• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
испанский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22908
Адрес: г. Нижний Новгород, Б. Печерская ул., д. 25/12, каб. 410
Время присутствия: по предварительной договоренности с 10:00 до 20:00
Расписание
SPIN РИНЦ: 5832-9369
ORCID: 0000-0002-5293-3991
ResearcherID: A-1753-2014
Scopus AuthorID: 57034149900
Google Scholar
Руководитель
Драгой О. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Худякова Мария Викторовна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
  • Научно-педагогический стаж: 11 лет.

Образование

2010

Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: Филологический, специальность «Теоретическая и прикладная лингвистика», квалификация «Лингвист»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

 

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2016-2017)
Категория "Новые преподаватели" (2013)

Полномочия / обязанности

Административное и научное руководство Центром

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Психо- и нейролингвистика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Experimental Linguistics (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Experimental Linguistics (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Experimental Linguistics (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг

Гранты

Исполнитель:

  • РФФИ 14-06-00211 Порождение дискурса: методы наблюдения, эксперимента и моделирования
  • РФФИ 13-06-00614 Мозговые основы порождения дискурса: нарушения нарратива у пациентов с поражениями мозга
  • РФФИ № 09-06-00390 Моделирование многофакторных процессов: корпусное исследование референции
  • РГНФ № 11-04-00153 Когнитивные основы языковой структуры и дискурсивных явлений: теория и практика
  • РГНФ №14-04-00596 Локус языкового дефицита при разных формах афазий: создание и опыт применения Русского Афазиологического Теста

Конференции

  • 2017

    Science of Aphasia 2017 (Женева). Доклад: Lexical Diversity in Different Types of Aphasia

  • 2016

    The 22nd Architectures and Mechanisms for Language Processing conference (Бильбао). Доклад: Processing Grammatical Evidentiality by Bashkir-Russian Bilinguals

  • 2015

    The 4th Interdisciplinary Workshop on Laughter and Other Non-verbal Vocalisations in Speech (Энсхеде). Доклад: Interpretation of "Embarrassement" Laughter in Narratives by People with aphasia and Non-language-impaired speakers

  • Одиннадцатый международный междисциплинарный конгресс "Нейронаука для медицины и психологии" (Судак). Доклад: Опыт создания стандартизированного теста для оценки речи при афазии

  • EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science (Турин). Доклад: Pear Stories by Russian speakers with aphasia

  • 2014

    Шестая международная конференция по когнитивной науке (Калининград). Доклад: Некатегорический референциальный выбор

  • 32nd European Workshop on Cognitive Neuropsychology (Брессаноне). Доклад: Narrative Strategies in Individuals with Brain Damage
  • Шестая международная конференция по когнитивной науке (Калининград). Доклад: Asymmetric brain damage effects on narrative production

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Публикации

20237

20221

Статья Linnik A., Bastiaanse R., Stede M., Khudyakova M. Linguistic mechanisms of coherence in aphasic and non-aphasic discourse // Aphasiology. 2022. Vol. 36. No. 2. P. 123-146. doi

20214

20206

20191

Статья Ivanova M., Dragoy O., Akinina Y., Soloukhina O., Iskra E., Khudyakova M., Stupina E., Buivolova O., Akhutina T. Standardizing the Russian Aphasia Test: Normative data of healthy controls and stroke patients // Frontiers in Human Neuroscience. 2019. Vol. Conference Abstract: Academy of Aphasia 57th Annual Meeting doi

20181

Статья Худякова М. В., Драгой О. В., Кшняскина В. В. Роль жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией // Вопросы языкознания. 2018. № 1. С. 64-75.

20173

20169

20157

20144

20132

20122

  • Глава книги Васильев В. Г., Худякова М. В., Давыдов С. Классификация отзывов пользователей с использованием фрагментных правил // В кн.: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 30 мая–3 июня 2012 г.). В 2 томах / Отв. ред.: А. Е. Кибрик. Т. 2: Доклады специальных секций. Вып. 11. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2012. С. 66-78.
  • Глава книги Кибрик А. А., Линник А. С., Добров Г. Б., Худякова М. В. Оптимизация модели референциального выбора, основанной на машинном обучении // В кн.: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 30 мая–3 июня 2012 г.). В 2 томах / Отв. ред.: А. Е. Кибрик. Т. 1: Основная программа конференции. Вып. 11. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2012. С. 237-246.

