• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системный анализ и теория систем

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на то, чтобы познакомить слушателей с теорией систем и развить навыки системного мышления, применения системного подхода. В процессе освоения дисциплины предполагается освоение учебных материалов, ключевой литературы по системному анализу применительно к управлению организацией, выполнение группового проекта по решению выбранной проблемы в рамках принципов и инструментария системного подхода.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • узнать основные категории, идеи и принципы теории систем (применительно к менеджменту)
  • освоить инструментарий системного анализа и разработки решения проблем на основе системного подхода
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Задает вопросы по теме, самостоятельно и с помощью преподавателя ищет на них ответы, настойчив, умеет аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Умеет работать с различными видами информации для решения задач и достижения поставленной цели, способен анализировать, верифицировать информацию, оценивать ее, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию.
  • Обладает знаниями концептуального и инструментального характера в области системного анализа, способен самостоятельно осваивать материал. Умеет работать с различными видами информации для решения задач и достижения поставленной цели.
  • Знает ключевые категории и основные идеи теории систем
  • Обладает знаниями концептуального и инструментального характера в области системного анализа, способен самостоя-тельно осваивать ма-териал. Умеет рабо-тать с различными видами информации для решения задач и достижения постав-ленной цели.
  • Знает и умеет использовать инструменты системного анализа для деловых организаций. Знает границы применения управленческих воздействий на элементы организации.
  • Демонстрирует способность разрабатывать стратегии развития организации на различных уровнях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Основные понятия
    Примеры системных проблем и конфликтов – скандинавский инвестор, вывоз меда, медведь в старой клетке, история трех спутников, авария на ГЭС, функции теневой экономики в рыноч-ном хозяйстве. Диалектический и метафизический методы, основные законы диалектики. Что такое развитие? 7 стратегических изменений. От множества наблюдаемых данных – к пред-принимаемым действиям. От событий, шаблонов и стереотипов – к ментальным моделям.
  • Системное мышление и теория систем
    Ключевые слова: точка зрения, объемное зрение, взгляд: широко, глубоко, далеко, противоре-чие, конфликт, элементы, связи, границы системы, иерархия систем, динамика, развитие, управление, критерии, вероятность, риски. Общая классификация систем. Отношения теории организации, кибернетики и теории систем. Конфигурация теории систем. Система, ее функ-ция, надсистемы, подсистемы, свойства и признаки. Определение системы. Открытые и закры-тые системы. Основные системные принципы. Пример рассмотрения системы «Образование». О важности критериев. Границы системы. Резервные мощности и запасные аэродромы. 6 ти-пов мышления для 21 века. Чем занимаются системные мыслители? Стереотипы мышления и паралич идей. Бизнес-консалтинг и системное мышление. Четыре основных положения си-стемной методологии по Д.Гараедаги. Пространственные и временные рамки в теории систем. Встреча с пределом. Истории – как ключ к пониманию взаимосвязей. Примеры несистемного подхода – владельцы желдорог в Америке, «трагедия общин». Что входит в структуру систе-мы? «Болевые» точки. Статистическое мышление и теории вариабельности. Чем грозит непо-нимание теории вариабельности менеджерами? Верхний и нижний контрольные пределы как «голос» системы. Л.Берталанфи – общая теория систем. 8 уровней сложности систем по К.Боулдингу. Жесткий и мягкий системный подходы
  • Подходы, сценарии, модели
    Функционально-структурный подход. Объектно-структурный анализ. Функция, структура, процесс и внешняя среда. Процедуры системного анализа. Хаос и самоорганизация. Дефекты правил. Развивающие, поддерживающие и ослабляющие силы. Системный подход и интуиция. Методы исследования будущего. Сценарий будущего от Shell. Сценарный анализ. Как прояв-ляется кризис индустриальной фазы в области образования и познания? Образовательные си-стемы и принципы управления ими. «Петля качества» для образовательных услуг. О моделях. «Модельное» управление. Вычислительные эксперименты. Информационные модели. Приме-ры – дерево текущей реальности, системная карта строительства, ситуационные карты, мен-тальные карты, картирование психологических ситуаций и конфликтов. Понятия сценария, программы, точки возврата, инверсионной ловушки, инерции циклов и слабых сигналов.
