• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология научных исследований в менеджменте

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Акимова Анна Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методология научных исследований в менеджменте» направлена на освоение студентами современной методологии научных исследований в сфере менеджмента; на формирование навыков систематизации, статистической обработки и анализа структурированных и неструктурированных данных в области менеджмента с использованием современных компьютерных программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами современной методологией научных исследований в сфере менеджмента;
  • формирование навыков систематизации, статистической обработки и анализа структурированных и неструктурированных данных в области менеджмента с использованием современных компьютерных программ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует цель, предмет, объект, задачи, гипотезы исследования в сфере менеджмента
  • Классифицирует данные по типу, шкале измерений.
  • Имеет представление о подходах к анализу неструктурированных данных, об основах Семантического и Digital анализа.
  • Решает практические задачи по анализу структурированных данных, проводит анализ результатов исследований. Имеет представление о подходах к анализу big data
  • Проводит статистическую обработку первичных данных, представляет результаты в виде графиков и таблиц,
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Менеджмент как наука
    Менеджмент – наука о правильном и эффективном управлении. Структура исследования, основные подходы к исследованиям, виды научных исследований. Понятие объекта и предмета исследования. Формулирование темы и цели научного исследования. Специфика объекта и предмета исследования в сфере менеджмента.
  • Анализ данных. Понятие, структура, виды, области применения.
    Принципы и общая схема анализа данных. Извлечение и визуализация данных. Интеллектуальный анализ данных, топологический анализ данных, разведочный анализ данных. Понятие о технологии Data Mining. Реализация в пакетах прикладных программ. Сетевые технологии Data Mining. Специфика анализа данных в менеджменте и использование информации для принятия управленческих решений.
  • Анализ неструктурированных данных. Семантический, Digital анализ.
    Методы сбора неструктурированной информации. Контент анализ. Частотный анализ. Методы обработки номинативных данных. Сравнительный анализ распределения данных с использованием компьютерной программы IBM SPSS STATISTICS. Семантический анализ: понятие, структура, смысловая единица текста. Выделение ключевых фраз, смысловых единиц, фактов, упоминаний персон, организаций, событий и др. из неструктурированных текстовых данных. Digital анализ- цифровой анализ и аудит эффективности компании в вебе, соцсетях, приложениях и пр. Преимущества и недостатки внедрения цифровых технологий для анализа эффективности компаний. Перспективы применения Digital анализа в принятии управленческих решений.
  • Анализ структурированных данных. Анализ «Больших данных» (big data).
    Классификация задач, приводящих к обработке структурированных данных. Определение понятия «измерение». Признаки и переменные в социальныхисследованиях. Виды и примеры шкал по С. Стивенсу. Стандартные законы распределения данных. Использование асимметрии и эксцесса для оценки нормальности распределения. Проверка статистических гипотез. Проведение анализа одномерных данных с использованием компьютерной программы IBM SPSS STATISTICS. Подбор метода анализа многомерных данных в зависимости от поставленной научной задачи в сфере управления. Корреляционный анализ. Основные понятия, задачи, область применения. Понятие силы и направления корреляционной связи. Проведение корреляционного анализа с использованием компьютерной программы IBM SPSS STATISTICS. Факторный анализ. Основные понятия, задачи, область применения. Методы факторного анализа. Подбор оптимального количества факторов. Проблема простой структуры. Вращение факторов. Интерпретация факторной матрицы. Кластерный анализ. Основные понятия, задачи, область применения. Методы и алгоритмы кластерного анализа. Формы представления результатов анализа. Интерпретация результатов кластерного анализа. Понятие «big data», история развития, источники получения данных, отличие от статистических данных. Методы анализа и обработки «big data», программные платформы обработки данных, примеры использования в менеджменте, маркетинге, в области предоставления сервисных услуг. Использование «big data» в HR-процессах. Бизнес-аналитик: сфера обязанностей, требования к профессиональным и личностным качествам.
