• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровое будущее для филологов и журналистов

Как филологу и журналисту оказаться на пике востребованности в век всеобщей цифровизации? Мы побеседовали с академическим руководителем магистерской программы «Литература и медиа» Нелли Борышневой и узнали о том, что теперь Вышка готовит кадры для медиа-проектов разнообразных форматов. Обо всем по порядку в нашем материале.

Цифровое будущее для филологов и журналистов

- В чем уникальность магистерской программы «Литература и медиа»?

Наша программа представляет новую сферу профессиональной деятельности современного филолога/журналиста - цифровую медиасреду. Литература в XXI веке уже не может существовать в прежнем привычном формате книги (бумажной или электронной).

 Сейчас литература шагнула в огромный мир мультимедиа, который максимально расширяет возможности репрезентации смысла литературного произведения. При помощи современных инструментов мы можем совершенно иначе представлять литературный текст, вписать его в широкий контекст культурных смыслов, ассоциаций, идей, визуализировать его, что в результате сделает его ближе к читателю, привыкшему к цифровому формату.

Борышнева Нелли Николаевна
Академический руководитель магистерской программы "Литература и медиа"

- Иными словами, программа «Литература и медиа» формирует новое видение литературы в современном мире? 

Не совсем так; это
лишь один из возможных треков профессиональной деятельности, к которым мы готовим наших магистрантов. Важной областью профессиональной подготовки на программе являются СМИ в тех разнообразных форматах, в которых они сейчас существуют, и здесь мы говорим не только о традиционных изданиях в онлайн и оффлайн версиях, ТВ-каналах, но и о новых медиа.

Однако не хотелось бы привязывать нашу программу к непосредственным профессиям (квалификациям). В широком смысле та профессиональная сфера, в которой филолог/журналист может применить свои компетенции, добавив к ним навыки и умения работать в digital-среде - это цифровое продюсирование. Это может быть цифровое продюсирование литературных, музейных, социальных, коммерческих проектов. В любом из них нужны навыки написания текстов для различных цифровых сред, умение использовать современные мультимедийные инструменты, работать с большими объемами информации и данных (data culture skills).

- Такие навыки невозможно сформировать без практических занятий! Каково соотношение теоретической и практической подготовки на вашей программе?

Вы абсолютно правы! Конечно, магистратура невозможна без фундаментального подхода, и в программе  есть дисциплины с серьезной теоретической компонентой, посвященные дискурс-анализу, семиотике, медиаменеджменту и медиамаркетингу. Но изначально мы создавали именно прикладную магистратуру, направленную на формирование практических навыков и компетенций. Если Вы посмотрите учебный план и список наших преподавателей, то можете обратить внимание, что многие курсы ведут два преподавателя - профессор/доцент Вышки и приглашенный практик.

Кроме того, важную часть в обучении занимают проекты и научно-практический семинар (на первом курсе он называется «Текст в медиасреде», на втором – «Цифровые медиа для будущего»), который в соновном состоит из мастер-классов практиков, формирующих те или иные навыки.

- Вы упомянули проекты, и интересно узнать, какова их тематика, кто становится руководителем проекта?

Тематика проектов разнообразна. В этом году студенты создавали социальные медиаролики по запросу одной из структур Приволжского инновационного медицинского университета – детского садика для детей с расстройствами аутистического спектра «Добрый сад».Проект получился достаточно масштабным, реализовывался в несколько этапов. Сначала в нижегородской Вышке состоялась панельная дискуссия со студентами «Инклюзия: мифы и реальность» с привлечением нижегородских журналистов, экспертов, сотрудников детских реабилитационных центров и медицинских учреждений. Затем был дан старт конкурсу социальных медиароликов на тему инклюзии (совместно с автором проекта «Точка доступа» О.Ю. Никитиной), в котором участвовали не только наши магистранты, но и студенты Мининского университета.

В результате удалось привлечь внимание к этой важной теме, ребята принимали участие в телевизионных программах, поездках по школам Нижнего Новгорода. И важно отметить, что мы, во-первых, создали ролики, которые используются медицинскими учреждениями города и области, а во-вторых, дали старт ежегодному конкурсу социальных роликов.

- А кто из известных практиков стал преподавателем на вашей программе?

Я с большой радостью назову имена наших практиков - известных нижегородских журналистов, редакторов, писателей, блогеров, медиатренеров: Бэла Рубинштейн, Светлана Иконникова, Дмитрий Бирман, Андрей Журавлев, Евгений Стрелков, Наталия Юдина, Анна Акилова.

- В финале нашей беседы сформулируйте, пожалуйста, кратко, кого готовит ваша программа.

 Современных специалистов, которые умеют создавать тексты, обладают знаниями актуальных мультимедийных инструментов, способных продумывать коммуникативную стратегию и осуществлять сопровождение трансмедийных проектов для издательств, культурных институций, коммерческих компаний и НКО.

Сейчас рынок труда остро нуждается в таких профессионалах. но прежде их никто не готовил целенаправленно. Именно для этой ниши мы готовим филологов и журналистов, помогая им «заточить» уже имеющиеся у них навыки и умения под требования своременности.

Программа получилась достаточно нестандартной, с привлечением большого количества практиков. На программе нет бюджетных мест, но есть гибкая система скидок (до 50%) для выпускников НИУ ВШЭ, для работающих в СМИ, в государственных муниципальных учреждениях и учреждениях социальной сферы. Уверена, что финансовые затраты поступивших окупятся приобретением востребованных и редких пока компетенций в совокупности с качественным образованием.

Подать документы на программу можно до 13 сентября включительно, поступление по конкурсу портфолио.