• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Аналитика меня зажигает»

Дарья Денисова - выпускница Вышки и аналитик данных в S7 Travel Retail. В качестве приглашенного практика Дарья преподает на курсе НИУ ВШЭ «Основы маркетинговой аналитики». В интервью службе портала Дарья рассказала о своем опыте работы с данными и компетенциях специалистов, которым отдают предпочтение в крупных компаниях.

«Аналитика меня зажигает»

Регулярные занятия с практиками из бизнеса, которые живут и работают в разных городах России, стали возможны благодаря онлайн-формату, который Вышка развивает на всех образовательных программах. 

 «Основы маркетинговой аналитики» - межкампусная онлайн-дисциплина по выбору, которую проходят студенты Вышки в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде. 

Каждую неделю студенты встречаются онлайн с преподавателем и приглашенными практиками, чтобы обсуждать новые кейсы, аналитические инструменты и подходы к решению рабочих задач, с которыми аналитики сталкиваются ежедневно. 

«Такой формат занятий лучше помогает в профессиональном развитии, чем традиционные лекции, так как студенты замотивированы приходить на занятия, общаться с практиками и разбирать реальные рабочие моменты», - считают авторы курса, декан Бизнес-школы Сергей Александровский и руководитель отдела аналитики и контроллинга ТК «КОММАШ-ГРАЗ» Елена Любчанская. 

В формате экспертного интервью Дарья Денисова рассказала студентам Вышки о своем карьерном треке, ежедневных инструментах аналитика и образовательных возможностях для работы с данными.

КАК ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В АНАЛИТИКЕ?

В бакалавриате я училась на Радиофизическом факультете в ННГУ. Тогда же начала вести социальные сети факультета, нашла работу в SMM, а позже стала маркетологом. Мне не хватало уверенности в знаниях, и в 2020 году я поступила в НИУ ВШЭ в магистратуру по маркетингу. 

Большинство предметов было гуманитарными, и я скучала по цифрам, поэтому когда началась аналитика, я почувствовала, что это мне ближе. Начала изучать подробнее, искала стажировки, проходила курсы, целенаправленно искала работу в сфере аналитики. И спустя полгода устроилась в компанию «ВсеИнструменты» веб-аналитиком в отдел интернет-маркетинга. А ещё через год перешла в S7 в отдел данных.

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ В СФЕРЕ АНАЛИТИКИ? КУДА ПЛАНИРУЕТЕ ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ? 

В аналитике для себя я вижу два пути. Первый: прокачивать hard skills, расти от джуна до синьора и возглавлять отдел аналитики. Второй: переходить из аналитика данных в бизнес-аналитику или продакт-менеджмент, работать и развивать определенный продукт. Сейчас я двигаюсь по первому пути, однако мне не хватает привязки к продукту. Чаще я работаю в паре с бизнес-аналитиком или маркетологом, доставая для них нужные данные, при этом не принимая бизнесовых решений. Но для меня важно быть ближе к клиенту и видеть результат своей работы, поэтому я думаю о смене вектора. 

С ЧЕГО ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ КАРЬЕРУ АНАЛИТИКА? КУДА ПОЙТИ - НА СТОРОНУ КЛИЕНТА ИЛИ АГЕНТСТВА?

С поиска стажировки, как бы банально это ни звучало. Сейчас почти у всех IT-корпораций и телекомов есть стажировки для аналитиков. Это хороший способ попробовать себя в сфере во время учебы. Для себя я выделяла Tinkoff, MTS, Альфа-банк и Яндекс.

В этих компаниях прозрачные правила отбора, преимущество имеют кандидаты с хорошей математической базой. 

Если на стажировку попасть не удалось, то полезно будет пройти пару бесплатных курсов, понять, нравится это или нет. Я смотрела у Яндекс.Практикума и на Stepik, мне оказалось это полезным. 

