• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Сегодняшняя филология почти авантюрна, но это азарт исследователей-завоевателей»

Сегодня филология обретает невиданную ранее степень свободы – развитие новых профессий, переосмысление фигур русской и мировой литературы, новые интерпретации классических текстов и растущий тренд на создание просветительского контента открывают перед современным исследователем фантастические перспективы. О востребованности современных филологов в академических и прикладных областях рассказал в интервью службе портала академический руководитель новой магистерской программы «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий», профессор Леонид Большухин.

«Сегодняшняя филология почти авантюрна, но это азарт исследователей-завоевателей»

© фото из личного архива Леонида Большухина

ФИЛОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

Сейчас литература находится в почти лихорадочном поиске новых тем, а сегодняшние филологи напоминают мне первых колонизаторов Америки, которые должны успеть прискакать к раздаваемым участкам земли и воткнуть флаг, получив право на эту землю. Из-за этого ощущения безграничных возможностей на данный момент филология почти авантюрна, но это азарт исследователей-завоевателей.

В семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века количество хороших филологических исследований можно было пересчитать по пальцам. И вышедшие книги, например, «Поэтика Чехова», написанная Александром Чудаковым, или книги Сергея Бочарова становились настоящим событием.

За прошедшие четыре десятилетия филология у нас в стране обрела невиданную ранее степень свободы: она вышла в некое, если не бескрайнее, то труднообозримое пространство, и сегодняшнему филологу нужно только сосредоточиться, буквально посмотреть себе под ноги, чтобы найти массу интересного.

Если говорить о конкретных персоналиях, то сейчас активно изучаются, к примеру, среди многих прочих, Мандельштам и Пастернак. Хотя объём написанного тем же Мандельштамом не так велик, значимость и сложность его мира даёт право на интенсивное исследование, и чувство абсолютно исчерпанности не наступает.

Это изменение масштабов многих фигур русской и мировой литературы — один из очень современных процессов. То, что раньше казалось проходным, сейчас воспринимается как крайне значимое. По сути, сегодня идёт процесс переписывания самой истории литературы и литературной иерархии, что открывает просто фантастические перспективы для филолога.

СОВРЕМЕННЫЙ ФИЛОЛОГ – КАКОЙ ОН?

Современный филолог — это человек, который свободно коммуницирует как внутри своей культуры, так и за её пределами, легко находит различные проекты, может естественно встроиться в грантовую деятельность.

Если говорить о сугубо профессиональных качествах, то хороший филолог — это человек, обладающий эрудицией, выходящей за пределы среднестатистического представления о мире. Он способен дать экспертную оценку любому тексту и может трансформировать текст в соответствии с определенными им же целями и задачами.

Суть обучения филолога - научить его понимать, как «надо» и как «не надо» тексту быть написанным. Кроме того, у современного филолога должна быть свобода встраиваться в различные процессы, перемещаться из университета в университет, то есть, некая пассионарная креативность. Это очень важное качество для филолога, которому мы, в том числе, должны учить.

В целом, современный успешный филолог чувствует, что его возможности востребованы.

О РОЛИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Задумывая эту магистратуру, мы решили пойти по пути освоения совершенно определенных профессиональных навыков в трёх сферах: поэтика, интерпретация, комментарий.

ПОЭТИКА

Говоря о поэтике, важно помнить, что именно русское литературоведение еще в XIX веке начало изучать поэтику как особую сферу литературоведения. И мы предполагаем, что в рамках нашей программы студенты не просто получат представления о специфике структуры литературного произведения, а сформируют контекстуальное понимание устройства текста в рамках различных школ и подходов.

Поэтика – это наиболее академическая сфера, изучаемая в магистратуре. Углубленное постижение устройства текста, его структуры, с одной стороны, создает фундамент для дальнейшего занятия наукой, а с другой открывает путь к творчеству, ведь именно понимание того, как функционирует текст, – очень полезное знание для творческой работы.

Еще формалисты говорили о том, что филолог должен уметь написать технически грамотный роман, и высокие примеры литературы ХХ века тому наглядное подтверждение. Важно понимать и то, что сейчас именно проблемы поэтики становятся главными направлениями в исследованиях западных коллег: от нарратологии до лирического субъекта.

А вот два других направления более прагматичные.

КОММЕНТАРИЙ

Самое конкретное и практико-ориентированное направление — это комментарий, который сегодня крайне востребован. Дело в том, что совсем недавнее прошлое становится для нас языком, смысл которого мы со временем перестаём понимать: в начале двухтысячных годов в России мир менялся с такой быстротой, что новому поколению через какое-то время, например, сочетание трёх М ничего не будет говорить в принципе. А вокруг этого феномена пирамиды было много событий, в том числе и воспринятых литературно.

