• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Физическая культура

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности
  • Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни
  • Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
  • Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре
  • Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии
  • Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает правила поведения и технику безопасности на занятиях физической культуры
  • Демонстрирует технику выполнения силовых упражнений с отягощениями и упражнений с собственным весом тела; технику безопасного выполнения упражнений на силовых тренажерах
  • Демонстрирует технику базовых шагов аэробики под музыкальное сопровождение (в том числе с использованием степ–платформы)
  • Демонстрирует безопасную технику выполнения упражнений с собственным весом тела и упражнений с силовым оборудованием
  • Демонстрирует комплекс упражнений, состоящий из суставной гимнастики и упражнений на растягивание основных мышечных групп
  • Демонстрирует комплекс упражнений пилатеса с использованием всех принципов пилатеса
  • Знает правила игры в волейбол
  • Демонстрирует в парах передачу мяча двумя руками сверху и снизу
  • Демонстрирует прямую нижнюю подачу через сетку с 3-мя попаданиями в любую зону игровой площадки
  • Демонстрирует прямой нападающий удар через сетку в прыжке с разбега
  • Демонстрирует прием мяча в зоне защиты с переводом в зону атаки
  • Демонстрирует игровые действия во время игры в волейбол
  • Знает правила игры в баскетбол
  • Демонстрирует ведение мяча правой и левой рукой в движении, на месте
  • Демонстрирует бросок мяча одной рукой в кольцо с линии штрафного броска
  • Демонстрирует бросок мяча двумя руками в кольцо с 6 м линии (с попаданием в кольцо)
  • Демонстрирует игровые действия во время игры в баскетбол
  • Знает цели и задачи массового спорта и спорта высших достижений; спортивную классификацию.
  • Умеет корректировать физическое развитие, двигательную и функциональную подготовленность средствами физической культуры, спорта и систем физических упражнений
  • Знает особенности занятий избранного вида спорта, правила спортивных соревнований
  • Умеет планировать спортивную подготовку к соревнованиям
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Спорт
    Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Универсиады и Олимпийские игры. Студенческий спорт. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений. Дается определение основным понятиям: массовый спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений.
  • Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
    Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта. Дается определение основным понятиям: перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки, структура подготовленности занимающегося.
  • Посещение спортивной секции по выбору студента: тренажерный зал, групповые программы, волейбол, баскетбол
    Тренажерный зал: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе в Тренажерном зале. Инструктаж в тренажерном зале. Совершенствование техники выполнения упражнений на тренажерах. Совершенствование техники выполнения упражнений на различные группы мышц (с отягощениями и с собственным весом). Общефизическая подготовка (ОФП) Групповые программы: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях групповых программ. Совершенствование техники основных базовых шагов аэробики. Соединение базовых шагов в комплекс под музыкальное сопровождение. Аэробика с использованием степ – платформы. Совершенствование техники упражнений с собственным весом тела, техники выполнения силовых упражнений с последующим увеличением силовой нагрузки и проработкой основных мышечных групп. Совершенствование техники упражнений с силовым оборудованием. Упражнения на растягивание основных мышечных групп. Суставная гимнастика. Система упражнений Пилатеса. Общефизическая подготовка (ОФП). Волейбол: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях волейбола. Правила игры. Совершенствование техники передач двумя руками сверху, снизу; прямой нижней подачи; прямого нападающего удара; техники игры в защите. Тактика игры в волейбол. Игра в волейбол. Общефизическая подготовка (ОФП) Баскетбол: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях баскетбола. Правила игры. Совершенствование техники владения мячом, техники игры в защите. Тактика игры в баскетбол. Игра в баскетбол. Общефизическая подготовка (ОФП).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Реферат
    Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    По физической культуре на зачете ставится оценка «зачтено/не зачтено». Студенты, имеющие основную и подготовительную группу здоровья получают оценку «зачтено», если за 1 и 2 модули посетили 33% и более всех практических занятий. Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц. Преподаватели кафедры физического воспитания могут вместо обязательных посещений спортивных секций НИУ ВШЭ – Нижний Новгород засчитать практические занятия студента в фитнес клубе/секции/студии Нижнего Новгорода (или нижегородской области, место проживания студента), при условии предоставления документов, подтверждающих его двигательную активность за отчетный период (договор/справка/абонемент из бассейна на имя студента с реквизитами организации, печатью, подписями). В этом случае, оценку «зачтено» получают, если по представленным документам студент занимался двигательной активностью более 50% отчетного периода. Подтверждающие документы студенты сдают в учебную часть.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    По физической культуре на зачете ставится оценка «зачтено/не зачтено». Студенты, имеющие основную и подготовительную группу здоровья получают оценку «зачтено», если за 3 и 4 модули посетили 47% и более всех практических занятий. Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц. Преподаватели кафедры физического воспитания могут вместо обязательных посещений спортивных секций НИУ ВШЭ – Нижний Новгород засчитать практические занятия студента в фитнес клубе/секции/студии Нижнего Новгорода (или нижегородской области, место проживания студента), при условии предоставления документов, подтверждающих его двигательную активность за отчетный период (договор/справка/абонемент из бассейна на имя студента с реквизитами организации, печатью, подписями). В этом случае, оценку «зачтено» получают, если по представленным документам студент занимался двигательной активностью более 50% отчетного периода. Подтверждающие документы студенты сдают в учебную часть.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. — 2-е изд., пере раб. - Москва : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2014. - 336 с. - ISBN 978-5-98281-157-8 (Альфа-М) ; ISBN 978-2-16-003545-1 (ИНФРА-М). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/432358
  • Бурухин С. Ф. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ГИМНАСТИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-06290-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-gimnastika-437594
  • Германов Г. Н. - ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. РАЗДЕЛЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с. - ISBN: 978-5-534-04492-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dvigatelnye-sposobnosti-i-fizicheskie-kachestva-razdely-teorii-fizicheskoy-kultury-438651
  • Гимнастика. Методика преподавания : учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич-Шилюк [и др.] ; под общ. ред. В.М. Миронова. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2018. — 335 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925772
  • Здоровье студентов: социологический анализ: Монография / Отв. ред. И.В. Журавлева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Социология). (обложка) ISBN 978-5-16-009142-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/425620
  • Михайлов Н. Г., Михайлова Э. И., Деревлёва Е. Б. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. АЭРОБИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 138с. - ISBN: 978-5-534-07225-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-aerobika-438432
  • Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики: Учебное пособие / Сидорова Е.Н., Николаева О.О. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 148 с.: ISBN 978-5-7638-3400-0
  • Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: Учебник / Резник С.Д., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 366 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010134-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/472506
  • Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. —431 с. - ISBN 978-5-238-01157-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028835
  • Ямалетдинова Г. А. ; под науч. ред. Еркомайшвили И.В. - ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 244с. - ISBN: 978-5-534-05600-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-fizicheskoy-kultury-i-sporta-441686