• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Технологии управления человеческими ресурсами

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Акимова Анна Юрьевна


Вишневская Ольга Николаевна


Конькова Наталья Михайловна


Лукьяненко Наталья Борисовна

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является формирование у студентов специальных профессиональных компетенций в области управления персоналом. В рамках курса проводятся мастер–классы опытных HR-менеджеров нижегородских бизнес-компаний: АГАТ, АСЭ, ОРГХИМ, РЖД и др. В курсе изучаются темы: организация работы службы управления персоналом; материальное стимулирование персонала; управление здоровьем, эмоциями и стрессом; система корпоративного обучения и современные технологии обучения персонала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Технологии управления человеческими ресурсами» являются овладение технологиями управления трудовой мотивацией, внутренними коммуникациями и ценностями, эмоциональным интеллектом и обучением персонала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет современными методами и инструментами повышения трудовой мотивации персонала.
  •  Умеет управлять внутренними коммуникациями и организационными ценностями.
  • Умеет управлять внутренними коммуникациями и организационными ценностями.
  •  Владеет современными методами и инструментами повышения трудовой мотивации персонала.
  • Владеет диагностикой и методами развития эмоционального интеллекта
  • Имеет навыки организации и проведения обучения персонала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Нормативное, правовое и информационное обеспечение службы управления персоналом.
    Кадровое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Документация, регламентирующая работу подразделений управления персоналом (положение о службе и ее отделах, должностные инструкции HR). Кадровое делопроизводство. Различные формы учета персонала (кадровый учет, работа с пенсионным фондом, воинский учет, работа с центрами занятости населения) Нормативно – методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Формализация организационной структуры предприятия, создание положений о подразделениях, описание внутренних систем, регламент формирования должностных инструкций, обязательная нормативная документация. Аудит и контроллинг кадровой службы. Главные области аудита персонала. Работа с инспектирующими организациями. Структура системы стандартов семейства ИСО 9000. Аудит рабочих мест. Аудит найма. Аудит вознаграждений. Обеспечение безопасности труда. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом. Существующие на сегодняшний день системы информационного обеспечения технологий управления персоналом. Определение потребности в разработке тех или иных блоков информационного обеспечения. Подходы и рекомендации к подготовке технического задания по разработке информационного обеспечения кадровой работы.
  • Мотивационные и компенсационные системы управления персоналом
    Подходы к разработке, постановка процесса разработки зарплатных систем, порядок внедрения, контроля действенности и пересмотра. Формализация мотивационных схем. Связь мотивационных систем и результатов оценки персонала. Показатели экономической эффективности трудовых ресурсов. Возможности влияния на состояние эффективности труда. Среднесписочная численность работников, анализ численности и состава работников. Анализ движения кадров. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда. Анализ использования фонда оплаты труда. Показатели результативности труда. Определение потребности в персонале. Бюджетирование бизнес – процессов, связанных с управлением персоналом. Измерение эффективности использования затрат на персонал. Операционный и стратегический анализ затрат и результатов. Какие виды деятельности трудовых ресурсов следует калькулировать и почему? Оценка рентабельности инвестиций в трудовые ресурсы. Создание бизнес – плана по управлению персоналом
  • Внутренние коммуникации и управление на основе ценностей.
    Вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникаций в организации. Коммуникативная, регулятивная и перцептивные функции общения. Система формальных и неформальных коммуникаций. слухи в организации. Корпоративный сайт и эл. почта. Организационные ценности как основа управления. Формирование приверженности организационным ценностям. Конфликты ценностей и способы их разрешения. Основные различия цивилизационных и этнических систем ценностей.
  • Диагностика и развитие эмоционального интеллекта
    Понятие «интеллект», «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект», «эмоциональная компетентность». Теория множественного интеллекта Х. Гарднера. Модели эмоционального интеллекта П. Саловея, Д. Карузо и Д. Майера, Р. Бар-Она. Подходы к эмоциональному интеллекту Д. Гоулмана, Д.В. Люсина, Т. Бредберри. Роль и значение эмоционального интеллекта в бизнесе.
  • Современные методы оценки эмоционального интеллекта
    Современные методы оценки эмоционального интеллекта: MSCEIT V2.0 Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, ТЭИ (тест эмоционального интеллекта) Е.А. Сергиенко и Е.А. Хлевной, тест эмоциопросник Р. Бар-Она (Bar-On Emotional Quotient Inventory, EQ-i), методика «Эмоциональный интеллект- 2» В.В. Одинцовой, методика МЭИ М.А. Манойловой, методика Н. Холла, тест эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. Люсина, видеотест на распознание эмоций (Овсянникова В.В, Люсин Д.В.). Методы диагностики отдельных аспектов эмоционального интеллекта (опросник поведения и переживания, связанного с работой AVEM (У.Шааршмидт, А. Фишер), тест диагностики алекситимии TAS, методика “Диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко, методика диагностики социальной эмпатии, методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко), методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК), самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н.П. Фетискина), методика невербальной диагностика эмоциональных состояний (А.О. Прохоров).
  • Понятия аффект, эмоции, чувства, настроение.
    Понятия аффект, эмоции, чувства, настроение. Психологические теории эмоций: Теория Чарльза Дарвина, Биологические теории эмоций (теория П.К. Анохина, теория Э.Даффи, теория У. Джемса - Г. Ланге, Теория У.Б. Кеннона), Психоаналитическая теория Фрейда, Мотивационная теория эмоций Р.У. Липера. Когнитивные теории эмоций (теория Арнольда, теория С. Шехтера, теория Л. Фестингера, теория Дж. Келли, Теория П.В. Симонова), адаптационная теория эмоций Р. Плутчика. Теория дифференциальных эмоций К. Э. Изарда, теория эмоций А.Н. Леонтьева. Подходы к классификации эмоций (А.Н. Леонтьев, К. Изард, П. Экман, Р. Путчик). Идентификация эмоций и их интенсивности. Вербализация эмоций и чувств. Способность использовать эмоции: влияние эмоций на мыслительный процесс. Соотнесение эмоций с решаемой задачей.
