• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Методология и методы исследований в политической лингвистике"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен знать 1) основные лингвистические методы исследования текста 2) ключевые принципы международной системы академического письма на английском и русском языках (основные принципы построения научного текста; принципиальные отличия научного текста от публицистического; международные нормы и требования, предъявляемые к научному тексту) 3) принципы отбора, анализа и синтеза информации для проведения самостоятельного исследования 4) правила эффективной презентации результатов исследования. Студент должен знать уметь: организовывать процесс поиска научных данных 1) формулировать научную проблему и строить собственную исследовательскую программу 2) логически упорядочивать текст и организовывать его элементы 3) пользоваться различными моделями и технологиями академического письма в работе над текстом 4) выдвигать и обосновывать собственную гипотезу, формулировать тезис и выстраивать текст от гипотезы к выводам 5) критически оценивать, отбирать, обобщать и использовать информацию из различных источников 6) беспристрастно, объективно и обоснованно проводить собственную линию доказательств на основе логики и фактов, избегая различных видов плагиата 7) использовать различные типы логического порядка и методы аргументации 8) писать синтаксически согласованный и логически связный текст 9) выражать свои мысли ясным и точным языком 10) уметь распределять обязанности и осуществлять самоконтроль за качеством результатов исследования при выполнении командных заданий 11) уметь грамотно, доступно и успешно презентовать свою работу на разных информационных и исследовательских площадках с различными целями 12) владеть: 13) навыками работы в исследовательской команде 14) технологиями генерации собственных идей 15) навыками создания связного и логически упорядоченного текста 16) навыками построения академических текстов различных жанров на основе моделей (экспертно-аналитических обзоров, научных статей, докладов, синопсиса курсовой работы на английском языке, и пр.) 17) навыками использования критериев оценки академического текста в применении к своему и чужому тексту 18) навыками исправления сложных синтаксических и логических ошибок Изучение дисциплины «Методология и методы исследований в политической лингвистике» базируется на знании основ теории языка. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть английским языком по международной шкале CEFR не ниже уровня В2. Основные положения научно-исследовательского семинара будут использованы в дальнейшем при изучении теоретических дисциплин, проведении собственного исследования, написания курсовой работы и синопсиса курсовой работы на английском языке. НИС призван сформировать у студентов четкое представление о структуре лингвистического исследования, его теоретико-методологическом основании, совокупности и иерархии применяемых методов, а также об объективном материале для него. Таким образом, НИС неизбежно связан с другими дисциплинами цикла: «Формальные модели в лингвистике», «Функциональные модели в лингвистике», «Лингвистический анализ текста» и др. В частности, студенты должны усвоить, что теоретико-методологическое основание исследования должно обусловливаться его целями и задачами, быть сугубо лингвистическим, следовать конкретной лингвистической школе и развивать ее, а методы других наук могут быть применяться только как вспомогательные, факультативные. Интеграция близких подходов может осуществляться исключительно на лингвистических началах. В ходе НИС у студентов формируется четкое понимание того, что автоматизированные средства лингвистического анализа не могут использоваться ради самих себя: они подчинены целям и задачам исследования и вторичны по отношению к традиционным лингвистическим моделям. Результаты автоматизированного анализа подлежат интерпретации и ранжированию, а также должны подтверждать или опровергать основную гипотезу исследования. НИС призван дать практическое применение теоретическим знаниям, полученным на курсах «Формальные модели в лингвистике» и «Функциональные модели в лингвистике», т.е. студенты в ходе практической работы учатся тому, что в модели, лежащей в основе их исследования, должны быть в явном виде и однозначно заданы исходные объекты, связывающие их отношения и правила обращения с ними. Применяемая ими модель должна также обладать объяснительной силой, т.е. не только объяснять факты или данные экспериментов, необъяснимые с точки зрения уже существующей теории, но и предсказывать неизвестное раньше, хотя и возможное поведение оригинала, которое должно позднее подтверждаться экспериментальными данными. Наконец, в ходе НИС студенты на практике знакомятся с принципами и критериями отбора практического материала для объективного лингви
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка магистров, специализирующихся в области политической лингвистики, к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен сформулировать исследовательскую проблему, гипотезу, определить задачи исследования и оптимальные методы их решения.
  • Способен создать академический текст, демонстрирующий владение лингвистическими и металингвистическими компетенциями (логика, анализ, критическое мышление, объективность, и т.п.)
  • Способен выбрать эффективный способ презентации проекта своего исследования
  • Демонстрирует навыки ведения академической дискуссии на английском языке.
  • Способен различать естественнонаучную и гуманитарную парадигмы, количественные и качественные методологии. Определять тип исследования.