  • Ключевые понятия, законы, теории
    Юмор и парадоксы как способ разрушения трафаретов. Человек как многоуровневая система с многоуровневыми шкалами измерений и ценностей. Неустранимая внутренняя парадоксаль-ность человеческих целей. Системы знаков. Разрывы коммуникации. Примеры – снег у эски-мосов и разница японского и американского подходов. Основные понятия – цели системы, границы, механические и «живые» системы, неопределенность как источник разнообразия. Аналитический и системный подход. Тестирование и устойчивость систем. Система как цепь, понятие слабого звена. Система как «крыша». Ошибки, отказы и патологии. Элементы (ком-поненты) системы, форма и содержание, элементы – вредители, элементы – предатели. Роль взаимосвязей. Прямая и обратная связь. Усиливающие и уравновешивающие обратные связи. Примеры реализации закона самосохранения. Закон необходимого разнообразия. Принцип эмерджентности. Принцип внешнего дополнения. Закон обратной связи. Пример – к чему приводит невнимание к жалобам. Петли обратных связей. Проблемы масштаба. Пример из теории автоматов: синтез надежных систем из ненадежных элементов. Теория хаоса и зачем она нужна менеджерам. Теория катастроф и «флаги» катастроф. Роли и задачи «фабрик мыс-ли».
  • Информация и управление
    Три ключевые области, которые нужно различать: управления, согласования и наблюдения. Системный подход в менеджменте. Что первично – ситуация или структура? Особенности управления предприятиями как системами. Роли менеджмента. Ценности и управление. Управление и проблемы. Решения как компромисс между желанными приобретениями и неиз-бежными потерями. Где важнее искать сходство, а где – различия? Три точки зрения на любую проблему. Технология решения проблем – 4 фазы. Проблемы команды (группы). Игры как воз-можность моделирования систем. Системная точка зрения на кризисы. Свойства управляемо-сти. «Решенология». Управляемость и изменения. Почему не была построена АСУ СССР? Проблемы абстракции. Что надо знать, чтобы управлять? Системные целостности. Важность процессов выработки решений. Реализуемы ли комплексные программы? Соотношение под-держки функционирования и развития (реформирования). Сравнительные характеристики мо-делей управления компаниями в 20 и 21 веке. Капризы неопределенности. Индикативная нор-мативность. Настройка систем управления. От линейного мышления – к плоскому и к про-странственному. Ментальная палитра. Чем грозит оптимизация отдельных элементов системы? Как побудить функциональных руководителей работать в интересах компании в целом? Про-цесс изменений и методы внедрения изменений. Тенденции развития современного менедж-мента – дифференциация и интеграция. Четыре способности быстродействующих организаций на примере Тойоты. Способы управления неопределенностями, ожиданиями и неожиданно-стями. Могут ли быть идеальными производство и поставка? Эволюция управленческих си-стем. Примеры – из истории второй мировой войны и новой услуги, которая дорого обошлась AT&T. Теория ограничений Голдратта – начальные шаги и пять направляющих шагов. Класси-фикация производственных инноваций по глубине (от 0 до 7 порядка). Признаки современно-го конкурентоспособного университета. Шеннон и Эшби – об информации. Данные, инфор-мация, информационные системы и информационная перегрузка. Источники информации. Пример – дорожная карта образовательных процессов.
  • Стратегическое управление и ресурсная теория
    Прессинг 4 факторов: жесткой конкуренции, быстрых перемен, рынков, на которых правит потребитель и компьютеризации. Глобальные факторы и виды целеполагания (пассивное, конкурентное, ценностное). Эволюция проблем и методов стратегического управления. Двойственность проблем стратегического управления. Пространство бизнес-инноваций по С.Прахаладу. Нужны ли «оптимальные» решения? На какие ключевые вопросы должен все время пересматривать ответы стратегический менеджер? Характеристики стратегического и оперативного подходов. Процесс формулирования стратегии по Эндрюсу. Основные стратегические методы по К.Омае, примеры из практики. Принципы стратегического управления. 7 взаимосвязанных областей инноваций. Корпоративное и венчурное управление. Понятие устойчивого конкурентного преимущества. Пять внешних двигателей перемен. Зачем нужна системная креативность в управлении? Основы ресурсной теории и концепции динамических способностей. Необходимость перманентного организационного обновления компании.