И на стороне клиента, и на стороне агентства есть свои плюсы. Я трижды работала на стороне клиента, и мне это ближе. Мне нравится работать над одним продуктом, принимать участие в его развитии. На стороне агентства одновременно можно работать над несколькими продуктами, по истечению срока договора клиент может уйти или специалиста могут перевести на другой проект. Зато рядом часто оказываются опытные коллеги, которые подскажут, помогут и научат. 

ГОВОРЯТ, ЧТО В АНАЛИТИКЕ БЕЗ PYTHON И SQL НИКУДА. ПРАВДА ЛИ ЭТО?

И да, и нет. У меня есть знакомый, который пару лет работал аналитиком, при этом использовал только Excel. И, уверена, это не единичный случай. Однако если вы планируете развиваться в этой сфере, то знать основы программирования на Python и базу SQL стоит. К этому еще можно добавить базовый матстат, тогда вы будете незаменимым сотрудником. 

ТЯЖЕЛО ЛИ УСТРОИТЬСЯ НА АНАЛИТИКА?

Нет. Главное не бояться и не сдаваться после первого собеседования. Собеседования помогают понять слабые стороны, над которыми стоит работать. 

КАК  ПРОХОДИТ ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ АНАЛИТИКА?

Все рутинные задачи мы стараемся автоматизировать, поэтому каждый день разный. Изо дня в день не меняются только ежедневные созвоны с командой аналитики и с командой мобильного приложения, так как я аналитик приложения. 

Вне созвонов я беру задачи от коллег.

Чаще заказчиками выступают бизнес-аналитики, маркетологи и продакты, которые ставят задачи на сверку данных, новые отчеты или разовый сбор статистики.

Например, сейчас у меня есть задачи на создание отчета по атрибуции транзакций к каналам трафика и на построение отчета воронки продаж. Они когда-то были сделаны, но их нужно актуализировать и пересобрать на новом источнике.

Также мы плотно взаимодействуем с отделом Data Warehouse (DWH), помогаем друг другу обогатить данные. 

КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЧАЩЕ ВСЕГО  ИСПОЛЬЗУЕТЕ В РАБОТЕ?

Я работаю аналитиком мобильного приложения, поэтому активно использую системы для аналитики приложения: Firebase (Google Analytics), AppMetrica, AppsFlyer и другие. Но чаще я работаю с сырыми данными, которые мы забираем из этих систем. Поэтому я ежедневно пишу на SQL, с Python не работаю, но ситуации, когда он нужен, случаются. 

ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ МАЖДУ МАРКЕТИНГОВОЙ АНАЛИТИКОЙ И DATA SCIENCE?

В работе мне не приходилось с этим сталкиваться. Но в подразделении маркетинга есть отдел аналитики, где ребята кластеризуют пользователей и прибегают к Data Science. 

ТРЕБУЕТСЯ ЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО АНАЛИТИКЕ ИЛИ ДОСТАТОЧНО КУРСОВ?

Про диплом и оценки на собеседовании никто не спросит.

Однако работодателю интересен ход мышления и hard skills, которые формируются, как правило, в вузе. В начале карьеры в качестве опыта работы можно можно описывать учебные проекты, связанные с аналитикой.

НАСКОЛЬКО БЫЛО ДЛЯ ВАС ПОЛЕЗНЫМ ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ?

Это помогло шире взглянуть на сферу маркетинга. Если бы я не пошла в магистратуру, то может быть не пошла бы в аналитику. Мне нравилось работать над проектами реальных компаний, это было полезно. На втором курсе я полгода по мобильности училась в Москве, запомнился предмет «Дизайн-мышление», до сих пор рассказываю про него коллегам и предлагаю какие-то улучшения рабочих процессов. 

КАКОЙ СОВЕТ МОЖЕТЕ ДАТЬ СТУДЕНТАМ?

Не бояться искать себя. Пробовать разные специальности, пока учишься, попадать на стажировки, заводить полезные знакомства. Если бы я не решилась после радиофизики уйти в маркетинг, я бы так и не получила специальность, которая меня увлекла, в которой я хотела бы развиваться. Аналитика меня зажигает, работа дарит удовольствие, и это здорово.