  • Способен осуществить грамотный лингвистический анализ текста на всех уровнях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология научного познания. Культура, структура и литература: границы научного и ненаучного
    1. Принципы и структура научного исследования. 2. Методологические основы исследований в лингвистической науке. 2. Выбор и обоснование темы исследования.
  • Академический текст как система: от постановки исследовательского вопроса к готовому продукту
    1. Письмо как процесс, продукт и практика. 2. Технологии организации процесса письма и генерации идей. 3. Организация целого текста. 4. Логические и синтаксические проблемы академического и научного текста
  • Устная коммуникация в академической среде (конференции, семинары, выступления, дискуссии)
    1. Особенности устной коммуникации в академической среде. 2. Жанры устной академической коммуникации. 3. Адаптация письменного текста к устному выступлению. 4. Презентация результатов исследования на английском языке. 5. Организация текста. Невербальное поведение. 6. Слайды. 7. Удержание внимания аудитории.
  • Лингвистические методы исследования текста: теория и практика
    1. Структурализм и уровни языка, их реализация в связном тексте, движение от низшего уровня к высшему и наоборот; 2. Средства репрезентации авторской интенции и достижения текстовой когезии на всех уровнях: от фонетического до сверхтекстового; 3. Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте; 4. Информативность текста; 5. Глубина прочтения текста; 6. Информационно-структурные и стилистические характеристики текста; 7. Стиль и субъязык текста как средства реализации его конструктивной идеи; 8. Методы и приемы семантико-когнитивного описания концептов, вербально репрезентированных в тексте; 9. Моделирование концептов; 10. Когнитивная метафора как средство формирования концепта; метафорические модели; семантическое описание метафоры; 11. Языковая личность, представленная в тексте, аспекты ее анализа; компонентный анализ; семный анализ, интерпретирующая семантика; 12. Понятие сверхтекста как инварианта для группы текстов и как репрезентанта культурной константы; 13. Текстема как единица языка: возможности ее выделения и связанные с этим проблемы; дискурс-анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание синопсиса курсовой работы на английском языке
  • неблокирующий Вопросы теста и практические задания
  • неблокирующий Лингвистический анализ текста
  • неблокирующий Презентация и защита синопсиса курсовой работы на английском языке
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Вопросы теста и практические задания + 0.3 * Лингвистический анализ текста + 0.2 * Написание синопсиса курсовой работы на английском языке + 0.2 * Презентация и защита синопсиса курсовой работы на английском языке
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Арнольд И.В. — Основы научных исследований в лингвистике - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-2964-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/102543
  • - Земская Ю.Н., Качесова И.Ю., Комиссарова Л.М. — Теория текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0841-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/84338
  • Academic Vocabulary for Social Sciences=Академическая лексика социальных дисциплин, учебное пособие, 302 с., Короткина, И. Б., 2016
  • Бессонов Б. Н.-ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-293-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-04523-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-431147
  • Короткина И. Б.-АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (B1–B2) + ДОП. МАТЕРИАЛЫ В ЭБС. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-229-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-03344-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/angliyskiy-yazyk-dlya-gosudarstvennogo-upravleniya-dop-materialy-v-ebs-433163
  • Короткина, И. Б. Academic Vocabulary for Social Sciences = Академическая лексика социальных дисциплин [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ И.Б. Короткина ; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (I файл pdf: 305 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. —Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1486-3. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018922 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018922
  • Меняйло В. В., Тулякова Н. А., Чумилкин С. В.-АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ЛЕКСИКА. DEVELOPING ACADEMIC LITERACY 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-240-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-01656-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/akademicheskoe-pismo-leksika-developing-academic-literacy-437602
  • МЕРКУРЬЕВА ВЕРА БРОНИСЛАВОВНА. (2015). Лингвистический Анализ Художественного Текста. Crede Experto: Транспорт, Общество, Образование, Язык, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16984526
  • Язык. Познание. Коммуникация, пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова ; сост. В. В. Петрова ; вступ. ст. Ю. Н. Караулова, В. В. Петрова, 2-е изд., 310 с., Ван Дейк, Т. А., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Данилов, А. Н., Бурова, С. Н., Кучко, Е. Е., Терещенко, О. В., & Курилович, Н. В. (2011). МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ № ТД-Е.376/тип. ; Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 05 Социология. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D6C673F
  • История и философия науки, учебное пособие, 432 с., Бучило, Н. Ф., Исаев, И. А., 2012
  • Короткина И.Б. (n.d.). Оценка академического и научного текста в трех измерениях академической грамотности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fotsenka-akademicheskogo-i-nauchnogo-teksta-v-treh-izmereniyah-akademicheskoy-gramotnosti
  • Лавриненко В. Н., Путилова Л. М.-ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров-М.:Издательство Юрайт,2019-251-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-3369-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/issledovanie-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-426173