• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Математики – это энтузиасты, влюбленные в науку»

Старший преподаватель кафедры фундаментальной математики Елена Вячеславовна Ноздринова защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата математических наук. В интервью службе портала Елена Вячеславовна рассказала об энтузиастах, влюбленных в науку, и о том, как важно и интересно заниматься теоретическими исследованиями. 

«Математики – это энтузиасты, влюбленные в науку»

- Елена Вячеславовна, Вы окончили бакалавриат и магистратуру в НГПУ им. К. Минина и поступили в аспирантуру нижегородской Вышки. Чем обусловлена смена академической среды?

- Я горела желанием поступить в аспирантуру, и Вышка дала мне такой шанс. Я попала в первый набор в аспирантуру НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по направлению «Математика и механика». Меня пригласили принять участие в семинаре, благодаря чему я познакомилась с профессором Ольгой Витальевной Починкой, моим научным руководителем в аспирантуре. В Нижнем Новгороде не так много преподавателей-математиков, которые активно занимаются наукой, а для меня это оказалось важным.

- Насколько для Вас, человека общительного и жизнерадостного, естественно погружение в науку?  

- Первое, что меня поразило, когда я пришла в Вышку, это единая команда сотрудников Лаборатории (Лаборатории динамических систем и приложений). Математики здесь – как семья. Я увидела, насколько наука может быть интересным, творческим занятием.

Семинары, общение с коллегами, учеными, студентами - благодаря этой коммуникации я приняла для себя решение, что буду дальше заниматься академической деятельностью, развиваться и работать в этом направлении.

- Как Вам удается совмещать развитие своего научного потенциала и работу преподавателя?

- Существование Лаборатории позволяет гармонично сочетать эти сферы: научную и преподавательскую, у нас очень много молодых сотрудников. С первых дней тебя включают в гранты, проекты. Таким образом, появляется возможность и получить опыт преподавания, и развиваться в научном плане. И молодой ученый, и преподаватель, должны постоянно совершенствоваться, чтобы достичь высокого научного уровня. Преподаватель, будучи сильным учёным, преподавательскую деятельность будет вести на принципиально ином, значительно более высоком уровне.

- Тема Вашей диссертации «О классах устойчивой изотопической связности градиентно-подобных диффеоморфизмов поверхностей». Как Вы выбирали направление для научной работы?

- Город Горький изначально являлся «колыбелью» динамических систем. Здесь была основана школа нелинейных колебаний имени академика А.А. Андронова. В мировом сообществе наш город - признанный центр этого раздела фундаментальной математики. Коллектив Лаборатории, в основном, – это специалисты по динамическим системам. После того, как я познакомилась с работой своего научного руководителя Ольги Витальевны Починки, я поняла, что мне интересен этот раздел, мне хочется учиться у лучших и решать вместе с коллегами задачи, которые стоят перед математиками в этом направлении.

Математики - это энтузиасты, влюбленные в науку. Человеку, не прикоснувшемуся к этому, действительно тяжело понять важность и ценность решения абстрактных математических задач. Для нас же это – любимое дело.

- Можно ли сказать, что результаты Вашей диссертации – это открытие в научном мире?

- Так громко я бы не стала заявлять (смеется). Скорее, результаты работы вносят весомый вклад в развитие качественной теории динамических систем, имеют интересные следствия и могут быть в дальнейшем расширены и обобщены.

Нередко на открытия фундаментальной математики опираются практики. Например, есть теория графов, которая сейчас развивается и используется в программировании. Основные задачи появились 300-400 лет назад, когда люди еще не задумывались о компьютерах. Теория развивалась, задачи решались. И только сейчас эта теория применяется на практике.

Проблема существования дуги с не более, чем счетным (конечным) числом бифуркаций, соединяющей структурно устойчивые системы (системы Морса-Смейла) на многообразиях была сформулирована в 1976 году. Ею занимались ученые международного уровня, были найдены препятствия к существованию такой дуги для некоторых классов диффеоморфизмов.  Нам с Ольгой Витальевной удалось классифицировать содержательные классы диффеоморфизмов на поверхностях относительно отношения связанности устойчивой дугой.

- Теперь задача полностью решена?

- Нет. Решена только для конкретных классов диффеоморфизмов. Открытых задач очень много, их хватит на докторскую диссертацию. Этой проблемой я занимаюсь и сейчас, рассматриваю другие, более сложные классы.

- Знакомо ли мировое научное сообщество с результатами Ваших исследований?

- Да, я уже выступала на конференциях, результаты были опубликованы в международных научных журналах. Был доклад на Научном семинаре Лаборатории динамических систем и приложений, где присутствовали ученые со всего мира. Тема обсуждалась, шли научные дискуссии.

- Как проходила Ваша работа над диссертацией?

- Мой научный руководитель, Ольга Витальевна Починка, проверял мои знания 24/7 (смеется). Вклад Ольги Витальевны огромен, она уникальный научный руководитель. Она тратила колоссальное количество времени на мое развитие как математика, поддерживала во всем, помогала. В диалоге мы вместе приходили к истине и правильному доказательству. Ольга Витальевна живет наукой. Лучшего академического научного руководителя и представить нельзя!

- Елена Вячеславовна, впереди еще много задач в динамических системах. Сейчас это Ваш основной вектор для дальнейшего развития как математика?

- Да, но мне хочется развиваться не только как ученый, но и как преподаватель. Сейчас у меня есть своя студентка, чьим научным руководителем я являюсь. Она будет продолжать мою тему, в которой еще много работы. Мне хочется перенимать опыт научных руководителей Лаборатории, который переходит из поколения в поколение, поддерживать развитие нашей научной школы.

Ольга Починка
заведующий международной Лабораторией динамических систем и приложений

Вместе с Леной мы прошли непростой путь к ее защите. Для меня это первый опыт руководства, для нее - интенсивное погружение в область математики, с которой она раньше была незнакома. За короткое время Лене пришлось освоить то, что в неавральном режиме изучают порядка десяти лет. И если бы не огромное желание Лены разобраться во всем, если бы не свойственный ей оптимизм, то могло бы не быть такого успешного финала. К сожалению, (оно же к счастью) работа в Вышке не позволяет даже на мгновение остановиться и порадоваться чудесному событию - защите диссертации. Необходимо двигаться вперед, что закономерно приводит к тому, что ученик становится умнее своего учителя. Хочу пожелать Лене перерасти своего учителя, стать настоящим ученым и, более того, никогда не пожалеть о том, что она им стала.