20113

  • Глава книги Loukachevitch N. V., Dobrov G. B., Kibrik A. A., Khudyakova M., Linnik A. Factors of referential choice: computational modeling, in: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 25 - 29 мая 2011 г.) / Отв. ред.: А. Е. Кибрик. Вып. 10. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2011. P. 458-467.
  • Глава книги Khudyakova M. Possessor NPs and referential choice in English business prose (a corpus research), in: Actas Del III Congreso Internacional De Lingüística De Corpus. Las Tecnologías De La Información Y Las Comunicaciones: Presente Y Futuro En El Análisis De Corpus / Ed. by M. L. Carrió Pastor, M. Á. Candel Mora. Valencia : Editorial Universitat Politècnica de València, 2011. P. 247-252.
  • Глава книги Худякова М. В. Референциальный выбор в позиции посессора: корпусное исследование // В кн.: Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. VII. Ч. 3 / Отв. ред.: Н. Казанский, Д. Герасимов. СПб. : Наука, 2011. С. 468-472.

20091

Глава книги Кибрик А. А., Кодзасов С. В., Худякова М. В. Просодическая транскрипция: уровни детализации // В кн.: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог 2009» / Отв. ред.: А. Е. Кибрик. Вып. 8. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2009. С. 143-148.

Опыт работы

2013 – настоящее время

Центр языка и мозга (ранее – Лаборатория нейролингвистики), НИУ «Высшая школа экономики» - Младший научный сотрудник 

2017 – настоящее время

Лечебно-реабилитационный научный центр «Русское поле» ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» - Научный сотрудник

2015-2016

«Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд» Департамента спорта города Москвы (ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта) – научный сотрудник

2012 - 2014

Факультет филологии, НИУ «Высшая школа экономики» - старший преподаватель


Информация*

  • Общий стаж: 12 лет
  • Научно-педагогический стаж: 11 лет
  • Преподавательский стаж: 11 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

‘It Was Great to Look at Scientific Achievements through the Eyes of a Journalist, not a Scientist’

HSE University in Nizhny recently hosted the 2nd Autumn Neuro-linguistic School ‘NeuroSciCom: Popularising Language and Brain Studies’ for scientists and students at the HSE Centre for Language and Brain Studies in Nizhny Novgorod. The school was held as part of the 'Human Brain Resilience: Neurocognitive Technologies for Adaptation, Learning, Development and Rehabilitation in a Changing Environment' Strategic Project of the Priority 2030 programme.

«Было здорово посмотреть на научные достижения глазами не ученого, а журналиста»

В нижегородском кампусе Высшей школы экономики состоялась II Осенняя нейролингвистическая школа «NeuroSciCom: популяризация исследований о языке и мозге» для ученых и студентов на базе Центра языка и мозга НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Школа прошла в рамках Стратегического проекта программы Приоритет 2030 «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде».

В Центре языка и мозга прошла первая в этом учебном году нейропятница

Участники семинара смогли представить себя и познакомиться с группой единомышленников.

Нейролингвистика и психометрика: статистические модели для изучения нарушений речи

Специалисты Центра языка и мозга используют в исследованиях передовые знания о мозге, психометрические методы, науку о данных и глубокое понимание того, как устроен язык. Директор Центра Мария Худякова рассказала службе портала, какие инструменты оценивания с опорой на самые современные достижения психометрики применимы в работе нейролингвистов.

Анна Шестакова: «Мы разрабатываем технологии поддержки человека и укрепления интеллекта»

О достижениях и целях нового стратегического проекта НИУ ВШЭ «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде» новостная служба «Вышка.Главное» побеседовала с и.о. директора Института когнитивных нейронаук, руководителем Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Анной Шестаковой.

«Меня увлекает возможность понять, как устроен наш мир и мы сами»

Елизавета Дмитрова, студентка магистерской программы «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, сегодня работает стажером Центра языка и мозга. Об исследовании навыков чтения у детей, компьютерных технологиях для гуманитариев и первых шагах в науке Елизавета рассказала в интервью службе портала.

Neuroeconomical Research, Speech Tests for Neurosurgical Operations and New Discoveries in Mathematics

At the end of 2022, the results of the Project Competition in Basic Science Research for Intercampus Departments were announced. This was the inaugural competition, and focused on encouraging new research teams at HSE University and developing intercampus cooperation in the field of fundamental research. Here, HSE News Services looks at four winning projects.

«Мы подумали, что было бы неплохо объединить усилия, и тут Вышка объявила конкурс проектов»

В конце 2022 года были подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ. Он проводился впервые, его целью стало появление в Вышке новых научных коллективов и развитие межкампусного сотрудничества в сфере фундаментальной науки. Рассказываем подробнее о четырех проектах — победителях конкурса.

'We Wanted to Create an Opportunity for Intercampus Teams to Engage in Promising Studies'

HSE University has announced the winners of the Project Competition in Basic Science Research for Intercampus Departments. The competition, which the university is organising for the first time, will provide funding to 10 research teams working on five topics. Four of the winning projects will be implemented by new research departments formed as a result of the competition.

