• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги второй школы по дискурс-анализу

24 ноября на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ-Нижний Новгород прошла Вторая осенняя школа по дискурс-анализу «Возможности критического дискурс-анализа в изучении гендера: Тен ван Дейк и «женский вопрос». Эта школа стала второй в серии школ, которые планируется посвятить такому востребованному сейчас методу исследования политических и медийных текстов, как дискурс-анализ.

Осеннюю школу открыла заместитель директора НИУ ВШЭ-Нижний Новгород профессор Н.Э.Гронская. Затем интерактивную лекцию на тему «Что может дать лингвисту и политологу изучение политических текстов как дискурса: критический дискурс-анализ» провела специалист по дискурс-анализу, автор публикаций в изданиях ведущих британских издательств Cambridge University Press и Taylor&Francis, доцент департамента социальных наук Н.Н.Морозова. Участники школы узнали о том, что такое дискурс, когда и почему этот новый термин появился в лингвистике и что может дать политологу и лингвисту изучение политических текстов как дискурса. На лекции участникам также были представлены основные положения одного из наиболее популярных и разработанных направлений дискурс-анализа – критического дискурс-анализа.

Отличительной чертой наших школ являются мастер-классы, в рамках которых магистранты программы «Политическая лингвистика» знакомят слушателей школы с конкретными методиками анализа текстов различных тематик и жанров. Вторая осенняя школа по дискурс-анализу не стала исключением. Магистрантки 2 курса Ульяна Тимина и Ольга Иванова провели для слушателей осенней школы мастер-класс ««Репрезентация проблемы сексуальных домогательств в текстах СМИ  с позиций критического дискурс-анализа»». В рамках мастер-класса участникам была представлена методика анализа репрезентации притесняемых социальных групп в политических и медийных текстах, разработанная известным голландским исследователем дискурса Тёном ван Дейком.

Получив от ведущих мастер-класса раздаточный материал, слушатели школы получили возможность самостоятельно, «своими руками» поработать с текстами СМИ и попытаться выявить способы реализации социальной власти на уровне структурной и тематической организации текста. В процессе оживленной дискуссии и под чутким руководством магистрантов-второкурсников участникам школы удалось провести сравнительный анализ двух медийных текстов и выявить в них примеры стереотипной репрезентации женщин как социальной группы.

Конечно, за одно занятие, даже если это мастер-класс, не освоить всех тонкостей и нюансов методики, но мы надеемся, что такой опыт совместного поиска ответов на вопросы и возможность увидеть новое в привычном вызвали у наших гостей интерес к магистерской программе «Политическая лингвистика». Будем рады видеть их и всех желающих на нашей весенней школе в 2019 г.