  • Методы исследований в менеджменте
    on-line курс на платформе «Открытое образование», https://openedu.ru/course/msu/METHODSMANAGMENT/
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание по разделу «Менеджмент как наука»
  • неблокирующий письменное домашнее задание по разделу «Анализ данных. Понятие, структура, виды, области применения»
  • неблокирующий Доклад по теме с презентацией
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий прохождение on-line курса
  • неблокирующий тест
  • неблокирующий Письменное домашнее задание по разделу «Менеджмент как наука»
  • неблокирующий письменное домашнее задание по разделу «Анализ данных. Понятие, структура, виды, области применения»
  • неблокирующий Доклад по теме с презентацией
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий прохождение on-line курса
  • неблокирующий тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Доклад по теме с презентацией + 0.3 * контрольная работа + 0.05 * письменное домашнее задание по разделу «Анализ данных. Понятие, структура, виды, области применения» + 0.05 * Письменное домашнее задание по разделу «Менеджмент как наука» + 0.2 * прохождение on-line курса + 0.2 * тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Байбородова Л. В., Чернявская А. П. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-06257-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-437120
  • Черткова Е. А. ; Под общ. ред. Чертковой Е.А. - СТАТИСТИКА. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 195с. - ISBN: 978-5-534-01429-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statistika-avtomatizaciya-obrabotki-informacii-437242

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Берикашвили В. Ш., Оськин С. П. - СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ, ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И СЛУЧАЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-09216-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statisticheskaya-obrabotka-dannyh-planirovanie-eksperimenta-i-sluchaynye-processy-427449
  • Дятлов, А.В. Анализ данных в социологии : учебник / А.В.Дятлов, Д.А.Гугуева ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. - 226 с. - ISBN 978-5-9275-2690-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1039664
  • Интеллектуальный анализ данных и систем управления бизнес-правилами в телекоммуникациях: Монография / Р.Р. Вейнберг. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 173 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-011350-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/520998
  • Карпова С. В., Мхитарян С. В., Русин В. Н. ; Под общ. ред. Карповой С.В. - МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-05522-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovyy-analiz-teoriya-i-praktika-438593
  • Компьютерные технологии анализа данных в эконометрике: Монография / Д.М. Дайитбегов. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - XIV, 587 с.: 70x100 1/16. - (Научная книга). (переплет) ISBN 978-5-9558-0275-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/365692
  • Космин В.В. Основы научных исследований (Общий курс) : учеб. пособие / В.В. Космин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 227 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Магистратура). — https://doi.org/10.12737/12140. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/910383
  • Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. - ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 251с. - ISBN: 978-5-9916-3369-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/issledovanie-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-426173
  • Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. - СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 311с. - ISBN: 978-5-534-11061-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statisticheskie-metody-v-psihologii-444426
  • Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-004240-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/257371
  • Методология научного исследования : учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/357. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944389
  • Методы и средства комплексного статистического анализа данных : учеб. пособие / А.П. Кулаичев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 484 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/25093. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/975598
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/171299
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002113-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/136303
  • Много цифр. Анализ больших данных при помощи Excel / Форман Д.; Пер. с англ. Соколовой А. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 461 с.: 84x108 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9614-5032-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/551044
  • Могильчак Е. Л. ; под науч. ред. Меренкова А.В. - МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 117с. - ISBN: 978-5-534-08487-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-sociologicheskogo-issledovaniya-vyborochnyy-metod-438079
  • Статистический анализ данных в MS Excel : учеб. пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/2842. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/987337
  • Статистический анализ данных, моделирование и исследование вероятностных закономерностей. Компьютерный подход / Б.Ю. Лемешко, С.Б. Лемешко, С.Н. Постовалов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 890 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-103267-1 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/515227
  • Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
  • Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов / А.А.Томпсон, Дж. А. Стрикленд ; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — Москва : Банки и биржи ; ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027299 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027299
  • Численный вероятностный анализ неопределенных данных/ДобронецБ.С., ПоповаО.А. - Краснояр.: СФУ, 2014. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3093-4