«Мы хотели дать возможность межкампусным коллективам развивать научные исследования»

Подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ, который проводился в университете впервые. Поддержано 10 научно-исследовательских групп по пяти научным тематикам. Четыре проекта-победителя будут выполняться новыми научными подразделениями, созданными в результате конкурса.

Математическое мышление на службе нейролингвистики

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ в Москве и Нижнем Новгороде изучает вопросы нейролингвистики, исследуя связь языка и мозга с помощью современных экспериментальных методик. С каждым годом проблематика исследований расширяется. О методиках выявления мозговых механизмов, лежащих в основе нарушений речи у детей с аутизмом, рассказал младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.

Сотрудники Центра языка и мозга Мария Худякова, Екатерина Ступина и Нина Здорова участвуют в воркшопе по проведению экспериментов онлайн

Во время пандемии ученые во всем мире вынуждены менять формат проведения исследований. Для экспериментальной лингвистики ключевым теперь является вопрос возможности проведения экспериментов онлайн. Сотрудники Центра языка и мозга Мария Худякова, Екатерина Ступина и Нина Здорова проходят обучение проведению онлайн-экспериментов на воркшопе Moving Research Online.

Результаты конкурса НИРС-2019

Подведены итоги конкурса научно-исследовательских студенческих работ 2019 года. Поздравляем студентов и выпускников факультета гуманитарных наук и их научных руководителей!

Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ на Всеобщем речевом форуме

Акинина Юля, Арутюнян Вардан и Худякова Мария выступили с докладами на научно-практическом форуме с международным участием.

Сотрудники Центра языка и мозга вернулись из джунглей Амазонии

Мария Худякова и Вардан Арутюнян вернулись из экспедиции в провинцию Ваупес, Колумбия, где живут носители языка туюка.

Курсы Центра языка и мозга

Приглашаем всех желающих прослушать в качестве вольнослушателей курсы, которые сотрудники Центра языка и мозга будут читать в НИУ ВШЭ в 2018-2019 учебном году.

Centre for Language and Brain Opens at HSE

The Centre stems from the International Neurolinguistics Laboratory and brings together researchers in clinical linguistics, special needs education, psycholinguistics, bilingualism, child speech, and gerontolinguistics. The Centre’s academic supervisor is Roelien Bastiaanse, Professor from the University of Groningen (the Netherlands), a researcher into clinical linguistics and founder of EMCL and IDEALAB, unique international educational programmes.

В Вышке открылся Центр языка и мозга

Он образован на базе международной лаборатории нейролингвистики, которая была открыта в Вышке несколько лет назад. Сегодня Центр объединяет исследователей в сфере клинической лингвистики и дефектологии, психолингвистики, билингвизма, детской речи и геронтолингвистики.

Ключевые направления исследований лаборатории нейролингвистики: текущие проекты и достижения

На сайте НИУ ВШЭ вышла статья на английском языке о Центре языка и мозга.

Center for Language and Brain Wins 3-Year Grant to Study Prevention, Diagnostics and Therapy of Language Disorders

The HSE Center for Language and Brain studies a broad range of topics related to the connection between the brain and language. For Svetlana Malyutina, Deputy Head, and Mariya Khudyakova, Junior Research Fellow, particularly interesting areas of focus include the breakdown of language processing after brain damage (e.g., stroke, neurosurgery, epilepsy) and language acquisition in children.

Команда Лаборатории нейролингвистики в Женеве

Многочисленная делегация сотрудников Лаборатории нейролингвистики под предводительством заведующей лаборатории Ольги Драгой посетила ежегодную конференцию "Science of Aphasia 2017" в Женеве.

Научные бои на "Маяке"

Сегодня на радио "Маяк" в программе "Научные бои" выступит координатор нашей научно-учебной группы - М.В. Худякова.

Linguists away at Summer School

HSE lecturers and students took part in the 2015 Summer School near the town of Dubna from July 11 through August 10. The representatives of the HSE School of Linguistics organised two different workshops at this year’s School, one on Language and the Brain, aimed at research in the field of neurolinguistics, and one on Linguistics Research, the main areas of which included field linguistics and anthropology.

Лингвисты на Летней школе

Преподаватели и студенты Школы лингвистики приняли участие в образовательном проекте "Летняя школа" - это мероприятие проходит на базе отдыха под Дубной; студенты и школьники живут в палатках и слушают лекции самых и не самых именитых учёных в самых разных научных областях

Научные бои в Политехническом музее

14 августа сотрудница лаборатории нейролингвистики Мария Худякова приняла участие в научных боях Политехнического музея.