• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискурс, идеология и политэкономия. Опыт участия в зимней школе Discourse Net

С 17 по 19 января 2017 года в университете г. Валенсия (Испания) прошла третья международная школа по дискурс-анализу, участницей которой стала выпускница магистерской программы «Политическая лингвистика» Ирина Миронова.

Ирина Мироновы, выпускница МП «Политическая лингвистика», участница международной зимней школы:

Участие в краткосрочных зимних-летних-осенних-весенних школах, организованных университетами и исследовательскими центрами, для европейского студента – обычное дело. Многие переезжают с семинара на семинар, со школы на воркшоп, из одного конца Европы  в другой – хвала безвизовому пространству и лоукост-авиалиниям. Школ множество, что называется, на любой вкус и цвет. Чем бы ты ни занимался, и как бы ни звучала тема твоей курсовой или диссертации – ты обязательно найдешь школу или семинар, подходящую тебе по исследовательским интересам. Российскому студенту собраться на зарубежную школу не так просто, как минимум из за курса евро, но отчаиваться тоже не стоит. Хорошенько погуглив по запросу “summer school linguistics“, например, можно найти семинары с конкурсом на бесплатное обучение. Реже, но иногда встречаются и школы с трэвел-грантами.


Фото 1. Ирина Миронова на защите проектов

Мне удавалось дважды пройти конкурс на краткосрочную школу от международного сообщества Discourse Net. В первый раз – в прошлом году, в компании одногруппниц с «Политической лингвистики» – Надежды Александровой и Екатерины Щербаковой, и второй раз в этом году, уже в гордом одиночестве. Школа предполагает бесплатное обучение для всех, кто прошел отборочный тур. Что уже приятно, ведь в среднем оргвзносы на подобные события составляют около 500-700 евро с носа.

Discourse Net – это исследовательская сеть, объединяющая специалистов, занимающихся анализом дискурса в различных областях: антропологии, социологии, лингвистике, политологии, истории, философии и др. Причем, это люди из множества стран и образовательных институций. Поэтому мероприятия Discourse Net проходят всякий раз в новом месте. Так было и с моими школами – обе они проходили в Испании, но одна в Памплоне, а другая – в Валенсии, на другом конце страны. (О предыдущей школе – см. https://nnov.hse.ru/news/179736032.html).

В отличие от практической направленности предыдущей школы на освоение компьютерных программ, фокус новой школы был теоретическим. Ее тема звучала как «Discourse, Ideology, andPoliticalEconomy»,и содержание отражало комплексный подход к упомянутым объектам в марксистской перспективе – исследование идеологии и дискурса в тесной связи с изучением экономических вопросов. Каждый день школы был посвящен одной из обозначенных в заголовке тем. Он начинался с лекционной части, затем шли доклады участников и отзывы на них.

В этом также было отличие от предыдущей школы, которая проводилась скорее в форме воркшопа, где участники изучали программы и слушали лекции. В этот раз формат напоминал конференцию – нужно было подготовить проект, защитить его, ответить на вопросы – и, кроме того, написать отзыв на проект другого участника. В результате каждый получал как минимум два отзыва – от эксперта и от другого «школьника», не считая вопросов из зала.

Оказалось, что подготовить отзыв  было одной из самых сложных задач. Мне достался доклад аспиранта-философа из Израиля на тему марксистской критики дискурса о справедливом распределении. Непросто написать адекватный отзыв на тему, в которую ты, мягко говоря, не погружен. Но все возможно. В целом, опыт участия в школе помог мне относительно безболезненно разобраться в том, каково это – поучаствовать в международной конференции. Потому что единственным отличием от «настоящей» конференции тут было намерение каждого слушателя помочь тебе улучшить, доработать свой проект. Это был такой «коллективный мозг».