  • Понимание эмоций.
    Понимание эмоций. Управление собственным эмоциональным состояние и эмоциональным состоянием других людей. Способность к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Способность выяснять, что обозначает эмоция, через их анализ. Использование данной способности для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций. Техники управления эмоциями и чувствами на основе принципов целеполагания, цивилизованного влияния, принятия эмоций (реактивные и проактивные методы снижения/повышения интенсивности эмоций).
  • Развитие эмоционального интеллекта персонала
    Развитие эмоционального интеллекта персонала: практики развития и управления эмоциональным интеллектом в российских и зарубежных компаниях. Эмоциональный интеллект и организационная культура. Понятие группового коэффициента эмоционального интеллекта. Системный подход к проектированию системы управления эмоциональным интеллектом на предприятии. Современные технологии обучения и развития эмоционального интеллекта персонала (тренинг, коучинг, наставничество). Принципы тренинга эмоциональной компетентности по Д.Гоулману (разработка тренинга на основе систематической оценки потребностей, проверка готовности участников и их мотивация, фокусирование на ясных и достижимых целях, организация системы поддержки и поощрения применения новых навыков и др.). Основные компоненты программ развития эмоционального интеллекта: когнитивные способности и поведенческие навыки. Оценка эффективности программы. Развитие эмоционального интеллекта как фактор психологического здоровья и профилактика травматических расстройств. Роль HR – менеджера и линейных менеджеров в развитии эмоционального интеллекта сотрудников.
  • Потребности персонала в обучении.
    Диагностика потребностей персонала в обучении: текущая ситуация в компании, стратегические цели компании, потребности в обучении. Модель системы корпоративного обучения: разработка в компании Политики в области обучения персонала, матрица зон ответственности по подготовке персонала.
  • Формы и виды обучения в компании
    Формы и виды обучения: плановое и внеплановое; индивидуальное и корпоративное; внешнее и внутреннее. Особенности разных видов обучения: внутрипроизводственная подготовка рабочих; внутренние теоретические и практические занятия; внутренние семинары и тренинги; участие работников во внешних семинарах и тренингах; профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников во внешних образовательных учреждениях; участие работников в конференциях, выставках, симпозиумах и пр. информационно-консультационных мероприятиях; система дистанционного обучения
  • Организация обучения
    Определение стратегической значимости отдельных категорий персонала: программы для рабочих; программы для специалистов; программы для линейных менеджеров и менеджеров среднего звена; особенности обучения топ-менеджмента. Вопросы организации обучения: составление годовых заявок и формирование годового плана; учебные центры, отделы обучения, корпоративные университеты (функционал, задачи, структура); должностные обязанности менеджеров по обучению; внутренние преподаватели и система наставничества; анализ внешних поставщиков услуг и выбор провайдеров; мотивация сотрудников к обучению.
  • Бюджет и оценка результатов обучения
    Формирование бюджета на обучение: виды статей затрат на обучение; влияние выбора методов обучения на затраты. Регистрация результатов обучения и ведение документации. Критерии эффективности обучения: качественные, количественные; оценка эффективности обучения с помощью метода Киркпатрика; разработка анкет для оценки эффективности обучения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Оценка аудиторной активности студентов
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Оценка аудиторной активности студентов
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Оценка аудиторной активности студентов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кларин М. В. - КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-02811-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnyy-trening-nastavnichestvo-kouching-437296
  • Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 301 с.: ISBN 978-5-9614-5607-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926931

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гоулман Д. - Эмоциональный интеллект в бизнесе - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 512с. - ISBN: 978-5-91657-729-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62190
  • Гоулман Д. - Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 560с. - ISBN: 978-5-91657-684-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62099
  • Лукашевич В.В., Одегов Ю.Г. под ред. - Управление человеческими ресурсами (для бакалавров) - КноРус - 2015 - 222с. - ISBN: 978-5-406-04198-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916531
  • Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): Монография / Б.М. Генкин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-215-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/246229
  • Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 351 с. - (Интеграция академической и университетской психологии). - ISBN 978-5-9270-0153-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059149
  • Управление развитием человеческих ресурсов: Монография / Т.В. Зайцева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 128 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-16-005596-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/304426
  • Управление человеческими ресурсами: Учебник / Б.М. Генкин, И.А. Никитина. - Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 464 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-376-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/405393
  • Фишер Р., Шапиро Д. - Эмоциональный интеллект в переговорах - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-00057-366-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62380
  • Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации : монография / Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 259 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/mono-graphy_5b9b7045595fd8.85318460. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/972076
  • Эмоциональный интеллект: Учебное пособие - М.:Альпина Пабл., 2016. - 188 с.: ISBN 978-5-9614-5793-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926950