  • Системные дефекты и патологии. Ограничения системного подхода.
    Примеры из советского и российского опыта. Патологии в строении организаций. Патологии в организационных отношениях. Патологии в управленческих решениях. Патологии управ-ленческих команд. Патологии командообразования. Дезорганизация – нарушение правил по-рядка. Контрсистемные элементы. Ограничения системной методологии. Несистемные подхо-ды
  • Заключение
    Авторы, внесшие значительные вклад в развитие теории систем – в России и за рубежом. О системах и системном подходе. Угол зрения. Одновременное понимание структуры, функции и процесса. «Точка приложения рычага» и «круги по воде». Инновации на краю хаоса. Об изменениях и управлении. Нерегулярность и непредсказуемость как признаки здоровья систем. Комбинация устойчивости и хаотичности. Что такое бизнес-проектирование? О проблемах и решениях. О важности многократного переформулирования проблем. О ценностях и стратегии. Цели как фрагменты движения к ценностям. Творчество как создание (воссоздание) целостности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий опрос
  • неблокирующий конспект
  • неблокирующий конспект
  • неблокирующий презентация промежуточных результатов по проекту разработки проблемы
  • неблокирующий конспект
  • неблокирующий презентация промежуточных результатов по проекту разработки проблемы
  • неблокирующий конспект
  • неблокирующий презентация промежуточных этапов по проекту
  • неблокирующий презентация промежуточных итогов проекта
  • неблокирующий презентация промежуточных итогов проекта
  • неблокирующий презентация промежуточных итогов проекта
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий письменный, по билетам
    "Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи."
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Доклад + 0.1 * конспект + 0.1 * конспект + 0.1 * конспект + 0.1 * конспект + 0.05 * опрос + 0.2 * письменный, по билетам + 0.05 * презентация промежуточных итогов проекта + 0.05 * презентация промежуточных итогов проекта + 0.05 * презентация промежуточных итогов проекта + 0.1 * презентация промежуточных результатов по проекту разработки проблемы + 0.05 * презентация промежуточных этапов по проекту
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Волкова В.Н. — Теория систем и системный анализ в управлении организации - Издательство "Финансы и статистика" - 2009 - ISBN: 978-5-279-02933-4 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/1049
  • - Певзнер Л.Д. — Теория систем управления - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-8114-1566-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/68469
  • Агафонов, В.А. Системный анализ в стратегическом управлении : учебное пособие / Агафонов В.А. — Москва : Русайнс, 2016. — 227 с. — ISBN 978-5-4365-1308-9. — URL: https://book.ru/book/922377 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Алексеева М. Б., Ветренко П. П.-ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-304-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-00636-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-sistem-i-sistemnyy-analiz-433246
  • Белов П. Г.-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ РИСКОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-289-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-04690-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sistemnyy-analiz-i-programmno-celevoy-menedzhment-riskov-441104
  • Вертакова, Ю.В. Интеллектуальные ресурсы организации как индикатор уровня ее компетентности : монография / Вертакова Ю.В. и др. — Москва : Русайнс, 2016. — 144 с. — ISBN 978-5-4365-0788-0. — URL: https://book.ru/book/920126 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Волкова В. Н., Денисов А. А.-ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-462-Высшее образование-978-5-534-02530-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-sistem-i-sistemnyy-analiz-431153
  • Касьянов, В.С. Системный анализ в менеджменте. : учебное пособие / Касьянов В.С., Попов В.Н., Савченко И.П. — Москва : КноРус, 2019. — 298 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-06852-6. — URL: https://book.ru/book/931432 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Кочеткова А. И., Кочетков П. Н.-ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ХАОСА. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-216-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-06552-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/osnovy-upravleniya-v-usloviyah-haosa-antikrizisnoe-upravlenie-v-2-ch-chast-2-437101
  • Под общ. ред. Кузнецова В.В.-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-270-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-8591-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sistemnyy-analiz-434359
  • Попов, В.Н. Системный анализ в менеджменте : учебник / Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. — Москва : КноРус, 2015. — 302 с. — ISBN 978-5-406-04060-7. — URL: https://book.ru/book/915932 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Попов, В.Н. Системный анализ в менеджменте : учебное пособие / Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. — Москва : КноРус, 2017. — 304 с. — ISBN 978-5-406-05906-7. — URL: https://book.ru/book/927763 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности: Монография / Ю.В. Вертакова, Е.А. Алпеева, И.Ф. Рябцева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 137 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Экономика). (обложка) ISBN 978-5-16-006806-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/408680
