• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Здесь мы обучаем писать так, как не научили писать в школе"

В этом году стартовала новая магистерская программа «Литература и медиа». Отличительная особенность программы в том, что преподают студентам в основном приглашенные педагоги-практики, тесно связанные с миром современных медиа и знающие его изнутри. Один из этих преподавателей, ведущий практический курс по журналистскому мастерству, а точнее одна - Светлана Иконникова, успешный блогер, медиатренер, известный нижегородский журналист с двадцатилетним стажем, победитель всероссийского конкурса фонда Потанина «Искусный глагол-2018» в номинации «Лучшее интервью». Мы поговорили со Светланой о необходимости навыка письма в современном мире, неиссякаемой энергии вышкинских студентов и о том, как оценки влияют на уровень знаний.

Как вы можете описать свою профессиональную деятельность?

- В первую очередь я медиатренер, во вторую очередь я журналист. Также я писатель. Есть у меня еще одна ипостась – личный собеседник, но эта ипостась не связана с тем, чем я занимаюсь со студентами здесь, в Высшей школе экономики.

Идея создания такой магистерской программы, как «Литература и медиа», это хорошо, или очень хорошо?

- Я думаю, что это замечательно. Например, 30 лет назад человек мог писать плохо или не писать вообще, и это никак ему не мешало в жизни, так как основные переговоры проходили устно. Даже если шло совещание, высокие боссы совещались, секретарь протоколировал, между собой переговоры тоже были в основном устные. А с появлением интернета основной способ общения у нас поменялся. То есть мы сейчас чаще пишем, чем говорим. Пишем в социальных сетях, деловые звонки по телефону сейчас вообще считаются правилом дурного тона, позвонить кому-то можно, только предварительно письменно согласовав время и тему звонка. Поэтому человеку сейчас нужно писать вне зависимости от того, хочет он работать журналистом, копирайтером или инженером, менеджером, программистом, кем угодно – ему все равно нужно уметь выражать свои мысли письменно. К сожалению, в школе этому учат не так, как хотелось бы в современной жизни, поэтому здесь мы обучаем тому, чему не научили в школе.

Какие у вас впечатления о студентах нашего первого набора на магистерскую программу «Литература и медиа»?

- Впечатления самые позитивные. Я постоянно веду курсы, тренинги, каждый месяц набираю новую группу и в течение месяца учу много людей интенсивно писать тексты, поэтому мне есть с кем сравнить студентов Вышки. Меня удивило стремление студентов Высшей школы экономики брать от занятий максимум. Вспоминаю свои студенческие годы и понимаю, что многие в мое время приходили на пары поспать. А тут студенты приходят на занятия в пятницу вечером после трудового дня и включаются в работу так, будто это бодрое утро понедельника после долгих выходных в санатории. Они готовы работать, готовы думать, они умеют думать в процессе занятия, и мне это очень нравится!

Сейчас идет практический блок занятий. На первом занятии мы разбирали, как нужно брать интервью и писать интервью (а это разные вещи!). На втором занятии мы полностью погрузились в тему пресс-конференций, третье занятие посвящено репортажу, а на четвертом занятии будет, наверное, самое интересное - сложные моменты журналистской практики, как из этих сложностей выходить, а также как в них не попадать.

Вы уже придумали, как будете проводить экзамен?

- А будет экзамен? (смеется) Я терпеть не могу экзамены, если честно. Кстати, на своих курсах я никогда не ставлю оценки и никогда не отмечаю посещаемость. Я считаю, что если человеку интересно, он занимается вне зависимости от оценок. Если человеку неинтересно, можно поставить миллион «двоек», но знания в его голову все равно не инсталлируются. Поэтому, я думаю, экзамен будет проходить интересно и приятно. И мне, и студентам он понравится, так что они могут не переживать!