Кроме того, работа на школе включала дискуссионные формы. В группах мы обсуждали теоретические проблемы: что такое идеология? Какие на сегодняшний день существуют подходы к ее пониманию? Какие вопросы могут быть заданы в контексте ее изучения? Какие проблемы могли бы быть сформулированы на пересечении исследований идеологии, политэкономии и дискурса? Все эти вопросы кажутся довольно общими, но поставленные в группе исследователей из совершенно разных областей, они приводили к неожиданным выводам. Кроме того, для меня это было интересно вдвойне – я была одной из немногих выпускников-магистрантов на школе.

Как и в прошлый раз, отбор прошли в основном PhD-студенты и молодые преподаватели, поэтому уровень дискуссий был далеко не студенческим.  Каждая дискуссия сопровождалась майндмэппингом – картографированием идей, и впоследствии нужно было защищать получившиеся схемы.


Фото 2. Наглядные результаты дискуссии с майндмэппингом на тему исследований идеологии

Безусловно, интересной была не только дискуссионно-презентационная часть. Лекции на школе прочли преподаватели из ведущих европейских университетов. Профессор Йоханнес Ангермюллер  (Уорикский Университет и Высшая школа социальных наук в Париже) рассказал о производстве ценности в дискурсе и позиционировании субъектов. Доктор Бенно Херцог (Университет Валенсии) и Йоханнес Битц (Уорикский Университет) презентовали марксистские подходы к изучению идеологии как ложного сознания или, напротив, явления материального характера. Доктор Йенс Маэссе (Гисенский университет имени Юстуса Либиха) рассказал о современных направлениях в политэкономии, а доктор Амели Куттер (Европейский университет Виадрина) – об исследованиях гегемонии. Ключевым спикером и почетным гостем на школе был Боб Джессоп - заслуженный профессор Ланкастерского Университета, известный в первую очередь своими работами по теории Государства. На школе он прочел лекцию об Антонио Грамши.

По итогам школы, одним из главных выводов, который я вынесла для себя, и который можно воспринять как подобие совета магистрантам – тщательно сопоставлять тему и аннотацию интересующего семинара, а также исследовательские интересы организаторов с темой своего собственного исследования. Задавать вопросы: насколько это мой контекст? Будет ли моя тема интересной в этом исследовательском поле?  Могу ли я получить здесь конструктивную обратную связь? То есть, выбирая краткосрочную программу, стоит обращать особое внимание не столько на университет-организатор, сколько на исследовательское сообщество.

Фото 3. Профессор Боб Джессоп на лекции об Антонио Грамши

Для меня школа в Валенсии была именно таким точным попаданием. Тема моего проекта идеально подходила к проблематике школы, и принята была хорошо. Не говоря о  критических комментариях и советах, пользу от которых сложно переоценить - даже предварительная подготовка проекта была продуктивной. Задавая себе вопросы из серии: «а как эта интерпретация может быть воспринята?»  или «какими будут потенциальные возражения?», и находя ответы на них, можно с совершенно новой стороны взглянуть на свою тему и переосмыслить ее теоретические предпосылки.

Кроме того, это точное попадание в сферу интересов помогло мне пройти непростой конкурсный отбор (организаторы получили огромное количество заявок), и получить приглашение в международную исследовательскую группу DIPE (Discourse, Ideology and Political Economy), что означает дополнительные возможности для публикации и участия в научных событиях.

Ну а, пожалуй, главное, что мне дала зимняя школа Discourse Net – комплексное видение того исследовательского поля, в котором я делаю первые шаги и предпринимаю попытки сориентироваться. Что касается общего уровня - после магистратуры «Политическая лингвистика» работы зарубежных магистрантов и аспирантов не кажутся совсем уж запредельными и заоблачными – научиться задавать актуальные вопросы и применять современные методы вполне можно и здесь, в Нижнем. Но возможность посмотреть, как работают коллеги по всему миру, как они планируют и осуществляют свои проекты – крайне важна. Этот опыт помогает сориентироваться в научном контексте, не замыкаться в рамках какой-то определенной традиции, взглянуть на свое исследование со стороны и получить обратную связь.

 

За фотографии к этому материалу благодарю Мохамеда Дуфи.