  • Системный анализ в управлении : учеб. пособие / О.В. Булыгина, А.А. Емельянов, Н.З. Емельянова [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 450 с. — (Высшее образование). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5923d5ac7ec116.40684446. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/900361
  • Системный анализ в управлении : учеб. пособие / О.В. Булыгина, А.А. Емельянов, Н.З. Емельянова, А.А. Кукушкин ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 450 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5923d5ac7ec116.40684446. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939889
  • Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Т.Н. Тимченко. - М.: РИОР, 2008. - 161 с.: 70x100 1/32. - (Карманное учебное пособие). (обложка, карм. формат) ISBN 978-5-369-00238-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/129084
  • Системный анализ: Учебник / Корнев Г.Н., Яковлев В.Б. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 308 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01532-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538715
  • Системный анализ: учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов / Смотрова Е.Г. - Волгоград:Волгоградский ГАУ, 2015. - 152 с.
  • Тарасенко, Ф.П. Прикладной системный анализ : учебное пособие / Тарасенко Ф.П. — Москва : КноРус, 2015. — 219 с. — ISBN 978-5-406-04389-9. — URL: https://book.ru/book/916640 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию / Детмер У., - 6-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 444 с.: ISBN 978-5-9614-5290-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925443
  • Теория систем и системный анализ : учеб. пособие / А.М. Кориков, С.Н. Павлов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/904. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/935445
  • Теория систем и системный анализ / Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 644 с.: ISBN 978-5-394-02139-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415155
  • Управление проектом: комплексный подход и системный анализ : монография / О.Г. Тихомирова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 300 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/566590
  • Управление проектом: комплексный подход и системный анализ: Монография / О.Г. Тихомирова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 301 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Менеджмент). (обложка) ISBN 978-5-16-006383-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/428962
  • Управление проектом: комплексный подход и системный анализ: Монография / Тихомирова О.Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-006383-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дорман В. Н. ; под науч. ред. Кельчевской Н.Р.-ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ. РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-134-Университеты России-978-5-534-10902-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ekonomika-organizacii-resursy-kommercheskoy-organizacii-432216
  • Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации / В.П. Медведев; Институт международных экономических связей. - М.: Магистр, 2009. - 159 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0121-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/179359
  • Инновации: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, И.И. Передеряев; Под общ. ред. проф., д.т.н. А.В. Барышевой. - 3-e изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 384 с.: 60x84 1/16. (переплет) ISBN 978-5-394-00515-2, 1000 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/324469
  • Креативный менеджмент. Социальные, психологические и творческие аспекты экономики труда: Учебное пособие / Афонин А.М., Царегородцев Ю.Н., Афонина В.Е. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М,2015-272с.: 60x90 1/16.-(ВО: Бакалавриат)(Обложка) ISBN 978-5-91134-955-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/475297
  • Математическое моделирование и количественные методы исследований в менеджменте : учеб. пособие / М.Ю. Михалева, И.В. Орлова. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 296 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b03f73021f562.03199866. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/948489
  • Семенков, А.В. Методы исследований в менеджменте : учебное пособие / Семенков А.В., Завьялова Н.Б., Головина А.Н., Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Скоробогатых И.И., Дьяконова Л.П., Сагинов Ю.Л., Мельников М.С., Строганов И.А. — Москва : КноРус, 2018. — 291 с. — (для магистрантов). — ISBN 978-5-406-06214-2. — URL: https://book.ru/book/924102 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Теория ограничений в действии: Системный подход к повышению эффективности компании / Шрагенхайм Э. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 286 с.: ISBN 978-5-9614-4727-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925398
  • Управление проектом: комплексный подход и системный анализ : монография / О.Г. Тихомирова.  — М. : ИНФРА-М, 2018.— 300 с. — (Научная мысль). – www.dx.doi.org/10.12737/673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942737