понятие дискурса и массмедийного дискурса.
    Системообразующие признаки и жанры массмедийного дискурса. Соотношение политического и массмедийного дискурса. Теория установления информационной повестки дня М. Маккомса и Д. Шоу.
  • Критический дискурс-анализ как метод анализа массмедийного дискурса.
    Определение дискурса Т. ван Дейка. Доступ к дискурсу как социально значимый ресурс. Понятие социальной власти и социального доминирования. Осуществление социальной власти посредством дискурса. Понятие идеологии и признаки идеологического дискурса. Методика анализа новостного дискурса СМИ Т. ван Дейка. Использование корпусных технологий в критическом дискурс-анализе массмедийного дискурса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль в 2019/2020 учебном году состоялся в 3 модуле. Оценка выставляется по накопленной
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    О итоговая = Од/з (0,4) + Оэкзамен (0,6)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Discourse and Communication : New Approaches to the Analysis of Mass Media Discourse and Communication, edited by Teun A. Van Dijk, De Gruyter, Inc., 2011. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3042341.