И есть классический пример: великие строки Александра Галича "«Эрика» берёт четыре копии, // Вот и всё! // …А этого достаточно.” Сегодня мало кто помнит, что «Эрика» — это марка печатной машинки. А уж сопутствующие обстоятельства – что это за машинка, почему она нужна, и вся история, внутри которой находится данный конкретный элемент быта — это огромная история, сегодня уже трудно постигаемая.

Поэтому комментарий — это то, что в наше время, мне кажется, наиболее востребованным, причем, востребован он именно в первую очередь цифровым пользователем, который жаждет понять, что он читает, с чем имеет дело.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Комментарий же неразрывно связан с интерпретацией – умением понимать высказывания и видеть смыслы. Здесь мы перемещаемся в пространство современной литературы, в частности, критики, потому что интерпретация — это понимание того, что говорится, в том числе здесь и сейчас. Это умение объяснить, что хотел сказать автор, что нам говорит само произведение и что говорит нам эпоха.

И до сих пор существует огромное количество больших текстов, в том числе и классических, которые готовы к новым интерпретациям или требуют уточнения существующих интерпретаций. И именно в рамках интерпретации текста мы сможем сориентировать будущих филологов на умение вычленять из многого лучшее.

О ПРОФЕССИЯХ ДЛЯ ФИЛОЛОГОВ

Умение выбирать из многого лучшее — это основа деятельности литературного агента, профессии достаточно новой для нашей культуры. Однако именно литературный агент продвигает рукописи своих клиентов, выбирая лучшее, давая советы по организации текста. И нам бы хотелось давать такие первоначальные навыки человеку, который потом будет иметь дело с современной литературой.

В целом, говоря об областях востребованности филологов, нужно всегда помнить о двух сферах. Первая, очевидно, академическая деятельность – преподавание на разных уровнях. Здесь магистратура позволяет преподавать в высших учебных заведениях и продолжать совершенствоваться, получая дальнейшие научные степени и включаясь в пространство университетской жизни.

Следующая сфера применения компетенций, которые мы планируем формировать в рамках нашей программы, — издательская деятельность и все, что с ней связано. Специализация, которую мы предлагаем, позволяет филологу вступать в коллаборацию с издательством уже на качественно новом уровне. Помимо профессиональных навыков, требуемых в этой сфере, например, редактирование разного типа, выпускник будет способен предлагать новые проекты, создавать горизонт будущего, исходя из понимания, что и в каком виде можно сегодня предложить читателю. Мы хотим научить магистрантов умению, совмещенному с креативным и прогнозивным началом.

К примеру, мы знаем, что один из типов издания, который сегодня очень актуален, — это комментированное издание.

Проектов комментированного издания сегодня становится очень много – от академических проектов, то есть издания полного собрания сочинений, до конкретных книг и даже конкретных текстов. И каждый раз такое издание становится событием в мире литературы.

Важно, что филолог, владея общеструктурным инструментарием — пониманием того, как обустроен текст и как к нему подходить, легко адаптируется в огромной среде различного рода коммуникаций. 

О РОЛИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Цифровое пространство предлагает то, чего раньше не было в культуре, а именно публичное существование без границ. С другой стороны, важно понимать, что один из мощнейших векторов развития общества в целом – это обретение свободного времени.

Чем же заполнить это время человеку, попавшему в пространство безграничного внимания? Очевидно, что подлинная реализация возможна только в некоем творческом измерении, в котором важнейшей координатой было и остаётся слово. Поэтому потребность в словесном творчестве, которое предельно широко градируется от профессионального до любительского, сегодня крайне значима.

Если мы все эти факторы суммируем – свободу, творческое начало и безграничную возможность самовыражения – становится понятно, почему «словесное творчество», как широко определил литературную деятельность Михаил Бахтин, остается незаменимым и значимым как в координатах высокой культуры, так и в нашем повседневном существовании.

Магистерская программа «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий»

Программа готовит специалистов, обладающих разносторонними компетенциями в области реализации различных современных филологических практик интерпретации, комментирования и исследования структуры художественного текста, объединяя возможности академических и прикладных треков. Это позволит выпускникам либо продолжить академическую карьеру, либо работать в издательской сфере, в сфере литературной критики, организации научно-просветительских проектов, создании образовательного цифрового контента.

14 бюджетных мест

5 платных мест

3 платных места для иностранцев

Программа участвует в конкурсе «Раннее приглашение в магистратуру», в рамках которого можно получить статус победителя конкурса и именное приглашение к поступлению.