• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

Научно-исследовательский семинар (НИС) является одной из ключевых формой организации научно-исследовательской работы студентов магистерской программы «Политическая лингвистика». НИС нацелен на усиление исследовательской составляющей впроцессе обучения по магистерской программе в НИУ ВШЭ и на выработку у студентовисследовательских компетенций и соответствующих практических навыков, что соответствует приоритетам развития Высшей школы экономики как национальногоисследовательского университета.
Данный документ определяет цели, порядок организации и основные формы проведениянаучно-исследовательского семинара. Он развивает принципиальные положения, сформулированные в «Новых принципах построения магистерских программ в ГУ-ВШЭ»,принятых Ученым советом ГУ-ВШЭ в феврале 2007 г.

Цель и задачи научно-исследовательского семинара 
Основная цель научно-исследовательского семинара — подготовка магистрантов, специализирующихся в области политической лингвистики, к самостоятельной научно-исследовательской и проектно-организационной работе.

Основные задачи научно-исследовательского семинара:
• ориентировать в методологических и методических проблемах, релевантных прикладным исследованиям в области политического;
• представить направления и методы социальных исследований применительно к междисциплинарным проектам политической лингвистики;
• сформировать навыки научного поиска, в том числе в ситуации аморфной научной проблемы;
• сформировать навыки артикуляции и операционализации научной проблемы, а также навыки построения исследовательской программы;
• содействовать развитию умений работать в исследовательской команде, распределять обязанности и осуществлять контроль за качеством результатов исследования;
• содействовать развитию коммуникативных и экспертных навыков при обсуждениинаучных вопросов, в научных дискуссиях;
• содействовать развитию навыков подготовки экспертно-аналитических обзоров, научных статей и докладов;
• содействовать развитию навыков успешной презентации результатов исследования на разных научных площадках с различными целями.

Основные принципы научно-исследовательского семинара:
• научно-исследовательский семинар организован в форме нескольких самостоятельно функционирующих исследовательских мастерских;
• научная проблема, тема и программа исследования формулируются каждой исследовательской мастерской самостоятельно и свободно, ориентируясь на актуальные проблемы современности, общую «тему учебного года» и учебную задачу, поставленную ведущим преподавателем НИС; таким образом, деятельность исследовательской мастерской максимально приближена к реальной научной работе и поиску нового научного знания;
• исследовательский инструментарий мастерской разрабатывается с учетом достижений IT-технологий в прикладной политологии, социологии и политической лингвистике;
• работу исследовательской мастерской сопровождает ведущий преподаватель, осуществляя взаимодействие с координатором исследовательской мастерской;
• результаты работы исследовательской мастерской представляются на внутренних ивнешних научных площадках (конференции, научные семинары и т.п.).

Порядок организации научно-исследовательского семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1-4 модулей первого года обучения и 1-4 модулей второго года обучения. На протяжении всего периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящихзанятия, в соответствии с порядком, установленным в НИУ ВШЭ.

На первых занятиях НИС студенты получают задание и разделяются на исследовательские мастерские согласно своим установкам и приоритетам (и в 1 год обучения, и во 2 год обучения). В исследовательских мастерских происходит выбор лидера (координатора для контактов с преподавателем) и запускается процесс научного поиска. Исследовательская мастерская определяет научную проблему, формулирует тему, описывает и реализует программу исследования. Посещаемые лекции и семинары содействуют содержательно самостоятельной работе студентов. В конце года исследовательские мастерские обязаны представить результаты исследования на внутренних и/или внешних научных мероприятиях.

Научно-исследовательский семинар, таким образом, предполагает проектную исследовательскую деятельность и не дублирует деятельность магистрантов по подготовке магистерской диссертации, организуя параллельно исследовательскую площадку, на которой магистранты формируют профессионально-значимые исследовательские навыки, которые в дальнейшем переносятся на индивидуальную научную работу.

Формы работы на научно-исследовательском семинаре
Ключевая форма работы НИС – исследовательская мастерская, моделирующая полный цикл исследовательской активности, который магистрант проходит в небольшой группе.
Предполагается, что деятельность мастерской позволяет сформировать необходимые навыки проведения научной работы, которые в дальнейшем достаточно легко переносятся на исследовательскую работу над курсовой и магистерской.
На этапе представления результатов работы в исследовательских мастерских, занятия НИС фактически переносятся из университетских аудиторий на внешние площадки (информационные и научные).
В процессе работы НИС студенты также отчитываются, подводя промежуточные итоги в подготовке курсовой работы и магистерской диссертации (сдают синопсисы курсовых/магистерских по окончанию 1 модуля и проходят предзащиту в начале 4 модуля).
В рамках учебной аудиторной работы используются традиционные формы: проблемные семинары, мастер-классы, экспертные семинары, круглые столы и дискуссии.

Схема организации научно-исследовательского семинара
I год
обучения
Учебные модули
IIIIIIIV
Подготовка курсовой работыВыбор темы и построение общего
плана курсовой работы
 Предзащита 
курсовой(середина 
модуля)
Работа в исследовательских
мастерских
Лекции, семинары и практические занятия преподавателей кафедры:
Определение проблемы
и темы
исследования,
разработка синопсиса
Выход в поле, сбор
эмпирических данных 
Обработка
эмпрических
данных, подготовка
отчета
 Отчет по
исследованию в
мастерской,
презентация
результатов на
научных мероприятиях
II год
обучения  
Учебные модули    
 I II IIIIV 
 Подготовка
магистерской
диссертации
 Синопсис:готовность —
конец модуля
  Предзащита
диссертации
(середина
модуля)
Работа в исследовательских
мастерских
Лекции, семинары и практиеские занятия преподавателей кафедры:    
 Определение проблемы 
и темы 
исследования, 
разработка синопсиса
 Выход в поле, сбор
эмпирических данных 
Обработка 
эмпрических 
данных. Отчет по
исследованию в 
мастерской
Презентация
результатов на
научных

мероприятиях
 

Отчетность студентов по научно-исследовательскому семинару
В качестве форм контроля по итогам НИС предусматриваются дифференцированные зачеты и экзамен. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

По итогам 1 года обучения студент обязан представить
• научному руководителю: синопсис курсовой работы – модуль 2, обзор научной литературы по теме курсовой работы – модуль 3, полный текст курсовой работы для получения отметки за курсовую работу – модуль 4;
• ведущему преподавателю НИС: синопсис исследовательской мастерской – модуль 1, отчет по исследованию в мастерской и отчет по участию в конференциях – модуль 4.

По итогам 2 года обучения студент обязан представить
• научному руководителю: синопсис диссертации – модуль 1, обзорная глава диссертации – модуль 2, презентация основных результатов эмпирического исследования – модуль 3; готовая к защите магистерская диссертация – модуль 4;
• ведущему преподавателю НИС: синопсис исследовательской мастерской – модуль 1, отчет по исследованию в мастерской – модуль 3, отчет по участию в конференциях –модуль 4.

Отметка по НИС формируется на основе работы в исследовательской мастерской, отметки за курсовую работу и магистерскую диссертацию проставляются научным руководителем независимо от качества участия студента в работе НИС.

Ответственность за НИС
Общая ответственность за организацию и проведение НИС возлагается на академического руководителя магистерской программы.


Страница  мастерских
НИСа в социальной сети