• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Учебные курсы
ФКН
Глава в книге
Правовой статус старшего поколения в современной России

Шлягина Е. Н.

В кн.: Старшее поколение современной России / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2021. – 779 с. Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 292-296.

Научно-исследовательский семинар "Теория и практика организации научных исследований в юриспруденции"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Сиземова Ольга Борисовна

Сиземова Ольга Борисовна

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Теория и практика организации научных исследований в юриспруденции» Научно-исследовательский семинар предполагает взаимодействие студентов и преподавателя при осуществлении коллективных и индивидуальных научных исследований. Основной целью является получение студентами навыков проведения научных исследований в области юриспруденции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью научно-исследовательского семинара «Теория и практика организации научных исследований в юриспруденции» является выработка у магистров компетенций и навыков проведения научных исследований в области юриспруденции. В ходе освоения дисциплины предполагается сформировать способность выбора предметного поля и обоснование предполагаемой темы курсовой работы/ магистерской диссертации магистрантом; помочь магистранту овладеть основными навыками научного поиска (работа с библиотечными базами научной периодики, знакомство с основными базами статистических данных в изучаемой области, ведущими журналами, регулярными статистическими изданиями) и освоить навыки презентации научного исследования, оппонирования, ведения дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Изучили методологию научного исследования
  • Изучили научную и академическую этику
  • Освоили общие положения науки, ее классификацию, а также структуру юридической науки
  • Рассмотрены основы методологии научных исследований
  • Рассмотрен вопрос постановки научной проблемы
  • Изучили научную концепцию и научную теорию
  • Различают предмет и объект исследования, цели и задачи. Могут обозначить логическую взаимосвязанность структурных элементов курсовой работы как научного исследования.
  • Сравнивают и различают практическую и теоретическую значимость исследования по праву. Могут структурировать и оформлять список источников и литературы
  • Могут структурировать курсовую работу.
  • Могут представить в концентрированном виде свою научную гипотезу и отстоять ее в научной дискуссии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в методологию научного исследования
    Знание и познание. Рациональное и чувственное познание. Теоретическое и эмпирическое познание. Принципы научного познания. Критерии научности знания. Научная деятельность. Мировоззрение как основа научной деятельности. Научное изучение и научное предвидение как формы научной деятельности. Средства познания и методы исследования.
  • Тема 2. Научная и академическая этика, эстетика научного познания
    Этика и эстетика научного познания. Понятие научной этики. Мораль, нравственность, этика, научная этика: соотношение категорий. Внутренняя и внешняя научная этика. Этические нормы научного сообщества (Р. Мертон): универсализм, общность, незаинтересованность, беспристрастность, рациональный скептицизм. Внешняя научная и академическая этика. Социальная ответственность ученых. Нормы поведения в академическом сообществе. Псевдоученые и псевдонаука. Роль академического сообщества в противодействии недобросовестному поведению в научной и академической среде.
  • Тема 3. Общие положения науки и классификация наук. Структура юридической науки.
    Понятие науки и научного исследования. Научное исследование как форма существования и развития науки. Основные цели и задачи науки. Классификация наук. Классификация наук по связи с практикой. Фундаментальные науки. Прикладные науки. Уровни исследования: теоретический и эмпирический.
  • Тема 4. Основы методологии научных исследований.
    Понятие методологии научных исследований. Содержание методологии научных исследований. Понятие и классификация методов научных исследований. Всеобщие методы познания. Диалектика и метафизика. Общенаучные методы познания. Методы теоретического научного исследования. Аксиоматический и гипотетический методы, формализация и абстрагирование, обобщение. Системный и исторический анализ. Специфика методов эмпирического научного исследования. Анализ и синтез. Дедукция и индукция. Аналогия. Наблюдение. Описание. Сравнение. Счет. Измерение. Эксперимент. Моделирование. Специфика предмета научного исследования в юриспруденции. Методы изучения государства и права. Позитивизм, мировоззрение и типы правопонимания. Метод правового исследования и метод толкования права: соотношение понятий. Сравнительно-правовой и историко-правовой методы: критерии и проблемы сравнения. Интервью, опросы, анкетирование. Метод фокус-групп. Контент-анализ. Этнографический и иные методы.
  • Тема 5. Постановка научной проблемы. Гипотеза как теоретическая стадия исследования научной проблемы
    Сущность научной проблемы. Постановка и формулирование научной проблемы. Научная проблема и тема научного исследования. Гипотеза – теоретическая стадия исследования научной проблемы. Содержание гипотезы, ее выдвижение и обоснование. Гипотезы-основания и гипотезы-следствия.
  • Тема 6. Научная концепция и научная теория
    Решение научной проблемы. Системный, функциональный и инструментальный подходы к исследованию и решению научной проблемы. Состояние и проблемы системного подхода. Формулирование задач в ходе решения научной проблемы. Концептуализация исследования: построение логической структуры научной концепции. Научная теория: сущность структура, функции.
  • Тема 7. Алгоритм проведения научного исследования: содержание, последовательность этапов
    Основные этапы научного исследования. Формулирование темы научного исследования. Актуальность научного исследования. Цель и задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования: понятие, соотношение, корреляция с темой, актуальностью и целью. Введение и заключение курсовой работы/ магистерской диссертации по праву: требования к содержанию, соотношение с темой и структурой исследования. Особенности формулирования промежуточных/ итоговых выводов по структурным элементам и итогам выполненной работы. Формулирование положений, выносимых на публичную защиту. Установление теоретической и практической значимости научного исследования.
  • Тема 8. База научного исследования по праву
    Методологическая, теоретическая и эмпирическая базы научного исследования. Подбор, систематизация и работа с литературными источниками и правоприменительными актами. Определение степени проработанности темы курсовой работы/ магистерской диссертации по праву. Список источников и литературы: структура, особенности оформления. Формулирование новизны и положений, выносимых на публичную защиту. Установление теоретической и практической значимости научного исследования.
  • Тема 9. Процедуры научного исследования
    Требования к курсовым работам, магистерским диссертациям в НИУ ВШЭ: сроки выполнения, объем, нормативная регламентация (https://nnov.hse.ru/ma/ls/courseworkmag). Взаимодействие с научным руководителем курсовых/ магистерских работ. Определение структуры/ плана научного исследования: корреляция с задачами исследования, особенности формулирования. Язык и стиль курсовой работы/ магистерской диссертации по праву.
  • Тема 10. Апробация проведенного исследования
    Способы апробации результатов научного исследования. Доклады и выступления на научных мероприятиях. Риторические способы ведения дискуссии. Общие требования к ведению научной дискуссии. Требования к формулируемым вопросам и ответам. Правовая аргументация. Тезисы аргументации. Регламент устных выступлений. Научные публикации. Научная статья как жанр академического письма. Академическая этика в НИУ ВШЭ. Особенности научных публикаций в зарубежных журналах. Подготовка презентаций выступления: содержание, структура, оформление, технические особенности. Юмористическая тональность научного дискурса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Аудиторная работа + 0.133 * Домашнее задание 1 + 0.133 * Домашнее задание 2 + 0.134 * Домашнее задание 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки : учебник / В.М. Сырых. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 464 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057746

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальные направления анализа права и правоведения: проблема междисциплинарного понимания и сотрудничества / В.Г.Графский - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-634-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/513643
  • История и философия науки: учеб. пособие / Э.В. Островский. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. — 324 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010764
  • Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права : монография / Д. А. Керимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Репр. изд. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2019. — 524с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/987204
  • Розин В. М. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-534-06419-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-441384