• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискурс-анализ в цифровых медиа

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В содержание дисциплины входит изучение следующего круга проблем: Дискурс как языковой коррелят соответствующей сферы коммуникативно-речевой деятельности, человеческого сознания и практики. Понятие функционального стиля. Экстралингвистические составляющие модели дискурса. Основные типы дискурсивных явлений, особенности устного, письменного и электронного дискурсов, структура дискурса, дискурсивные факторы фонетических, лексических и морфосинтаксических явлений, а также различные подходы к исследованию дискурса и методы дискурсивного анализа. Текст как единица дискурса. Текст и текстуальность. Частотные и качественные характеристики текста и текстуальности. При изучении дисциплины используются следующие образовательные технологии лекции, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий, дискуссия, групповая дискуссия, круглый стол, учебные дебаты, игровые технологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является: - формирование у аспирантов основных понятий о дискурс-анализе в приложении к предметной области масс-медиа; – ознакомление аспирантов с основными методами, принципами и процедурами дискурсанализа; – развитие у аспирантов навыков использования понятийного аппарата дискурс-анализа в других сферах гуманитарного знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет извлекать необходимую информацию из специальной научной литературы, использовать ее для интерпретации анализируемых произведений литературы и искусства
  • Способен к восприятию, обобщению и анализу информации
  • Обучающийся способен описать сегмент языка или речи на метаязыке с использованием аппарата дискурс-анализа.
  • Владеет основными методами, принципами и процедурами дискурсанализа
  • способен провести научное исследование с использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания
  • Способен производить анализ проблем, выбирать теории, методы, инструменты для ее решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Соотношение понятий: текст-дискурс. Текст как объект рассмотрения разных направлений лингвистики
    Этапы развития лингвистики текста. Предмет, задачи изучения. Объект изучения. Соотношение понятий: текст-дискурс (Хабермас, Фуко, Арутюнова, Ревзина, Красных, Кубрякова, Харрис, Золотова), текст-гипертекст (Нельсон, Руднев), текст-интертекст (Бахтин, Леонтьев, Арнольд), текст-метатекст (Вежбицкая), текстфрагмент текста (Бахтин, Гак, Шабес). Прецедентный текст. Понятие текстового пространства. Текст и произведение.
  • Тема 3. Текст и его смысл. Субкатегории текста
    Идеологемы как категории, представляющие нравственные, философские, обыденнофилософские, политические взгляды автора. Аксиологемы–субтекстовые категории авторской эмоционально-интеллектуальной оценки. Мифологемы как результат мифологического переосмысления идеологем: обогащения концептуального содержания идеологем магическими, сакральными смыслами. Текстемы как субкатегории, выражающие основные смыслы произведения, которые представляют «идеи» событийности в ее персональных, пространственных, временных и др. проекциях. Смыслоформирующая и синтагматическая функции текстем. Контекстемы как категории, выражающие дополнительные смыслы –характеризации персонажных, предметных, пространственных, временных и иных авторских проекций. Колюр как субкатегория сюжетопостроения, предназначенная для повторного соединения фрагментов развития событийности, скрепления единого хода движения повествования, обрамления частей текста с относительной законченностью смысла. Структура колюра. Виды колюра: полный, малый, круговой.
  • Тема 2. Категориальный аппарат анализа текста
    Категории автора,текстового пространсва, времени.
  • Тема 4. Дискурс как коррелят коммуникативной сферы
    . Понятие функционального стиля. Экстралингвистические составляющие модели дискурса: событие, участники, обстоятельства, фон, оценка, место, время и др.Стилистическая дифференциация речи.
  • Тема5. Понятие массмедийного дискурса
    Экстралингвистические особенности масс-медийного дискурса: функция, сфера использования, форма существования; коммуникативные качества.
  • Тема 6. Методы интент-, контент-, дискурс- анализа.
  • Тема 7. Речевое воздействие. Лингвистическая конфликтология в дискурсивном аспекте
    Факторы речевого воздействия. Коммуникативные стратегии и тактики. Типологии речевых стратегий. Языковые показатели речевых тактик. Стратегии кооперации и конфронтации. Способы речевого воздействия на личность: доказывание, убеждение, внушение, принуждение и т.д. Речевое воздействие в условиях массовой коммуникации (СМИ, реклама, паблик рилейшенз). Теория аргументации. Лингвистическая конфликтология в дискурсивном аспекте. Язык и речь как источник конфликтных ситуаций. Языковые нормы и их нарушение. Конфликтный текст. Тексты СМИ с точки зрения лингвистической конфликтологии.
  • Тема 8. Категория толерантности в массмедиа
    Институциональный политический дискурс с точки зрения толерантности/интолерантности.
  • Тема 9.Манипулирование как предмет дискурсанализа
    Речевое воздействие и манипуляция. Технология манипуляции. Объекты манипуляции. Средства манипуляции: слова, образы, символы, понятия, имена и т.д. (изменение денотата, коннотаций, использование эвфемизмов, заимствованных слов, терминов; использование клише и др.).
  • Тема 10. Компьютерные инструменты дискурсанализа
    Использование инструментов корпусной и компьютерной лингвистики при дискурс
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * домашние задания + 0.25 * контрольная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Алефиренко Н.Ф., ГолованеваМ.А., Озерова Е.Г. — Текст и дискурс: учебное пособие для магистратов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-9765-1040-1 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/115831
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0