• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

SMART-обучение: старшеклассники в ситуации успеха

В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород состоялась защита школьных научно-исследовательских проектов, выполненных совместно со студентами и преподавателями университета. Работа с талантливыми школьниками является одним из приоритетных направлений НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, дающим школьникам возможность пройти углубленную профильную подготовку и окунуться в университетскую среду.

SMART-обучение: старшеклассники в ситуации успеха

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

На базе общеобразовательных школ №24 и №62 организованы SMART-классы, формирующие единое образовательное пространство «школа – университет». В этих школах на 10 и 11 году обучения нет классов в традиционном понимании: для каждого ученика сформирован индивидуальный учебный план, в соответствии с которым учащиеся проходят образовательную программу.

Один день в неделю старшеклассники учатся в Высшей школе экономики: посещают лекции и мастер-классы преподавателей НИУ ВШЭ, а также включены в проектную и исследовательскую работу на факультетах Вышки.

В 2022 году к участию в проектной деятельности на базе университета присоединились МАОУ «Лицей №38» и МБОУ «Лицей № 87 им. Л.И. Новиковой». В течение учебного года старшеклассники готовили как групповые, так и индивидуальные проекты по одному из предложенных направлений:

  • менеджмент,
  • право,
  • экономика,
  • гуманитарные науки,
  • математика, информатика и компьютерные науки.

Работа в SMART-классах в этом году прошла в обновленном формате – менторами проектных групп выступили студенты нижегородской Вышки. Они генерировали идеи для проектов и презентовали их школьникам, затем после обсуждения учащиеся могли либо принять одну из тем, либо предложить свою. Преподаватели университета выполняли роль координаторов: консультировали менторов, принимали промежуточные результаты и помогали в создании проекта. По итогам годовой работы состоялась защита школьных работ. Критерии оценки школьных проектов были приближены к оценке работ первокурсников.

«Благодаря большей свободе в выборе темы и работе каждый проект получился уникальным и очень личностным, за каждым из них стояла своя история, - отмечает Алиса Мытарева, начальник отдела развития образования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. - Это значительно увеличило степень погружения школьников в рассматриваемые вопросы».

«Хватит комкать мои чувства» – один из групповых проектов, занявших первое место, посвящен взаимоотношениям подростков и взрослых. Участники погрузились в тему эмоционального интеллекта и развития навыков коммуникации, предложили графические способы выражения чувств подростков.

Не менее интересным показался членам жюри индивидуальный проект Кирилла Грибова (МАОУ «Лицей № 38»), посвященный распределению домов по микроучасткам школ.

В МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой» была организована предварительная защита проектов перед родителями.

«На мой взгляд, такой формат работы стал самым волнительным. Это позволило родителям не только оценить работу университета, но и увидеть реальный образовательный результат, которого достигли их дети. Когда ребята учатся в начальной школе, родители часто видят их выступления, становятся участниками разных мероприятий, в старшей школе возможность такого участия значительно снижается. Презентация проектов как раз дает приятную возможность увидеть своих детей в ситуации успеха», – отметила Алиса Мытарева, начальник отдела развития образования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Учащиеся Лицея №87 приняли участие со своими проектами в городской конференции научного общества учащихся «Эврика».  Проект Екатерины Воронцовой «Особенности ведения Telegram-каналов», подготовленный под руководством преподавателя НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Любови Даниловой, занял почетное 3 место.

«Подобное взаимодействие университета со школами позволяет создать единую образовательную среду, - комментирует куратор SMART-классов в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анатолий Солодкин. - Школьники могут познакомиться с образовательной деятельностью вуза, его ценностями, получить опыт обработки информации, подготовки текстов, интересных и информативных презентаций. Студенты могут проверить свои навыки проектной деятельности, а преподаватели – познакомиться с будущими абитуриентами, лучше понять их образовательные потребности».