• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Entrepreneurship in and around academia: evidence from Russia

Alexander Yulievich Chepurenko, Butryumova N. N., Marina Vyacheslavovna Chernysheva et al.

International Journal of Sociology and Social Policy. 2024. Vol. 44. No. 1/2. P. 130-154.

Глава в книге
Изучение подходов к управлению разработкой новых продуктов

Пимонова С. А., Потапова Д. И.

В кн.: Социально-экономические преобразования и проблемы. Сборник научных трудов (выпуск 11). Вып. 11. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2021. С. 50-63.

Препринт
R&D and marketing NPD cooperation: antecedents and consequences in Russian companies

Denis Fomenkov, Kirill Veselov.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2015

Управление знаниями в организации

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Знание является одним из ключевых нематериальных активов современной организации потому, что: Интернет-ресурсы являются поставщиком регулярно обновляющейся информации, интеллектуального капитала организации уже недостаточно, чтобы обработать весь объем появляющейся информации, современные сотрудники склонны менять работу несколько раз в течение жизни, представители молодого поколения обучаются, работают с информацией иначе, чем представители более старшего возраста. Обучаясь на курсе «Управление знаниями в организации», предстоит: Узнать: - что такое знание как объект управления в организации, - как управление знаниями может способствовать росту инновационного потенциала организации, устойчивости ее развития, - что такое самообучающаяся организация и в чем ее конкурентные преимущества, - какие процессы управления знаниями необходимо настроить в организации в зависимости от стратегии ее развития - как понятие управления знаниями согласуется с понятиями обучения и развития, - что такое управление личными знаниями и как оно влияет на менеджмент знаний в организации. Научиться: - проводить аудит знаний организации, - картировать знания организации, - использовать инструменты сохранения знаний в организации, - выявлять барьеры, мешающие распространению знаний в организации, - мотивировать сотрудников на получение и применение нового знания. Усвоение знаний по курсу проверяется при помощи тестирования, а также при помощи форумов по актуальным вопросам управления знаниями. Формирование навыков проверяется при помощи практических заданий, результаты которых при желании обучающегося могут быть объединены в проект по управлению знаниями (организации, команды, личными знаниями).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Управление знаниями в организации» является ознакомление с современными теориями управления знаниями, овладение базовыми инструментами управления знаниями: проведения аудита знаний, построения карты знаний, сохранения и распространения знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучающийся объясняет особенности управления знаниями на каждом из этапов жизненного цикла.
  • Обучающийся объясняет назначение аудита знаний в контексте стратегии организации.
  • Обучающийся разрабатывает карту знаний (организации, команды, личных знаний).
  • Обучающийся объясняет назначение процедур по сохранению знаний в организации.
  • Обучающийся объясняет значение культуры знаний для эффективного распространения знаний (организации, команды, личных знаний).
  • Обучающийся выявляет барьеры распространения знаний (организации, команды, личных знаний).
  • Обучающийся объясняет отличия между данными, информацией и знаниями.
  • Обучающийся применяет как минимум один из инструментов сохранения знаний (организации, команды, личных знаний).
  • Обучающийся разрабатывает план мероприятий для повышения мотивации сотрудников на получение и применение нового знания.
  • Обучающийся сравнивает различные способы обучения в организации.
  • Обучающийся аргументирует применимость инструментов менеджмента знаний для управления личными знаниями.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Знание как фактор развития и объект управления.
    Экономика, основанная на знаниях, как среда актуализации управления знаниями в организации. Знания как фактор развития, роста конкурентоспособности, экономики, организации, человека. Понятие знания: отличие знания от данных и информации. Трансформация информации в знания. Классификация знаний. Явное и неявное знание. Индивидуальные и организационные знания. Особенности знания как объекта управления. Знания и интеллектуальный капитал, нематериальный актив организации.
  • Тема 2. Субъекты и процессы управления знаниями в организации.
    Понятие управления знаниями. Жизненный цикл управления знаниями. Модели трансформации знаний в организации. Виды деятельности, связанные со знаниями. Цели и задачи построения системы управления знаниями в организации. Самообучающиеся организации. Управление знаниями в крупных предприятиях, в малом и среднем бизнесе, в предпринимательских проектах. Менеджеры знаний и их функции в организации.
  • Тема 3. Аудит и картирование знаний в организации.
    Понятие, назначение аудита знаний. Аудит знаний в контексте стратегии организации. Методы организации аудита знаний. Основные этапы аудита знаний. Аудит зрелости системы управления знаниями. Аудит на соответствие стандарту по управлению знаниями. Составление карты знаний. Анализ результатов картирования знаний. Основные типы карт знаний: карты структуры области знаний, карты источников знаний, карты применения знаний. Внешние и внутренние источники получения знаний. Анализ организационных сетей.
  • Тема 4. Сохранение знаний в организации. Базы знаний.
    Выявление знаний сотрудников организации. Интервью для выявления и сохранения знаний. Способы формализации и кодификации знаний. Работа с чек-листами, кейсами, руководствами и стандартами. Сторителлинг и визуализация знаний организации. Работа с базами знаний: структура базы знаний, ее наполнение, технические решения.
  • Тема 5. Распространение знаний в организации.
    Культура знаний в организации и особенности ее создания. Роль лидера организации в создании и развитии культуры знаний. Наставничество, менторинг, коучинг при управлении знаниями. Фасилитационные инструменты для организации процесса обмена знаниями. Сообщества практиков: жизненный цикл, особенности создания и управления. Модель зрелости сообщества практиков. Диагностика и преодоление враждебности к распространению знаний.
  • Тема 6. Обучение и развитие в контексте управления знаниями.
    Департаменты L&D, T&D – назначение и функционал в организации. Управление развитием персонала как фактор увеличения конкурентоспособности организации. Корпоративное обучение: elearning, микрообучение, тренинги, стажировки. Особенности создания и функционирования корпоративного университета. Обучение на рабочем месте (Modern Workplace Learning), развитие у сотрудников навыка и привычки непрерывно учиться.
  • Тема 7. Управление личными знаниями.
    Как и когда мы учимся: формальное, неформальное, информальное образование. Цели управления личными знаниями. Самодиагностика: выявление личных знаний. Разработка плана по управлению личными знаниями. Источники информации для реализации проекта по управлению личными знаниями. Стратегии эффективного самообучения. Метапознание: мониторинг эффективности реализации плана по управлению личными знаниями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Участие в форумах по актуальным вопросам управления знаниями
  • неблокирующий Проект по управлению знаниями
  • неблокирующий Практические задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Практические задания + 0.2 * Проект по управлению знаниями + 0.2 * Тестирование + 0.3 * Участие в форумах по актуальным вопросам управления знаниями
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Paine, N. (2019). Workplace Learning : How to Build a Culture of Continuous Employee Development. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1989358
  • Паникарова С. В., Власов М. В. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 142с. - ISBN: 978-5-534-10125-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-i-intellektualnym-kapitalom-441569
  • Управление информацией и знаниями в компании: Учебник / Селетков С.Н., Днепровская Н.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 208 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ)— www.dx.doi.org/10.12737/694. ISBN 978-5-16-004842-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/641814
  • Фролов Ю. В. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 324с. - ISBN: 978-5-534-05521-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-441465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Caruso, S. J. (2017). A Foundation for Understanding Knowledge Sharing: Organizational Culture, Informal Workplace Learning, Performance Support, and Knowledge Management. Contemporary Issues in Education Research, 10(1), 45–52. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1126832