• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Правовой статус старшего поколения в современной России

Шлягина Е. Н.

В кн.: Старшее поколение современной России / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2021. – 779 с. Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 292-296.

Социолого-правовые исследования в юридической науке

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины позволит сформировать у аспирантов представления о применении стратегии социологического исследования, приобретение базовых знаний о методологии такой стратегии, а также навыков ее применения в праве. Аспиранты знакомятся с методологической базой стратегии социологического исследования, новыми теориями, моделями исследовательских проектов. Изучение дисциплины позволяет обрабатывать и интерпретировать данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим научным проблемам с учетом этических норм.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины являются формирование у аспирантов представлений о применении стратегии социологического исследования, приобретение базовых знаний о методологии такой стратегии, а также навыков ее применения в праве.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способен взвешенно и критически оценивать современные научные достижения; ориентируется в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска.
  • понимает значимость междисциплинарности в современном научном знании, обладает способностью целостного, холистического видения исследуемого предмета и системного мышления
  • демонстрирует способность аргументировать свою позицию сжато и убедительно в письменной форме
  • обладает знанием принципов и регулятивов академической этики, умеет сопрягать свое личное свободное научное творчество с ответственностью за результат коллектива
  • знает направления профессиональной самореализации технологии целеполагания профессионального и личностного развития; пути достижения целей профессионального и личностного развития. Формирует траекторию профессионального и личностного роста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема I. Логика социологического исследования. Классификация социологических исследований
    Логика социологического исследования: последовательность и взаимосвязь познавательных процедур. Основные исследовательские процедуры: описание, объяснение, понимание и прогнозирование. Определение социологического исследования. Классификация социологических исследований: по глубине анализа предмета исследования, по методам получения первичной информации; по цикличности и др.
  • Тема 2. Разработка программы социологического исследования
    Понятие организации социологического исследования. Разработка социологического плана: методологическая и методическая подготовка исследования, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели и постановка задач исследования, сбор первичной информации, подготовка собранной информации к обработке, математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулирование выводов и рекомендаций.
  • Тема 3. Метод наблюдения. Основания применения метода и его возможности
    Понятие и содержания метода наблюдения. Виды наблюдения. Основания применения метода и его возможности. Программа социологического наблюдения.
  • Тема 4. Метод интервью: особенности социологического исследования и возможности метода
    Характеристика метода интервью. Возможности и ограничения данного метода. «Эффект интервьюера». Классификация интервью. Ситуация интервьюирования как совокупность внешних и внутренних факторов. Структурные элементы ситуации интервьюирования.
  • Тема 5. Основное назначение анализа документов и область применения
    Понятие и виды документов. Характеристика метода анализа документов. Основные этапы анализа документов. Выбор необходимых видов документов для проведения исследования. Достоинства и недостатки данного метода и его область применения.
  • Тема 6. Социальный эксперимент
    Понятие социального эксперимента, его основное назначение. Классификация социального эксперимента. Алгоритм социального эксперимента. Выдвижение идеи, обоснование гипотезы. Разработка концептуальной модели. Разработка программы: цель, задачи, объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты. Выбор и подготовка субъекта и объекта эксперимента. Разработка конкретного плана действий. Реализация экспериментальной программы. Сравнительный анализ независимой и зависимых переменных в динамике. Контроль и корректировка. Предварительная оценка итогов. Вывод объекта из экспериментальной ситуации. Осмысление и теоретическая интерпретация итогов эксперимента (подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории). Разработка научных рекомендаций.
  • Тема 7. Основные методы обработки данных в социологических исследованиях.
    Корреляционный, факторный, кластерный, контент-анализ, многомерный, типологический – основные методы обработки данных в социологических исследованиях. Характеристика, особенности, достоинства и недостатки каждого вида обработки данных.
  • Тема 8. Логика типологического анализа данных
    Цель проведения типологического анализа. О понятии «тип». Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и классификацией. Класс. Объекты клас¬сификации. Алгоритм классификации. Классификационный при¬знак. Эмпирическая закономерность. Понятие типологического анализа. Основные понятия типологического анализа. Типообразующий признак. Априорная типология. Объект типологии. Этапы проведения типологического анализа. Логика типологического анализа данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Зачет + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки : учебник / В.М. Сырых. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982109

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Волков Ю.Г. - Социология. (Бакалавриат и Магистратура). Учебник (Изд.:6). - КноРус - 2019 - 496с. - ISBN: 978-5-406-06894-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931275
  • Жоль К.К. Философия и социология права: Учеб. пособие для вузов / К.К. Жоль. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 415 с. — (Международная серия «Bibliotheca Studiorum»). - ISBN 978-5-238-00852-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028919
  • Методология и методы социологического исследования / Климантова Г.И., Черняк Е.М., Щегорцов А.А. - М.:Дашков и К, 2017. - 256 с.: ISBN 978-5-394-02248-7
  • Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 624 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1007975